Найти тему
Разумная Вера

Новый завет для любопытных — Ep.54

Читаем 18-ую главу. Разбирались перед этим как Иисус объясняет, что если другой человек поступает неправильно, то сначала поговори с ним наедине. Потом, если не послушает тебя, то поговори с ним ещё вместе с кем-то. А если не послушает и их, скажи церкви.

Но если он не послушает ни тебя, ни потом нескольких людей, ни потом даже после публичного оглашения этой проблемы не изменится и будет дальше поступать неправильно, тогда это уже не совсем та ситуация, когда человек делает что-то по ошибке, или по незнанию, или по непониманию.

Потому что если человек поступает неправильно по незнанию, и ему объяснить что не так, то он постарается так больше не делать. А если он все-равно так делает, то значит он не понимает уже разницы между правильным и неправильным. Значит он уже потерял это чувство отличия что хорошо и что плохо.

И Иисус говорит: Тогда будет он тебе как человек не видящий лицо отца небесного. Иисус говорил про детей, например, что ангелы их на небесах всегда видят лицо отца небесного. То есть что у них есть это духовное знание того, что хорошо и что плохо.

И Петр, ученик Иисуса, подходит и спрашивает, говорит: Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?

Мы разбирались, что грех – это как слово погрешность, то есть просто как отклонение от правильного.

И Иисус отвечает ему: Не говорю тебе до семи раз. Но до семижды семидесяти раз.

И я в прошлый раз нашел, что в книге Бытие, первой книге в Ветхом завете, эти же самые цифры используются про проклятия.

Один из первых детей Адама и Евы по имени Каин убил брата своего, и Бог обрёк его на страдания, и вроде как чтобы он страдал и не умер, написано, что всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро.

А потом у Каина родился сын по имени Енох, у Еноха родился Ирад, у Ирада Мехиаель, у Мехиаеля Мафусал, у Мафусала Ламех.

А Ламех тоже кого-то убил, и написано: Сказал Ламех, если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

Это Ветхий завет, я не сильно глубоко там разбирался, но на мой взгляд суть в том, что оно будто развернулось в обратную сторону. В Ветхом завете эти цифры используются про проклятия, а в Новом завете вот наоборот, про прощение.

Там это было такое, что аж в семь раз больше проклятия, отомстится всемеро, или аж в семь-десят раз всемеро.

И я в тот раз сказал, что наверное это как 70 раз, и так 7 раз. Хотя возможно, что до семижды семидесяти раз – это может быть как 7х7х7х7 и так семьдесят раз, то есть совершенно какое-то бесконечное число. Хотя не знаю.

Но в общем Петр подходит и спрашивает: Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? А Иисус отвечает: Не говорю тебе до семи раз. Просто прощай и все. До семижды семидесяти раз.

И понимаешь, мы говорили, что это сейчас у нас есть христианство. А когда Иисус жил Библия была тем, что сейчас называется Ветхий завет.

То есть тогда Ветхий завет не был ветхим, то есть старым, он был актуальным законом. И представь просто людей того времени. Проклятия семьдесят раз всемеро они знали. А тут вдруг такая же цифра, но про ПРОЩЕНИЕ.

И давай ещё раз: Книга от Матфея, первая книга в Новом завете. Матфей – это ученик Иисуса. Глава 18, стих 21:

[Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи раз», но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;]

Чтоб сразу было понятно, помнишь мы в предыдущей 17-ой главе разбирались что такое дидрахма? Смотрели, что драхма – это древнегреческая монетная единица.

Мы смотрели древнегреческие единицы измерения и там было: Талант, мина, драхма. Один талант равнялся шестидесяти минам. Из одной мины серебра чеканили сто драхм.

И смотрели тогда, что ди-драхма это монета в две драхмы.

Так и вот, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов...

[а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.]

Давай ещё посмотрим динарий. Я пишу в поиск "динарий это"... Название Римской серебряной монеты. По подсчетам современных исследователей один динарий равнялся среднему суточному жалованию.

