Найти тему

Конец детства

519 прочитали
Парусно-винтовой линейный корабль 2-го ранга "Наполеон". Изображение из открытых источников.
Парусно-винтовой линейный корабль 2-го ранга "Наполеон". Изображение из открытых источников.

В 1865 г. участник Крымской войны и инициатор отправки французской эскадры в Мексику в 1861 г. адмирал Эдмонд Жюрьен де Ла Гравьер в одной из своих публикаций затронул тему заката военно-морского парусного флота. За точку отсчёта он принял спуск на воду в 1852 г. первого парусно-винтового линейного корабля «Наполеон», на котором парусное вооружение играло роль вспомогательного движителя.

Уже в 1857 г. французы приостановили строительство деревянных кораблей, когда главный конструктор флота Дюпюи-де-Лом предложил революционный на то время проект броненосца, делавший бессмысленным дальнейшее строительство классических парусных и парусно-винтовых судов.

«В тот день, когда была прекращена программа [1857 г.] флот прошлого ещё жил. Казалось, какая-то торжественность предваряла его забвение. Именно в самом сердце Государственного совета, на заседании Объединённой секции по вопросам войны, флота и финансов было вынесено высшее, строжайшее и безапелляционное постановление. После долгих и бурных обсуждений было решено, что с 1 января 1858 г. парусное судно, независимо от количества установленных на нём пушек, перестаёт считаться военным кораблём.

Французская военно-морская экспедиция в Мексику 1861 г. Изображение из открытых источников.
Французская военно-морская экспедиция в Мексику 1861 г. Изображение из открытых источников.

Так закончился флот, просуществовавший более 200 лет. Флот Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI, флот Республики и Империи и сам флот июльского правительства, по сути, один и тот же флот разных возрастов. Все улучшения кораблей, произведённые в период между флагманом адмирала де Турвиля «Королевское Солнце» и линейным кораблём «Наполеон», по сути, можно было отнести к косметическим. Но, отличия между «Наполеоном» и заложенным в 1865 г. батарейным броненосцем «Океан» уже были подобны разнице между рептилией и птицей.»

Чуть дальше адмирал писал:

«Сегодня, более чем когда-либо вопрос [ввода в строй новых кораблей] полностью переносится в финансовую сферу. Напрасно мы ежедневно перестраиваем нашу внутреннюю организацию, без чёткого понимания поддержки наших начинаний со стороны государственной казны. Любое новое судно, которое мы выводим в море, одновременно с тем, что оно придаёт нам дополнительные силы, налагает на нас дополнительную нагрузку и неизбежно увеличивает расходы. Нет смысла увеличивать силы флота, если мы заранее не позаботимся о средствах, позволяющих поддерживать его в надлежащем состоянии. Без сомнения, военно-морской флот должен сосредоточить все усилия на сохранении и преумножении своих ресурсов. Чтобы создать устойчивую державу, выгоднее настойчиво следовать мудрой программе перевооружения, чем демонстрировать свои амбиции, которым мы всё равно не сможем следовать…»

Французский адмирал Жан–Пьер Эдмонд Жюрьен де Ла Гравьер (1812 - 1892 г.г.). Фото Эжена Пиро.
Французский адмирал Жан–Пьер Эдмонд Жюрьен де Ла Гравьер (1812 - 1892 г.г.). Фото Эжена Пиро.

Друзья! В продолжение историй эпохи паруса и пара читайте:

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. ЛИНКОР "НАПОЛЕОН".

КОЛЁСНЫЙ КОРВЕТ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА "ДАНЦИГ"

БАТАРЕЙНЫЙ БРОНЕНОСЕЦ "ЛА ГЛУАР"

ТАРАННЫЙ УДАР ВО ВСЕЙ КРАСЕ. КАК АНГЛИЧАНЕ ПОТЕРЯЛИ ФЛАГМАН "ВИКТОРИЯ".

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.