"Не то ребенок, не то чурбачок" или почему детей ругать нельзя

Детей в семье охраняли особенно. Считалось, что любой злой дух может навредить маленькому человеку.

Священнослужителя можно было не в каждой деревне найти. Уж если кто совсем в глубинке живет - так на десятки километров нет их. А крестить-то надо, чтобы оберечь.

Для этого мама или бабушка проводила обряд крещения самостоятельно, с нехитрыми подручными материалами.

У меня мама на шестке моих детей крестила. Вот это, на плиты-то таз теплой воды наладила, да "Окрестиля еси, миром помазался еси. Окупался еси, освятился еси, миром помазася еси." Мама крестила.
(Е.О. Никулина, 1903 г.р.)

Шесток - это всегда теплая полочка перед устьем печки. Туда таз и ставили.

В войну, когда не только батюшку, но и крестик найти невозможно, во время крещения делали бумажные крестики. С ними и ходили.

А что если не крестить?

Если дите некрещеное, да еще и оставить его одного пришлось, тот пиши-пропало.

Особенно боялись бани. Ба[Й]ник или банник не дремлет.

Банник - это строгий дух, живущий в бане. Он и пар нагнетет, и погадать поможет, и наказать при неуважительном обращении.

Пришла мама с ребенком мыться, да мыло позабыла. Оставила ребенка одного, убежала в дом. Пришла - ребенок на месте лежит, завернутый. Да только уж и не ребенок то вовсе, а чурбачок.

Забрал его банник, а вместо дитя полено подложил.

Растит мать такого ребенка и не предполагает, что это чурбачок. Только колдуны да знахари могут увидеть подмену. А остальные люди просто в недоумении.

Ребенок такой или становился сильно капризным, плакал без устали. Или кормишь его, кормишь, литр молока в день выпивает, а не растет. Все такой завернутый в пеленки малыш остается.

Вот, к примеру, из одного рассказа бабушки:

"Не знаю, как это. Легенда или что. Подошла и спрашивает - кто это у вас тут. В зыбке качают. Она взяла топор, раскрыла. А там чурка дров. Как эта чурка могла реветь и литр молока за раз выпивать - не знаю. Или уж обвёртыш такой есть. Я не знаю. Бог знает. В байне нельзя оставлять ребеночка одного, нельзя!"
(А.Е. Хорева)
Фото - pixbay
Фото - pixbay

Зыбка - это люлька или колыбель. Чтобы от ребенка еду отвратить, зыбку тоже оберегали.

Под зыбку клали веник, а внутрь, для обережных целей, могли положить нож, ножницы, соль, иконку, овес, засохшую пуповину. Если мать уходила, под зыбку она кидала часть своей одежды - пояс, рубаху, платок.

Банница

В некоторых местах был не только банник, но и банница. Женщина поле родов могла жить в бане несколько дней. Все это время с ней рядом находилась сестра, подруга или еще какая женщина.

Рассказывали случай, в котором фигурирует не мужской дух - банник, а женский - баенница.

Девушка отлучилась от роженицы по воду, а сама велела роженице ноги крестом сложить, чтобы как защита была от злых сил.

"Вот она ушла, вдруг глаза открываю - стоит женщина передо мною. Во лбу один большу-у-шшой глаз и грит: Женщина, скинь ногу! Скинь ногу!
Это штобы креста не было. Она бы к ней подошла, мооэт ей шоб и сделалось!"
(А.И. Афоничева, 1914 г.р.)

И если баенник или банник был с двумя глазами, то баеннице один глаз приписывали.

Не ругай меня, мать!

Ребенка могли забрать и подменить духи, если мать на него ругалась. Потому в народе детей старались обласкать, не ругать за проказы и проделки. Не то домовой, леший или кикимора живо полено вместо ребенка подбросят.

Мог дворовой забрать.

"Нельзя ругать, никак. Не то обменят. Раньше-то были такие случае. Унесут ребенка, поставят, полено положат. Ребенок ревит день и ночь. Знахари-то были раньше хорошие. Цто ты, говорит, возишься с поленом-то? Там нету ребенку-то, ребенок отобран. Есть, были колдуны, что вернут ребенка."
(С.П. Другова, 1928 г.р.)

Как понимаем, жизнь народная простой не была. Но тем интереснее в обряды вникать.

Про беременность и роды говорили в предыдущей статье, почитать можно тут.

И помните - лайк и подписка - стимул писать больше. Репост - новые темы для разговора с друзьями.

#Этногород #обычаи #традиции #обряды #история #фольклор #история России #домовой #банник #дети