Так. Тогда можно попробовать поискать что-то типо "динарий сколько драхм"...

Вот: По весу и ценности римский динарий приравнивался к греческой драхме. Но во время земной жизни спасителя имел меньшую ценность.

Драхма составляла сотую часть мины... Я говорил, да? Что из одной мины чеканили сто драхм. И шеститысячную часть таланта! Потому что в одном таланте было шестьдесят мин серебра.

А динарий был примерно как драхма и приравнивался суточному жалованию. Тогда получается, видимо, что 100 динариев – это примерно как зарплата за 100 рабочих дней.

А если считать 2 выходных в неделю, то в месяце 20 рабочих дней. Тогда 100 динариев – это как оплата за 5 месяцев работы. То есть это, в принципе, не мало, это определенно весомый долг.

Но это все же несравнимо НИЧТОЖНЫЙ долг, по сравнению с долгом в десять тысяч ТАЛАНТОВ!

Если сто динариев – это как одна мина серебра. А шестьдесят мин серебра – это ОДИН талант. А тут десять тысяч талантов! Это как я не знаю сколько динариев.

И Иисус приводит притчу, приводит пример, он говорит образ, что мол [Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.] Возможно, что товарищи того, кого он посадил в темницу. [Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.]

То есть Петр подходит и спрашивает, сколько раз прощать мне другого человека, который по отношению ко мне неправильно поступил? До семи ли раз? А Иисус говорит, до семижды семидесяти раз. Почему? Да потому что, как говорится, обида – это факт в твоей, а не в его биографии. Какие там ещё фразы хорошие на эту тему были? Я сейчас не помню.

Но помнишь мы разбирались в 12-ой главе что значит простить? Я искал тогда, что простить – это значит освободиться от боли, обиды... Что прощение – это освобождение от того негатива, который вы носите в СЕБЕ!

И Иисус говорит что мол так и отец небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. В том плане, что помнишь, как Иисус говорил что не судите, да не судимы будете. Ибо что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а вот, в твоём глазе БРЕВНО.

Говорит вынь прежде бревно из своего глаза. И тогда увидишь как вынуть сучок из глаза брата твоего. То есть мол так не пойдет, когда люди замечают за другими, но не за собой. Потому что за собой там ничуть не меньше косяков, а тогда почему бы не относиться с пониманием и к косякам других людей? Если бы мы хотели, чтобы к тому, где мы ошибаемся относились с пониманием.

И тогда какая разница сколько раз. Это как, знаешь, человек может спросить как что-то сделать, и ты ему объяснишь, а он потом ещё раз подходит и спрашивает. И можно человека оскорбить, типо я тебе уже всё объяснил, и человек будет чувствовать себя ужасно. А можно показать все как в первый раз, столько раз, сколько ЕМУ это потребуется. Сколько нужно раз пока ОН не поймет. И тогда человек не закроется и не останется в положении, когда и не понимаешь, и боишься спросить. А человек разберётся и будет рад когда поймет, и всем от этого лучше станет, потому что он будет свою работу лучше выполнять, а не просто сидеть на своем рабочем месте.

С детьми это, кстати, очень важно, быть готовым сто раз повторить одно и то же как в первый раз, с любовью и заботой, а не срываться типо "я тебе сто раз говорила ешь над столом".

Ты сначала объясни нормально зачем есть над столом. Чтобы вот крошки и капли падали в тарелку, а не на штаны. Если опять ест не над столом, ну дай ему ошибиться, пусть уронит свое мороженое на пол. Покажи снова, что над тарелкой удобнее, можно ложкой доесть, а с пола уже все, пропало. Ну капнул он супом на штаны, ну опоздали вы в театр, или пришли с пятном, ну и что? Почему штаны или билет в театр вдруг важнее ребенка.

Ну то есть сколько нужно раз человеку, пока до него не дойдет что-то, столько нужно. Поэтому Иисус не считает там, до семи раз, или не до семи раз... Говорит что мол у вас самих не должно быть внутри обиды на это. Типо что это не должно заставлять ВАС самих поступить как-то неправильно.

