«Индейцы нас встречали, как родных…», - это одно из впечатлений от той поездки. В гости к племени команчи наши буряты отправились по приглашению университета Оклахомы. А вернувшись оттуда, они заявили: «Слишком много у нас общего». Это неудивительно, уверены ученые.
Все началось с проекта «От человека к человеку», который несколько лет назад организовали университет Оклахомы и Центр культуры коренных народов Прибайкалья. В его рамках в Иркутск прилетели коренные американцы – художник Брент Лернт и семейная пара танцоров Кевин и Крикет Конниверди. Задачей максимум стала попытка найти точки соприкосновения двух культур.
Заселение Американского континента происходило именно с земель нынешней Сибири через Берингию, утверждают ученые. Был такой участок суши на месте нынешнего Берингова пролива, около 15 тысяч лет назад соединявший континенты. В пользу этой версии говорят и научные исследования. Оказывается, коренные жители Сибири и Америки имеют до 38% генетического сходства.
Больше недели в Иркутске индейцы и буряты изучали друг друга
– танцевали, рисовали и пели, чтобы обменяться традициями и обрядами. Облачившись в национальные индейские костюмы, коренные американцы показали танец с обручами, круговой, танцы змеи и бизона, орла.
- Их круговой танец очень похож на наш ёхор, - в интервьб с нашей коллегой Ольгой Романовой поделился председатель Центра бурятской культуры Сергей Шоткинов, - с той разницей, что они за руки не держатся. В их музыке много похожих ритмов, а если переодеть в наши национальные костюмы, то их от бурят сложно будет отличить.
А вот в языках сходств, сколько ни искали, не нашли.
- Зато научили их некоторым словам на бурятском и русском, - продолжает Сергей Шоткинов. - Что удивительно, слыша слова впервые, они схватывали их произношение на лету и произносили уже без акцента.
За десять дней представители индейских племен побывали и в Усть-Орде, на Ольхоне и в Бурятии. Увидели красоты Байкала. А кроме того,
научились танцевать ёхор, есть буузы, задабривать духов - бурханить
- В первый же день повезли гостей в позную угощать бурятскими буузами, а на Ольхоне – омулем, - продолжил рассказ Сергей Шоткинов. - Старались, чтобы они попробовали разные блюда – бурятские, русские. Правда, в последний день перед отъездом художник Брент не выдержал такого рациона и попросил накормить его фастфудом. А еще, думаю, масса впечатлений у них осталась от поездки на уазике по Ольхону и, конечно, от байкальской природы.
- Я рад быть частью всего этого, - поделился с нами команчи Кевин Конниверди. - У нас и у вас очень сильная связь с родной землей, много историй и сказаний, связанных со священными местами. Эта связь с местом не дает нам покидать родные места, и в этом мы очень похожи.
"Мы выглядим одинаково, у нас похожие танцы и музыка, хорошо управляемся с лошадьми и стреляем из лука. Мы схожи во многом",
- это сказал шайенн Брент Лернт. И отметил, что фантастическая атмосфера и пейзажи запомнятся ему надолго. И кроме картин своих иркутских коллег, на память о Сибири он взял семь круглых белых камешков с Байкала. Для особого ритуала.
Однако той встречей на Байкале общение не закончилось…
Прошел лишь месяц, и делегация из Приангарья нанесла индейцам Оклахомы ответный визит. Семь сибиряков преодолели долгий путь на другой континент, чтобы принять участие в традиционном фестивале народа команчи Пау-вау, который напоминает бурятский праздник Сур-Харбан.
Больше суток пути с пересадками в Москве, Лондоне и Чикаго, прежде чем они добрались до Оклахомы, где проживает наибольшее количество этнических индейцев Америки.
В составе делегации – исполнитель горлового пения Александр Архинчеев из Осинского района, популярный певец из Улан-Удэ Чингис Раднаев, руководитель музыкальной школы из Хужире на Ольхоне Оксана Жамбалова, учитель английского языка из Курумкана Тамара Доржиева. А также иркутяне – художник Влад Урбаханов, исполнительница национальных бурятских танцев Ирина Шоткинова и председатель Центра бурятской культуры Сергей Шоткинов.
- В аэропорту нас встретили наши друзья Мэри и Татьяна, которые в августе побывали на Байкале, - продолжил Сергей Шоткинов. - Мы заехали на часок к Мэри перекусить, а потом нас отвезли в окрестности городка Лоутон в «Команчи каунти», где поселили в гостевом домике, стилизованном под ранчо.
На следующий день коренным сибирякам предстояло облачиться в национальные костюмы и вместе с индейцами племени команчи открывать фестиваль Пау-вау.
- Первыми прошли старейшины, затем принцессы в ярких костюмах. А следом представили нас.
