Найти тему
Загадки истории

КУМИРЫ ХХ ВЕКА #1.6/Они были первыми/6.Тайны полета Юрия Гагарина

Оглавление

Они были первыми

Тайны полета Юрия Гагарина

Со школьной скамьи мы знаем, что 12 апреля 1961 года на орби­ту отправился корабль «Восток» с летчиком-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на бор­ту. Его исторический полет продол­жался 108 минут и успешно завер­шился в заданном районе. Однако когда в начале 1990-х годов нача­ли рассекречивать документы, свя­занные с этим полетом, выяснилось, что многие его подробности и пробле­мы скрывались от общественности. И только сегодня нам стало известно, что же в действительности совершил первый космонавт планеты Земля.

Пилотируемый космический корабль «Восток» («Объект ОД-2») в конструкторском бюро Сергея Королева разрабатывался с апреля 1957 года. Изначально корабль предполагали делать в виде планера. Но быстро выяснилось, что построить его будет непросто.

Кто бы мог подумать, что этот улыбчивый деревенский мальчишка станет первым космонавтом Земли
Кто бы мог подумать, что этот улыбчивый деревенский мальчишка станет первым космонавтом Земли

Проблемы перед взлетом

Тогда инженеры решили, что для первого пилотируемого корабля идеальной будет шарообразная форма, ведь она хорошо изучена аэро­динамиками. Только вот изготовить весь корабль в виде шара не по­зволяли габариты ракеты, поэтому его скомпоновали из двух частей: сферического спускаемого аппарата (СА), в котором находился пилот, и приборного отсека (ПО), сгоравшего после разделения в атмосфере. Чтобы не усложнять конструкцию корабля системой мягкой посадки, было предложено катапультировать пилота из спускаемого аппарата на высоте 7-8 километров — так, чтобы он мог приземлиться отдельно под собственным парашютом. Оригинальная схема давала дополнитель­ный плюс: катапультирование можно было использовать при аварии ракеты на начальном участке выведения.
К концу 1958 года предварительное про­ектирование заверши­лось. Для проверки новой техники поста­новили делать три ко­рабля серии «Восток»: простейший 1КП, экс­периментальный бес­пилотный 1К и пило­тируемый ЗК (индекс 2К был зарезервиро­ван за спутником-фо­торазведчиком, впо­следствии получившим название «Зенит-2»). Они довольно сильно отличались по внутренней компоновке и используемым системам, но при этом сохранялась общая схема выхода на орбиту и спуска с нее. Каждый корабль выводился в космос трехступенчатым носителем, соз­данным на основе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7; затем по сигналу программно-временного устройства «Гранит-5В» или по команде с Земли он выдавал газовую струю из двигателя ТДУ-1 по направлению своего движения, за счет чего тормозился, сходил с орби­ты, разделяясь на две части; при этом приборный отсек сгорал в атмос­фере, а шарообразный спускаемый аппарат, падая по баллистической кривой и выпустив парашюты, приземлялся на территории СССР.
Все это хорошо выглядело в теории, но, когда начались реальные испытания, конструкторам пришлось преодолеть множество трудно­стей. Корабль 1 КП стартовал 15 мая 1960 года. Через четыре дня его попытались свести с орбиты, однако из-за сбоя системы ориентации он поднялся выше и оставался в космосе до 1965 года. Из-за дефицита времени следующим постановили сразу запускать корабль 1КП с по­допытными собаками Лисичкой и Чайкой на борту. 28 июля ракета- носитель с этим кораблем взорвалась и упала неподалеку от стартового комплекса, собаки погибли. Катастрофа заставила конструкторов бро­сить все силы на разработку системы аварийного спасения, и вскоре схема эвакуации спускаемого аппарата с гибнущей ракеты была создана и испытана, однако для первых 20 секунд полета задача в то время так и не получила решения.
19 августа на орбиту успешно вышел корабль 1К с собаками Белкой и Стрелкой. Он пробыл в космосе больше суток, совершив 17 витков вокруг Земли, и приземлился в заданном районе с отклонением все­го лишь 10 километров. Собаки быстро реабилитировались после полета, доказав тем самым, что живое существо может достаточно долго находиться в состоянии невесомости без видимого вреда для здоровья. Врачей только беспокоило, что самочувствие Белки после четвертого витка ухудшилось, поэтому во избежание возможных эксцессов было решено ограничить полет первого космонавта одним витком.
1 декабря в космос отправился третий 1К с собаками Пчелкой и Мушкой. Их полет тоже проходил нормально, однако при спуске ко­рабль был уничтожен системой аварийного подрыва, установленной по требованию военных. Позднее выяснили, что из-за технического сбоя траектория спускаемого аппарата оказалось слишком пологой, поэтому он мог попасть на территорию «враждебного» государства.
Запуск четвертого 1К с собаками Жемчужиной и Жулькой состоял­ся 22 декабря и тоже завершил бесславно: ракета не смогла вывести его на орбиту — зато сработала система аварийного спасения, и спускае­мый аппарат приземлился в тайге, в районе реки Подкаменная Тунгуска. Его удалось отыскать, а собак выз­волить и увезти в Москву.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космическое пространство
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космическое пространство