Потому что, говорит, как если бы царь простил кому-то долг в десять тысяч талантов, а этот человек пошел и не простил кому-то долг в сто динариев, то как бы пщщ... Чего бы это тебе не простить кому-то долг на сто динариев, если тебе самому простили долг на десять тысяч талантов? Говорит злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

То есть этот человек сам был много должен, но ему простили, к его ситуации отнеслись с пониманием. Так отнесись тогда с пониманием и к другим, кто в такой же ситуации. И Иисус говорил в молитве отче наш, мол, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И я говорил, очевидно, что речь не про деньги. И разбирался что долг – это этическая категория обозначающая нравственное обязательство.

И Иисус тогда говорил в шестой главе: [Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.] Почему?

Да потому что это вопрос собственного внутреннего состояния. Потому что человек, который видит, что и он тоже человек, что он хороший, но не всегда все получается идеально, тогда он и к неидеальностям других людей относится с пониманием. А если он к другим относится слишком строго, если он ненавидит всех вокруг за то, какие они идиоты, то он сам ли не идиот по отношению к другим в этой ситуации?

И сейчас Петр спрашивает, сколько раз прощать, до семи ли раз? А Иисус говорит, до семижды семидесяти раз. Типо как где? В Караганде. То есть такой ответ как это, знаешь, бывает риторический вопрос, который не требует ответа, только такой риторический ответ, если так можно сказать. И говорит простить от сердца, то есть реально не иметь на что-то злости. Не просто формально простить, а в сердце все-равно держать обиду. А простить от сердца, то есть прям... Понимаешь, да? Напомню, что прощение – это освобождение от того негатива, который вы носите в себе.

Но опять же вот, а можешь ли ты злиться, когда тебя злят? Да конечно можешь. Можешь ли ты расстраиваться, если тебя расстраивают? Ну естественно да. Это же не о том, чтобы быть неадекватным каким-то. Как картинка, где сидит собака на стуле, пьет кофе и улыбается, типо все хорошо, а вокруг там все горит.

И если человек, например, ворует, то он за это может получить наказание. Сначала это может быть штраф, потом если продолжает так делать может сесть в тюрьму. То есть это не о том, чтобы теперь поощрять преступность. Не о том, чтобы бояться теперь наказать того, кто нарушает все законы жизни и приносит какое-то разрушение.

Это вот, конечно, такой непростой момент, потому что с одной стороны мы не должны сказать типо это преступник прям, бандит, но я ему прощаю, иначе мне не простит отец небесный... И тогда этот человек будет просто безнаказанно творить беззаконие, ведь его же не накажут. И это неправильно.

Но и при этом Иисус говорил, что если кто ударит тебя в правую щеку, поверни к нему и другую. И если кто захочет судиться и взять у тебя рубашку, то отдай ему и верхнюю одежду. Это он говорил в пятой главе. Но мы говорили тоже, что это было о том, чтобы не оказаться в состоянии жертвы.

Потому что если тебя ударили и ты теперь живёшь чувствуя себя униженным и страдающим, то эта ситуация уже давно прошла, а ты себя до сих пор плохо чувствуешь. Или если ты не собирался человека бить, но после его удара начал махать кулаками, тогда ты потом сам можешь долго переживать, что разбил ему нос, например. Потому что ты как бы не то, чтобы сам решил так делать, или так не делать.

Но при этом если, я не знаю, человека хотят убить и ударили по лицу, то стоять и говорить типо ну теперь бей меня в другую щеку, так это неадекватное поведение. Знаешь, что значит адекватное? Адекватный – это значит соответствующий ситуации.

То есть что, как бы, чтобы ты сам оставался в состоянии принимать собственное решение по поводу каких-то поступков и по поводу своего внутреннего состояния, а не был ведомым какими-то реакциями, из-за которых потом страдаешь или переживаешь, что неправильно поступил.

