50,5K подписчиков

Сражение за Рим

1,2K прочитали

82 год до н.э. Римская Республика

После бегства консула Гая Карбона из Италии в Африку и неудачных попыток марианцев снять осаду с Пренесте (см. «Наступление сулланцев»), в котором войсками Лукреция Офеллы, легата Суллы, был заперт консул Гай Марий (см. «Сулла вступает в Рим»), легаты консулов начали объединять свои силы, чтобы вернуть себе Рим и, опираясь на его ресурсы, попытаться переломить ход гражданской войны в свою пользу.

С одной стороны легаты бежавшего Карбона - Карина, Марций и Дамасипп, объединив силы, двинулись на Рим. С другой стороны туда же выступили со своими отрядами самнит Телезин, луканец Лампоний, легат Карбона Альбин. Недалеко от Рима они соединились. Численность объединенной армии достигала 70 тысяч воинов (только легионы одного Телезина насчитывали 40.000). Не меньшие силы вел к Риму и Сулла, объединив свои легионы с легионами Марка Красса, Долабеллы и Торквата.

 82 год до н.э. Римская Республика После бегства консула Гая Карбона из Италии в Африку и неудачных попыток марианцев снять осаду с Пренесте (см.

И хотя самнит Телезин, который как наиболее опытный возглавил объединенную армию марианцев, не говорил своим коллегам о своих планах, самых близких друзей он поставил в известность о своём намерении разрушить Рим.

«Никогда не будут истреблены волки, похитители свободы Италии, пока не будет вырублен лес, в котором они имеют обыкновение скрываться», - так обосновал Телезин свое намерение разрушить Рим до основания.

Когда объединённая армия марианцев была в десяти стадиях от Рима, навстречу ей на рассвете вышла конница из знатной молодежи, сторонников Луция Корнелия Суллы. Она была разгромлена в скоротечном бою. Погиб и ее командир Аппий Клавдий. Остатки отряда бежали в Рим.

В городе царила паника, когда в Рим с 700 всадниками прибыл Бальб, который возвестил, что Луций Корнелий Сулла уже недалеко от Рима. Римляне воспрянули духом.

Бальб же ввязался в битву с марианцами, чьи отряды подходили к Коллинским воротам Рима. В разгар боя появился Сулла и сразу же с марша, не давая отдыха своим усталым воинами, перестроил легионы в боевые порядки и повел их в бой.

Сражение было крайне ожесточённым. Обе стороны понимали, что результат боя может решить исход гражданской войны.

На правом фланге Красс теснил своих противников, а вот на левом ситуация становилась всё более критической для сулланцев. Сулла поспешил на левый фланг, чтобы лично вести своих воинов в бой. Под ним был белый конь.

По этому коню его узнали двое марианцев и метнули разом в Суллу свои копья. Сулла не видел их и наверняка бы погиб, если бы не конюх, ехавший рядом с Суллой. Конюх успел хлестнуть коня Суллы кнутом. Тот взвился, отскочив в сторону и копья пролетели мимо Суллы.

Вопреки ожиданиям, появление Суллы не спасло положения, и весь левый фланг обратился в паническое бегство в направлении Рима. Сулла был захвачен бегущими и бежал вместе с ними.

Ветераны Суллы, которых он оставил охранять ворота Рима, при виде, что вместе с толпами солдат Суллы, жителей Рима, вышедшими поглазеть на сражение, в город начали проникать марианцы, решили пресечь это и с помощью специальной машины, которая закрывала ворота, захлопнули Коллинские ворота.

Все, кто в тот момент оказался подле ворот или вбегал в них, были раздавлены или изувечены. Оставшиеся вне стен Рима любопытствующие граждане Рима были перебиты, а солдаты Суллы были вынуждены вновь взяться за оружие, чтобы спасти свои жизни. В итоге сражение под стенами Рима затянулось до глубокой ночи.

 82 год до н.э. Римская Республика После бегства консула Гая Карбона из Италии в Африку и неудачных попыток марианцев снять осаду с Пренесте (см.-2

Некоторые из беглецов бежали к Пренесте, который осаждал Лукреций Офелла, легат Суллы, и требовали, чтобы он срочно шел к Риму, но Офелла не сдвинулся с места, ожидая более точных известий об исходе сражения, чем те, которые ему принесли паникеры.

Около часа ночи, когда Сулла в отчаянии собирал по Риму остатки своих, неожиданно пришла весть от Марка Красса. Красс сообщил, что полностью разгромил стоявших против него марианцев, а их остатки гнал до города Антемны. Сулла немедленно выступил к Антемне на соединение с Крассом. Марианцев под Римом уже не было.

У Антемны к Сулле прибыл вестник от 3.000 воинов марианцев. Они просили их пощадить и обещали перейти на сторону Суллы. Ответ был такой: добейте марианцев среди своих и будете пощажены. В итоге в лагере марианцев началась битва между своими воинами. Тем временем подошел Сулла и около 6.000 воинов противника сдались.

За теми, кто бежал, была послана погоня. Они пленили еще около 2.000. В том числе в плен попали легаты Марций и Карина.

При осмотре поля боя были найдены тяжелораненый Телезин и мертвый Альбин.

Лампонию и Дамасиппу удалось скрыться.

По приказу Суллы всех пленных пригнали в Рим.

Сулла приказал собрать их всех в одном месте и перебить (в том числе и те три тысячи, которым обещал пощаду, если они предадут своих).

Избиение началось в момент, когда Сулла вел заседание сената.

Крик убиваемых достиг здания сената. Сенаторы переполошились, Сулла же велел всем успокоиться и слушать, что говорит он, и не прислушиваться к тому, что происходит на улице, где по его приказу «вразумляют кое-кого из негодяев».

Всего в этом сражении в плен к Сулле попало около 12.000 вражеских воинов. 8.000 из них были убиты по приказу Суллы. Большинство пали в битве. Часть спаслись бегством. В этом сражении обе стороны потеряли более 50.000 воинов.

Телезину, Марцию, Карине по приказу Суллы отрубили головы и пронесли их вокруг осажденного Пренесте, показывая осажденным, что помощи им ждать более не стоит.