Найти тему
Прошлое в настоящем

Не надейтеся на князи и на сыны человеческие…

( 145 Псалом 3 стих ).

Pulchra res homo est, si gomo est

(Прекрасное существо Человек, если это Человек).

Всем очевидно, что заголовок взять из 145 псалма. В Евангелии тоже говорится много о доброте и необходимости взаимопомощи нуждающимся .

Мне пришлось столкнуться с этой проблемой в моей жизни ни один раз. Пока моя семья: мама, папа и дочка жили в благодатное советской время, все евангельские принципы почему-то работали, хотя верующих христиан, ходивших в Церковь , было очень мало.

Люди были просто доброжелательны друг к другу и помогали каждому чем могли. Например, стоишь в очереди, так со всеми познакомишься, каждый готов пропустить тебя вперед, коли в том была нужда. Дети , ожидая родителей, вместе играли и отлично социально адаптировались. Да, за хорошими, качественными продуктами (сыр, масло, сосиски) стояли в очереди, но каково чувствовали себя, когда получали эти советские вкусности. Стоили они недорого, поэтому любая семья, пенсионеры , получавшие 45 рублей, - все могли приобрести 200 грамм масла по 4 рубля за килограмм, сыр по 4 рубляы за килограмм и сосиски, которые стоили всего 1 руб.90 коп. тоже за килограмм. Если у кого-то все не хватало несколько копеек для оплаты продуктов, то вся очередь помогала ему чем могла.

Да и что говорить, на 1 рубля можно было прожить целый день. Правда ценность рубля не такая, как сейчас, иная: он равнялся в 70-е годы 0,56 $ долларовых центов. Цены были стабильные и человек мог распланировать свою жизнь на целый год. Оплата квартиры тоже была небольшая и ни у кого не возникало проблем с оплатой коммунальных платежей. Народ просто не представлял себе, что значит голодать. Очень ценили людей, переживших блокаду, уважали одиноких матерей и всячески им помогали, хоть немного. Получить жилье можно было бесплатно, отстояв очереди. Все сначала жаловались на эти очереди. Шутка ли 10 лет, но зато потом бесплатная квартира ваша. Мебель приобрести можно было на зарплату. Мой отец, как инженер, получал зарплату более двухсот рублей. По тем временам это огромная сумма, да еще постоянные премии за сданные качественно объекты. Знаю наверняка, что качественные, потому как мой отец никогда не подписывал бумаг, если объект химического предприятия не был совершенно готов, он человек честный. Еще на практике при работе с заключенными в Клину его знали как человека честного и добросовестного и заключенные и начальство.

Поэтому в советское время у нас не было изысков ни в еде, на в жилье, ходили мы в советских дешевых тряпках, но нам этого хватало. Нас не преследовал ужас возможного голодного будущего. Я с большим сочувствием читала Диккенса и никак не могла понять как они при капитализме жили в таком кошмаре, где человек человеку волк.

Всю мою жизнь я страшилась блокады. Дневник Тани Савичевой произвел на меня неизгладимое впечатление. Я все никак не могла как ей помог выжить милосердый Господь, ведь она так страдала. Воздаяние в будущем? Тут я ничего не знаю, кроме того, что по все Евангельским и человеческим законам помощь ей обязательно должна была быть здесь, еще на земле, ведь сказано: если человек не достиг определенной высоты духа, то он должен жить и совершенствоваться дальше, иначе зачем все!..

Сейчас, после смерти моей матери, мы с дочкой остались практически без средств к существованию, да еще с раной в душе. Моя грошовая пенсия в 12 тысяч минус жилищные услуги в семь тысяч не дают возможности нам с дочерью прожить месяц до следующей пенсии. Цены все время повышаются. крупа, хлеб, мыло, салфетки, лекарства все для нас – нереально. Есть, правда, один добрый человек в Питере, который хоть капельку в виде тысячи или трех добавляет нам, чтобы мы совсем не погибли от голода. Покупаем хлеб и овсянку, а у меня еще живет беленькая кошечка уже 5 лет. Стараюсь ей купить вместо себя что-нибудь. Правда, странное дело – стало неприятно смотреть на еду в магазине. Нервы никуда: руки и ноги дрожат от ужаса. Не хочется помирать, ведь евангельский Лазарь – это одна ситуация, а мы – другая.

Для поддержания сил я в лучшие времена ходила в Церковь на Причастие, но мою отдушину отобрали клирики РПУ. За маску и перчатки в пандемию меня обвинили в неверности Церкви и выставили вон.

Обращалась я к другим церковным представителям РПЦ в Питере, где мы жили раньше. Когда-то после смерти отца они мне очень помогали. Но сейчас другое время – я не просила денег, хотела обустроить дочку-химика с работой. Она делает натуральную косметику на розе и печет просфоры, знает языки, но никто ничего не предложил, а секретарь одного из них сказала, что их батюшка ( председатель и духовник "Общества памяти игумении Таисии -Иеромонах Александр (Фаут)) о нас помолится.

                Иеромонах Александр (Фаут) Фотография из открытых источников
Иеромонах Александр (Фаут) Фотография из открытых источников

В связи с этим я вспомнила один анекдот об израильтянах.

-3

Один израильтянин говорит другому о том, что их знакомый плохо живет в России. Так в чем дело? Дай ему денег, чтобы он смог приехать в Израиль,» - отвечает другой. Для клириков РПЦ это прозвучало бы иначе, они предложили бы просто помолиться за него.

Конечно мы много читали о святом Иоанне Кронштадском. Знаем: он помогал своими молитвами многим людям и на деньги богатых строил заводы для бедноты, ш школы, дома, мастерские. Такой маленький коммунизм с Богом в Кронштадте. Очевидно так и было.

Сейчас сильно изменилась психология людей. Верующие смотрят в рот батюшкам, подобно народу из «Великого инквизитора» Достоевского

-4

Так жить проще, когда своей головой не надо думать и ответственность всю валить исключительно на клир. Милостыней нынче не проживешь, а ведь она нужна так многим. Хотелось бы знать, сколько людей остались как мы без гроша или на мизерную пенсию, где они, есть ли? Как выживают? Бутылка проблемы не решает, если есть другие интересы и душа хочет жить, любить людей, животных, травку, небо, землю. Каково космонавтам с МКС, когда они возвращаются на Землю? Они на травку, на букашку наступить не смогут – так им дорого все земное, здешнее.