Потому что, ну действительно, например, когда тебе в магазине нахамят, то хочется грубо ответить, но если ты так ответишь, то потом выходишь и переживаешь о том, что неправильно поступил. А если как бы покрываешь, что человек себя неправильно ведёт, то скорее всего потом он будет переживать, что неправильно поступил.

Хотя это уже не важно, будет он или не будет. Главное, что ты не переживаешь, что сам неправильно поступил. Промолчать, если тебя обсчитали, это, например, тоже неправильно. Тут уже ты себя не очень уважаешь за то, что ты правильно не сделал. Ты можешь об этом вежливо заявить.

Хотя я не знаю, если это рынок какой-то и браток там позвал братков, то все, понятно, никаких вопросов. Ушел. Иисус говорит, будьте мудры как змеи и просты как голуби. Змеи не вступают в открытые лобовые бои, они мягко проникают. А голуби чисты и невинны. То есть как бы он говорит, что будьте мудры, но чисты. Вернее сказать чисты, но мудры, да? Если правильно выразиться.

Короче простить – это не значит не постоять за себя, да? Не значит разрешать поступать по отношению к себе неправильно. Это значит, что ты как бы просто относишься к этим всем ситуациям с пониманием. Относишься с чистым сердцем.

И Иисус говорит что, мол, если не простите от сердца своего, брату своему, согрешений его. То значит будете плодить обиду, будете плодить злость, будете плодить ненависть. Иметь это все внутри себя самого. И тогда в духовном плане не можете быть чистыми как дети, которые поплакали если обидно, но через пять минут уже бегут и искренне тебе радуются.

Ещё раз: [Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи раз», но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.]

То есть ну это тупо, если я тебя простил, например, а ты пошел и другого человека наказал. Тогда нелогично, что я тебя простил. Если ты прощенный пошел и сделал кому-то плохо. Я мол не для этого тебя прощал. Я тебя прощал, чтобы в мире лучше было, чтобы наказание не случилось. С какой радости тогда ты вдруг пошел и наказал другого. То есть все-равно наказание случилось.

И казалось бы, так а не должен был бы отец небесный простить и это?

Если Иисус говорит прощать без счета, сколько нужно раз...

Вот я о том и говорю, что это не значит теперь поощрять нарушения.

Господин простил ему ЕГО долг. Он его за ЕГО ошибки не наказал. Но он наказал его за то, что тот наказал другого.

То есть если ты поступаешь где-то не идеально по отношению к другим – понятно, бывает, это земная жизнь... И Иисус говорит такое просто прощать и все.

Он не говорит, что отец небесный накажет тех, кто где-то неидеально поступает, нет, говорит господин простил ему долг в десять тысяч талантов.

То есть бесчисленное число драхм, которые равнялись суточному жалованию. То есть десять тысяч талантов это, я думаю, что покрывает каждый день всей жизни и по несколько раз в день.

Но, говорит, если не простите от сердца своего, брату своему, согрешений его, то значит будете плодить в себе обиду, плодить в себе злость, будете иметь это все внутри себя, и тогда в духовном плане не сможете быть чистыми как дети, а Иисус сказал в начале этой главы, что если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное.

Но я говорю только как я это понимаю. Я не священник и не пастор.

Мы дочитали 18-ую главу. В следующий раз начнем 19-ую.

[Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришёл в пределы Иудейские]. Интересно.

Сохрани себе, это подкаст "Новый завет для любопытных". И помните, что тьма не может поглотить свет. Физическое определение темноты – это просто отсутствие света. И такая же ситуация в духовном. Вся эта духовная тьма не работает на то, чтобы поглотить вас. Она работает только на то, чтобы вы сами в себе решили источник света притушить. И получается, что со всей тьмой мира можно не бороться, а нужно лишь только не тухнуть. Бог любит вас.

By Nicholas Leonardo
By Nicholas Leonardo

ВКонтакте
YouTube
Apple Podcasts