Все шествие происходило под ритмичный бой барабанов и традиционные песнопения. Энергетика потрясающая! После завершения Пау-вау мы выступили на международном фестивале в городе Лоутон, затем нас перевезли в небольшой городок Норман и поселили в уютных коттеджах университета Оклахомы.
В течение всех десяти дней, что сибиряки провели в гостях у американцев, они нон-стоп давали концерты или проводили мастер-классы: по ёхору, горловому пению и игре на моринхуре. И почти каждый день ходили в гости.
- Нас пригласили сразу в шесть домов!
– с восторгом сообщил Сергей. - Так что проблем с едой вообще не возникало. Радушные хозяева постоянно нас чем-то угощали и все время дарили подарки.
Сибирякам понравились национальные индейские и типично американские блюда, но вскоре им захотелось наваристого супа и мяса. Желание гостя - закон, и индейцы устроили бурятам ужин с барбекю.
- Нас повезли в кафе типа наших шашлычек на окраине города,
- вспоминали путешественники. - Мы отвели душу, наелись мяса, заодно разговорились с хозяином заведения. Оказалось, он музыкант, играет и поет. Мы попросили его что-нибудь исполнить. Он не только сыграл, но и спел песню в стиле кантри.
Бурятские путешественники тоже не остались в долгу - Чингис и Александр исполнили по песне под гитару. Заглянувшие поужинать местные фермеры как вкопанные останавливались на входе, аплодировали и очень радовались, когда узнавали, что гости приехали из России.
- Всю нашу поездку нам встречались отзывчивые, добрые люди. А о том, что у наших стран напряженные отношения, в Оклахоме слыхом не слыхивали. Мы даже специально газеты местные просматривали. Единственный иностранный политик, чье имя один раз встретилось на страницах, - лидер Северной Кореи Ким Чен Ын.
- Действительно, люди - самое прекрасное и поразительное, что происходило с нами в Америке, - подтвердил художник Влад Урбаханов.
В перерывах между выступлениями в детской больнице, университете Оклахомы, образовательных центрах и индейской христианской церкви гости ездили смотреть достопримечательности. Например, на гору Скотт - высочайшую точку штата и священное для индейцев место, где раньше проходила граница между племенами команчи и кайова.
В один из дней перед отъездом сибиряков на родину для них провели особый ритуал очищения. Его индейцы бережно хранят и передают из поколения в поколение, а чести пройти его удостаивается не каждый.
- Вечером нас привезли к низкому круглому строению из жердей и войлока, похожему на маленькую юрту, - вспоминает Сергей. - Пол "юрты" также был выстлан войлоком, в середине имелось отверстие, а в земле вырыта неглубокая яма. Нас усадили вокруг нее, индейцы начали заносить раскаленные докрасна куски вулканической лавы.
После этого полог закрыли, и мы погрузились в полную темноту, лишь камни краснели по центру. Наш американский друг Кевин рассказал об истории этой церемонии, потом передал по кругу что-то вроде "трубки мира" - обычную папироску с табаком, которую сам и скрутил. А после стал поливать камни водой и сказал, что каждый может помолиться или рассказать все, что у него есть на сердце.
Юрта наполнилась густым паром, и люди заговорили о том, что было на душе, в основном как рады знакомству и общению друг с другом. Все действо длилось несколько часов, периодически добавлялись новые раскаленные камни.
- Мы потеряли счет времени, - сказал Сергей. - Как назывался ритуал, мы не запомнили, но эффект был как после сауны. Вероятно, прошли очищение по-индейски: физическое и духовное.
Ощутили ли буряты свое родство с индейцами за это время?
- Конечно! - Сергей Шоткинов не сомневается. - Если внешне мы немного отличаемся, то менталитет - как под копирку. Это ярко прослеживается в нашем отношении ко времени. Когда белому американцу говорят прийти к 11, он и приходит ровно в 11. Что индейцы, что буряты - хорошо, если к половине двенадцатого придут. Хотя мы все-таки стараемся не опаздывать, особенно на важные мероприятия. Кроме того, у их детей, как и у наших, есть монгольское пятно, а жилище индейцев племени навахо - хоган - как две капли воды похоже на западнобурятскую деревянную юрту.
В аэропорту все прощались уже словно близкие родственники, а Крикет даже дала волю чувствам и расплакалась.
- Очень эмоциональные и открытые люди, - отмечают наши путешественники. - Мы буквально сроднились за это время. Думаем, еще когда-нибудь съездим друг к другу в гости, а пока продолжим общение по интернету…
Фото из личного архива Сергея Шоткинова, а также из открытых источников
Вот такое путешествие. Друзья, если вам понравилось, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации
А еще вас могут заинтересовать эти наши материалы (жми на заголовки):