Найти тему

Не жалей себя. Себя жалеют только ничтожества (Отзыв на книгу)

Любимое произведение. Любимый автор. А потому буду критичен. На мой взгляд, Харуки Мураками умеет описывать повседневность поднебесной так, чтобы русский читатель воспринимал это так, словно сам видит все эти улицы, домики и дороги. Удивительно, не так ли? Но это как раз способность автора, которую у него не отнять. Наряду с этим могу выделить своеобразную атмосферу романтики. Даже не романтики, а чего-то большего. Моменты пошлости в его творчестве видятся как очередная повседневность и при прочтении не хочется краснеть или кричать «фу, пошлятина!». Такое, как думается, дано не каждому. Что касается данного произведения, то все вышесказанное сохраняется.

В центре сюжета Ватанабе. Он уже не молод и совершает перелет по какому-то своему делу. В самолете он слышит «Норвежский лес» и воспоминания юности вспыхивают, подобно огню, он вспоминает всех тех, кто остался в его прошлом, но вместе с тем, оставили след в его душе навсегда.

Этим прошлым он и делится с читателем.

Смерть, философия, грусть и осознание – Вот так, пожалуй, можно описать книгу. По-настоящему живые персонажи, которым ты доверяешь, которые не просто куклы. Каждый из них не без терзаний, и эти терзания не уйдут без следа. Мураками уделяет им очень много внимания, и каждый персонаж, как это должно быть в хорошей литературе, меняется по ходу сюжета, что-то обретает, переосмысливает, теряет. И здесь мы видим это. Почти.

И это действительно интересно. В большинстве своем. Однако преодолев половину страниц происходит какая-то пауза в книге, и не только героям, но и читателю становится как-то душновато. Словно автор захотел удлинить хронометраж. Благо это решается прочтением до очередной главы, но всё равно, осадок неприятный.

Еще одним недостатком выделю намеренное умалчивание деталей одного из сюжетных точек. К слову, повествование у нас идет от лица героя – Ватанабе. Мы видим мир через его призму. И когда герой дает нам кое-какой (без спойлеров, ребята, идите читайте) сюжетный камень, а потом поворачивает от него, пропуская некоторые недлинные, но, как мне кажется, важные моменты, начинаешь понимать, что-то здесь не так. Именно с этого момента (а сейчас идет речь почти о самой концовке) чувствуется ускоренность. Словно четыре пятых читается спокойно, как пеший шаг, то последняя одна пятая это забег на короткую дистанцию. Тут у нас добрая половина месяца (если не ошибаюсь) проскакивает парой фраз от героя, и мы подбегаем к концовке.

Финал, кстати, открытый. Но открытый как-то слишком настежь. Логичный конец есть? Есть. Сюжетные ветки героев закрыты? Закрыты. Но кажется, словно это было написано впопыхах, и несколько абзацев финальный текст потерял.

Итак, что же по книге.

Советую ли я Норвежский лес? Да. Но не могу выдать ему пять звезд из-за того, что очень сильно его люблю.

4 музыкальных пластинки из 5.