Корабли ЗКА, представлявшие собой упрощенную модифициро­ванную версию пилотируемого «Востока», стартовали 9 и 25 марта 1961 года. Хотя на орбиту в них от­правлялись только собаки и челове­коподобный манекен, прозванный «Иваном Ивановичем», фактически эти полеты были «генеральной ре­петицией» полета космонавта. Они прошли в целом успешно, но с од­ной общей проблемой: спускаемые аппараты приземлились с перелетом заданного района посадки на сотни километров. Быстро выяснить причину не представлялось возможным, и тогда Сергей Королев, стремясь опередить американских кон­курентов, пошел на осознанный риск, предложив пускать следующий корабль уже с человеком.

12 апреля 1961 года, 9:07. Старт космического корабля «Восток».
12 апреля 1961 года, 9:07. Старт космического корабля «Восток».

Приключения на орбите

Несмотря на все усилия инженеров, к апрелю 1961 года «Восток» оставался «сырым» кораблем. В нем хватало недоделок, некоторые приборы системы жизнеобеспечения требовали серьезной доработки. Сами космонавты из-за задержек с изготовлением скафандров СК-1 и носимого аварийного запаса (НАЗ) не смогли пройти полный курс по действиям в условиях аварийного приземления в нерасчетном райо­не. Однако время поджимало, и старт был назначен на период с 10 по 20 апреля. Хотя «Восток» для Юрия Гагарина специалисты готовили с особым трепетом, на полигоне было обнаружено и устранено свыше 70 мелких неисправностей. Контрольное взвешивание корабля с кос­монавтом в скафандре выявило перевес на 14 килограммов. Сразу воз­никла идея поменять космонавтов, ведь дублер Герман Титов был лег­че Гагарина, но Сергей Королев распорядился облегчить сам корабль, сняв с него часть контролирующей аппаратуры. В срочном порядке ин­женеры всю ночь срезали «лишние» кабели и снимали оборудование, предназначенное для беспилотных полетов; в результате пострадали датчики давления и температуры — если бы корабль «застрял» на орби­те, такое самоуправство могло закончиться печально.
Ракета-носитель стартовала 12 апреля 1961 года, в 9:07 по москов­скому времени. Корабль «Восток» вышел на орбиту высотой в пери­гее 181 километр и в апогее 327 километров. Высо­та апогея стала первой се­рьезной проблемой по­лета: она оказалась выше расчетной на 80 киломе­ ров. Однако расчетный апогей выбирался с тем прицелом, что если тор­мозной двигатель ТДУ-1 внезапно откажет, то «Вос­ток» в силу естественного торможения в высших слоях атмосферы сам сойдет с орбиты в течение пяти-семи суток. Под этот срок готовились и запасы системы жизнео­беспечения. Сход с реальной орбиты занял бы не меньше двух недель — к тому времени космонавт был бы мертв.
Разумеется, Юрий Гагарин об этом не знал. В ходе полета он спо­койно поддерживал связь с научно-измерительными пунктами. По­пробовал «космическую» еду (щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус) и консервированную воду, тем самым опровергнув мнение скептиков, полагавших, что питание в поле­те будет затруднено. Наблюдал Землю, звезды и космическое про­странство, регистрировал показания приборов, надиктовывая их на бортовой магнитофон и записывая в бортжурнал.
Случались мелкие неприятности. В невесомости от космонавта «уплыл» карандаш, и писать стало нечем. В магнитофоне вдруг закон­чилась пленка — Гагарин вручную перемотал ее на середину и продол­жил запись; из-за этого голосовая информация о нескольких минутах полета была утрачена навсегда.

