Выбираясь иногда погулять по Питеру из своего особнячка на Ваське, я люблю притворяться обычным человеком.
Кстати, как выяснилось, даже если бы я не маскировала клыки и не покрывала тональным кремом бледную кожу, все равно на меня не обратили бы внимание жители и гости города. Сегодня можно встретить спокойно разгуливающих по Петербургу гриффиндорцев, эльфов и ... даже бородатого (!) Петра I.
Именно такого я встретила в Екатерининском саду, когда пришла туда на прогулку.
Не успев, скрыть улыбку от увиденного бородатого персонажа, я вспомнила легенду, которая известна многим интересующимся жизнью и историей Санкт-Петербурга.
Напоминаю, есть поверье, что под памятником Екатерине II зарыт клад.
А теперь открою секрет - клад действительно есть! Сумрак открывает не просто закрытые двери, но и хранит исторические события в их первоначальном виде.
В 1865 году, в день закладки памятника, одну даму настолько переполнили эмоции, что она в порыве чувств сняла с пальца обручальное кольцо и бросила его в закладную яму. Ее примеру последовали и другие петербуржцы. Это общеизвестный факт. Сумрак же ответит на вопрос: кто надоумил даму бросить кольцо? - Конечно, это были мы с тетушкой Геллой))) Скажете - выдумка? Нет. И в подтверждение могу сказать, что Сумрак охраняет до сих пор эти сокровища. Даже большевики не стали копать яму под Екатерину и переносить памятник в угоду своим интересам.
Напомню, в 30-е годы 20-го века в Екатерининском саду планировали установить вместо Екатерины Великой памятник Ленину. Но что-то остановило большевиков, которые кроме этих грандиозных замыслов, отчаянно нуждались в деньгах. Этим "что-то" и был Сумрак.
Сумеречное влияние оказывается на площади Островского не только на сохранность сокровищ, спрятанных под Великой императрицей, но и на охрану места, на котором построен Александринский театр.
Все актеры и служащие театра знают, что ходить по каретным галереям здания нельзя. И не ходят! Как же можно ходить, если там до сих пор в Сумраке сохранилось здания старого деревянного театра?!
По началу, как только новое здание Карла Росси было построено, молоденькие актрисы в каретных галереях ждали экипажи, чтобы побыстрее добраться домой, но поскольку сначала выезжали богатые зрители на своих каретах, потом зрители без карет - на извозчиках, и только потом - актрисы, многие из последних промерзали настолько, что заболевали, а иногда и умирали.
Хотя, предание о галереях в годы блокады спасло жизнь одного горожанина. Бомба упала на территорию площади и осколки залетели в галерею, прохожий же шел, следуя поверью, вне галереи - это и спасло ему жизнь.
К слову, на охрану галерей поставлена одна из актрис Александринки, убитая в этой самой галерее. Сумрак не любит, когда по нему топчутся)))
Поэтому ходить и через Катькин сад актерам нельзя (роль не получишь и денег не будет), а уж если идешь, то ни в коем случае нельзя смотреть в лицо императрицы (могут даже уволить из театра).
Ну, и раз уж мы сегодня говорим о памятнике Екатерине Великой, нельзя не рассказать историю о том, почему императорские приспешники, изображенные на монументе, расположены именно в таком порядке.
Начнем с лицевого подножия.
Фаворит императрицы Григорий Потемкин априори должен был быть на лицевой стороне памятника. Кстати, первоначально князь должен был опираться ногой о мягкую подушечку. Но приемная комиссия указала скульпторам Алексею Опекушину и Матвею Чижову, что это слишком фривольная поза для государственного деятеля. Поэтому подушечка легким движением творческой мысли и добавлением пера превратилась в османский тюрбан))) Его-то и попирает ногой Потемкин, отвернувшись от фельдмаршала Петра Румянцева.
Царедворцы не ладили между собой, поэтому Потемкин и отвернулся от Румянцева к Александру Суворову. Но вся эта троица символизирует не только фаворитизм, но и великие военные победы России, а императрица повернута в их сторону лицом.
Если двигаться от лицевой части памятника влево, то там расположилась скульптура Екатерины ДАшковой - первой в мире женщины - президента Академии наук.
ДАашкова вначале была верной сподвижницей Екатерины II, но в дальнейшем удалилась из двора и дворцовых интриг, поэтому бывшая подруга императрицы расположена на монументе сбоку, рядом с Гавриилом Державиным.
Этот поэт написАл величественную оду в честь Екатерины. Прогиб, как мы видим, был засчитан и Гавриил Романович оказался также изображенным на памятнике в числе прочих.
С левого бока императрицы расположились директор почт Александр Безбородко и руководитель Смольного института и Академии Художеств Иван Бецкой.
Эти двое - люди, как сегодня сказали бы, сделавшие себя сами. Только благодаря собственным трудам и талантам Бецкой и Безбородко смогли заслужить внимание и доверие императрицы, а также место сбоку на пьедестале памятника.
И, наконец, кто же расположился за спиной Екатерины? На кого она никогда уже теперь не взглянет? Тут граф Алексей Орлов-Чесменский и адмирал и полярный исследователь Василий Чичагов.
Чем же эти двое не угодили императрице?
Алексей Орлов - триумфатор Чесменских сражений, когда-то вместе с братом вознесший Екатерину на престол, оказался сзади по той же причине, что и ДАшкова. Фаворитом стал Потемкин, и Екатерина Алексеевна решила удалить от двора Орлова. Но заслуги его потомки не забыли и поместили Алексея Орлова на памятник, но со стороны Александринского театра.
А вот Василий Чичагов, не смотря на свои военные и исследовательские заслуги, заслужил неодобрение императрицы, когда матерно выругался в ее присутствии, слишком увлекшись эмоциональным рассказом об одной военной баталии. Так что и он разместился на памятнике со стороны ... спины Екатерины Великой.
Сумрак знает и хранит все.
Увидимся в Сумраке!