Найти тему

Рецензия «Судья» (2014).

Хэнк Палмер, адвокат из Нью-Йорка, настоящий мастер своего дела: ему под силу вытащить своих клиентов из, казалось бы, самых безнадежных ситуаций при помощи умелого манипулирования фактами и психологией суда и присяжных. Выбранная профессия и постоянное общение со злодеями разных мастей, сделали из Хэнка циника, да такого, что его не желают даже видеть родные и близкие. Но судьба заставляет его приехать в свой небольшой городок в Индиане на похороны матери. Встреченный своей семьей без видимой радости, Палмер уже собирается уехать обратно в большой город, но вдруг его отец, местный судья, становится главным подозреваемым в деле об умышленном убийстве. Хэнк берется защищать отца, с которым не общался около 20 лет, но его пижонская манера ведения дел не работает в провинциальном городе. Чтобы избежать обвинения семье предстоит понять и простить друг друга.

Сможем ли мы вспомнить за пару секунд драматические роли Роберта Дауни – младшего? Нет. В последнее время он ассоциируется исключительно с Железным человеком или Шерлоком Холмсом. Являются ли эти роли драматическими? Вряд ли. Его полностью поглотили эти роли? Ни в коем случае! «Судья» демонстрирует, что Роберт может быть другим.

Интересно, что режиссер картины Дэвид Добкин раньше не снимал ничего подобного, на его счету комедии «Шанхайские рыцари», «Хочу как ты». Однако компанию ему составили сценарист Ник Шенк («Гран Торино»), оператор Януш Камински («Первому игроку приготовиться»), в кадре появились Дауни – младший, Роберт Дюавалл, Билли Боб Торнтон, Вера Фармига – любое из этих имен напоминает лишь о качественном кино. Оставалось правильно расставить акценты, с чем Добкин справился на «отлично».

Стоит отметить, в первую очередь, великолепный сценарий. Фильм длится почти два с половиной часа и каждую секунду этого времени держит зрителя в напряжении. В самом начале, кажется, что картина покажет противоборство большого города и маленького – успешный адвокат возвращается на родину, где от силы пять улиц и понимает, что здесь работают совершенно другие законы и правила, нежели те, к которым привык он. Затем лента показывает нам философскую сторону, задаваясь вопросами о том, что бы мы оставим после себя, какими бы мы хотели запомниться родным и миру, что нужно сделать для этого. Ну и конечно скелет в шкафу – семья. Воспитание детей, измена и верность, наказание и поощрение – то, что скрывается за дверью, казалось бы, обычного дома, иногда может нас шокировать, испугать или очаровать.

Очаровывать и доводить до слез лучше всего получается у ведущих актеров. Хоть Дауни и прибегает к своему фирменному позерству, но и в его глазах иногда блестят слезы. Его герой хоть и циничен, но способен на чувства, которым иногда дает волю. Роберт Дювалл великолепно сыграл роль судьи, человека с огромным авторитетом и влиянием, привыкшем распоряжаться чужими судьбами и свободой, вдруг оказывается обезоружен, обездвижен условностями и старыми обидами.

Фильм заставляет задуматься и начать рассматривать семейные взаимоотношения, не пора ли взглянуть на самого себя и переосмыслить некоторые вещи, как это сделал Хэнк.

Текст: Аристова Ксения