Участники отряда космонавтов знакомятся с новой техникой
Участники отряда космонавтов знакомятся с новой техникой

Трудная посадка

Когда корабль вышел из тени Земли, в 10:25 прошло включение ТДУ-1. Двигатель должен был отработать 41 секунду, но выключил­ся на секунду раньше. В результате магистрали наддува остались от­крытыми, и в них под большим давлением начал поступать азот, что привело к закрутке корабля со скоростью 30%. Досрочное отключе­ние тормозной установки нару­шило штатную схему, и команда на разделение отсеков оказалась не выполнена. Ситуация сложи­лась уникальная, и Гагарин не мог оценить, насколько велика опас­ность развития событий. Одна­ко Юрий Алексеевич не запани­ковал. Он засек время по часам, продолжая с любопытством сле­дить за происходящим. Мигали окошки прибора контроля режи­ма спуска, корабль быстро и бес­порядочно вращался.
В 10:36 отсеки корабля все-таки разделились по сигна­лу от внешних термодатчиков. По мере движения в атмосфе­ре вращение «Востока» стало за­медляться, а перегрузки - плав­но нарастать. Кабина озарилась ярко-багровым светом, кото­рый проникал даже сквозь опу­щенные шторки. Юрий Гагарин услышал потрескивание - он не знал, откуда идет этот звук, но предположил, что таким эф­фектом сопровождается тепло­вое расширение оболочки аппа­рата. В воздухе ощущался легкий запах гари. Тут о мелких неприятностях пришлось забыть, потому что из-за крутой траектории спуска перегрузки возросли до 12 g (вместо штатных 9 g) — в глазах у космонавта «посерело».
В 10:42 на высоте 7 километров прошел отстрел крышки люка, и кресло с космонавтом катапультировалось из спускаемого аппарата. Через полсекунды вышел тормозной парашют, затем был введен в действие основной парашют, который буквально сдернул космонав­та с кресла. Одновременно отделился контейнер с носимым аварий­ным запасом — он должен был повиснуть на 15-метровом фале, но оторвался и упал вниз. Как следствие, не заработал радиомаяк кос­монавта, а сам Гагарин лишился запаса продуктов, аптечки, радио­станции, пеленгатора и надувной лодки, которая могла бы приго­диться при посадке на воду.
В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания - ска­фандр СК-1 не был снабжен баллонами, поэтому конструкторы пре­дусмотрели для космонавта возможность дышать окружающим возду­хом после отделения от кресла. Однако шарик клапана оказался при­тянут демаскирующей оболочкой, и Юрий Алексеевич потратил не­сколько минут на то, чтобы справиться с ним. На высоте 3 километров в соответствии с логикой работы системы спасения раскрылся запас­ной парашют — хотя космонавты еще до полета были против его ав­томатического введения, командование решило, что с запасным бу­дет надежнее. Таким образом, Гагарин спускался под двумя куполами с вертикальной скоростью 4-5 м/с. Управлять ими космонавт не мог и почти до самой земли летел спиной вперед. Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом по сносу — в положение, благоприятное для приземления. Сильный ветер северо-западного направления очень помог Гагарину: он отнес его от района катапультирования, которое произошло над весенним разливом Волги, на сушу.

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин и Главный конструктор Сергей Королев
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин и Главный конструктор Сергей Королев

«Я - Земля...»

В 10:53 ноги Юрия Гагарина коснулись земли. Весь полет продол­жался 106 минут, а не 108, как из-за ошибки утверждалось затем полве­ка. Расчетное место приземления, согласно полетному заданию, нахо­дилось севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области, но «Восток», вопреки прогнозам, спустился не с перелетом, а с недолетом на 180 километров. Поскольку изначально приземления спускаемого аппарата ожидали в другом месте, то никто не бежал Га­гарину навстречу - ему самому пришлось погасить купола парашютов, освободиться от привязной системы и двинуться на поиски людей.
Первыми космонавта встретили жена лесника Анихайят (Анна) Тах-тарова и ее шестилетняя внучка Румия (Рита). Следом с полевого стана прибежали шестеро механизаторов колхоза имени Шевченко. Гагарин познакомился с ними, узнал, что о его полете и возвращении переда­ют по радио. Еще через несколько минут прибыл майор Ахмед Гассиев из зенитно-ракетного дивизиона, дислоцированного у соседней дерев­ни Подгорье. Установив пост у парашютов и направив политрука ча­сти к спускаемому аппарату, майор в 11:15 доставил Юрия Гагарина в расположение своей части и вызвал командный пункт корпуса ПВО в Куйбышеве. Космонавт доложил генерал-майору авиации Юрию Во­вку: «Старший лейтенант Гагарин приземлился благополучно. Ушибов и травм не имею». На его поиски тут же вылетел вертолет.
На следующий день, 13 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин высту­пил перед Госкомиссией с подробным докладом о полете и замеченных проблемах. Его рассказ помог конструкторам не только доработать сиистемы «Востока» для последующих орбитальных рейсов, но и внести технические предложения по проекту корабля «Север», который изве­стен нам сегодня под названием «Союз».
14 апреля Юрий Гагарин отправился в Москву, где его встречали ли­кующие толпы сограждан. Начиналась эпоха проникновения человека в космическое пространство.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)