Найти тему
9,4K подписчиков

Моя самая первая смена в шахте. Жуть!

538 прочитали

Осенью 78 года я уехал из Томска (работал в почтовке, там в Армию не брали, но до 27лет я там быть на привязи не захотел) домой, в Кемеровскую область. Батя сказал, что лучше устроиться на шахту, он сам шахтер, старший брат тоже.

Меня сразу приняли на 5 добычной участок, но надо было получить профессию ГРП (горнорабочий подземный) третьего разряда. Обучение такое - полтора месяца теория (учебный пункт), потом месяц практики и экзамены. Теоретическая часть прошла незаметно, нам много чего рассказывали и показывали, вроде бы ничего страшного там под землей нет.

Научили включаться в самоспасатель (прибор, для дыхания в задымленном пространстве), один раз сводили на экскурсию под землю. Там просто по маршруту пробежали, темно и сыро.

И вот я уже иду на работу, учеником, для прохождения практики. Меня сразу закрепили за наставником, пожилой мужик, много лет отработал в шахте. Расписались в журнале и пошли переодеваться. Потом в ламповую, получил светильник и самоспасатель, а сам смотрю, где же мой наставник. А в робе все шахтеры на одну морду. Тут меня кто-то по плечу хлопнул:

- Чего варежку разинул, получай тормозок и чай набирай, потом на пассажир пойдем, - вывел меня из ступора мой наставник.

Я затарился, и мы пошли на пассажир. Вагончики небольшие, в каждом три отсека на 6 человек. Я, по неопытности, светильник не выключил, мужик напротив на меня заорал, как напуганный. Кому понравится, когда в глаза фонарь светит? И наконец мы тронулись.

Вот такой вагончик, только цепи вместо дверей
Вот такой вагончик, только цепи вместо дверей

Я, немного погодя, выглянул в проем, посмотреть, что там за бортом. Наставник меня дернул за плечо и разорался:

- Ты какого хрена выглядываешь, без головы хочешь остаться? Вдруг встречный состав попадется. Никогда не высовывай голову из вагонетки!

Потом с пассажира пошли на рабочее место. Куча поворотов, везде темно, то вода под ногами, то черная жижа (у нас называли чача). Я думаю, как они запоминают дорогу? Столько поворотов, и надо же знать, куда идти.

Смену отработали нормально, что-то таскали, где-то лопатой поработали, пора домой. Обратно пошли другой дорогой, мужики впереди, я сзади держусь, тут мы дошли до конвейерной ленты. Все на нее прыгнули и поехали, а я бегом за ними, на ленту прыгнуть боюсь. А эти редиски даже не оглядываются. Ну, думаю, если уедут, то я точно дорогу назад не найду. Останусь в шахте навечно. Жуть!

Примерно такая лента
Примерно такая лента

Прыгаю я на ленту, с непривычки упал, но потом поднялся на ноги и еду за ними, как настоящий горняк. Они спрыгнули, я тоже, там уже следующая лента. Я уже опытный, сразу за ними на ленту прыгнул и не упал. Короче говоря, в самый первый день я на трех лентах прокатился. Потом, уже в пассажире, по дороге на гора, мне наставник и говорит:

- А ты молодец, быстро сообразил, как на лентах ездить.

- А куда деваться, вы бы уехали, а я бы сроду дорогу назад не нашел.

- Куда бы ты делся, я все равно тебя бы дождался, ты же мой ученик. Короче, проверку прошел!

Вот так прошла моя первая смена под землей.

Спасибо за внимание!