687 подписчиков

«Северная Одиссея»: спектакль об эпохе и спектакль-эпоха

123 прочитали

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея". Шесть лет мы скитались вместе; шесть лет поклонники этого спектакля, музыки Петра Налича, РАМТа и просто зрители следовали за героями этой истории из заснеженной Сибири в солнечную Америку и обратно, как завороженные следили за их приключениями - но, как говорил персонаж Александра Доронина, "всему есть конец и край"; как-то вдруг оказалось, что уже вот они - прощальные спектакли. Словами не передать, как не хотелось говорить "Северной Одиссее" "прощай", но всё, что остается нам, - это лишь воскрешать в памяти многочисленные прекрасные моменты, которые она нам подарила. Ну и рассказывать тем, кто не попал, не успел или не знал. Пусть завидуют! Ибо этот спектакль достоин самой долгой памяти о себе.

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея".

Пусть поспорит, кто захочет, - для меня это спектакль-эпоха. Не зря его буквально растащили на цитаты, как растаскивали старые советские фильмы. И кстати, это первая театральная работа Петра Налича, ставшая, я считаю, его триумфом в этом качестве. Думаю, "Северную Одиссею" можно считать вехой в его творческой судьбе наравне с "Гитар" и "Евровидением". "Выскочка из интернета" и "самый лирический тенор страны" вдруг оказался серьезным, разноплановым и глубоким композитором, способным создать любое музыкальное настроение и оформление. Его саундтрек к "Северной Одиссее" является практически мини-энциклопедией музыкальных жанров, от хард-рока, блюза, свинга до многоголосия народных напевов и очень настроенческой фоновой музыки. Скажем прямо - до 2015 года такого Налича мы не знали. Разные жанры, стили, музыкальные эпохи - но при этом узнаваемость и, несмотря ни на что, светлый и радостный общий настрой, торжествующий в гранд-финале. Многие части этого саундтрека практически сразу зажили самостоятельной концертной жизнью, и это одни из любимейших публикой произведений Налича, настоящие хиты любых его выступлений.

Надо признаться честно: да, в какие-то моменты спектакли "Северной Одиссеи" заменяли мне концерты. В тягостные периоды бесконцертья и послеавралья на работе, когда моральные и физические силы оказывались исчерпанными, поход в РАМТ становился моим спасательным кругом. Но любому, кто скажет, что кроме любимого Петра меня в этом спектакле мало что интересовало, отвечу: это не так! Глаза разбегались, но очень важно было увидеть всё - и улыбку Петра, вместе со зрителями внимательно следившего за диалогом в американском кабаке ("Мы - финны! Северные финны! А вот он - германец" - "Германский - фантастиш!!!":))) - "Что она говорит?!" - "Она спрашивает, Филипп Ильич, свободен ли ты сегодня вечером!" - "Но почему я?!"), и смену выражений на лицах героев, и услышать, прочувствовать каждую фразу и смыслы в ней. А то еще почему-то вдруг даже ощутить актуальность некоторых из них... На авансцене - акробатический танец влюбленных, на крыше - "дающая прикурить" любой молодежи своим танцем "старая-старая Нэнси" с тросточкой, бесконечно прекрасный блюз в исполнении невероятно прекрасного Налича, ускользающего от зрителей в повороте сцены - и всё это происходит единовременно!.. А это лишь один эпизод спектакля!..

Это удивительное, оригинальное, искрометное, местами странноватое и фантастичное действо - плод талантов из разных поколений и даже эпох. В основе - так и не реализованный киносценарий культовых режиссеров 90-х Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Отсюда и тема повествования, ведь действие спектакля разворачивается в перестроечные годы, да и в самом спектакле на каждом шагу приметы времени, его дух и суть - "контрабандная" видеокассета с порнофильмом, "жвачки на все деньги купить", "А вы, батюшка, по первой специальности кто? - Металлофизик я", и этот действительно какой-то архетипичный образ Америки-рая... За очень непростую задачу - перенести всё это не на киноэкран, а на имеющую свои ограничения театральную сцену - взялась режиссер #Екатерина Гранитова . Что ей и ее команде, по-моему, блистательно удалось. Сцена - "четвертая стена" - у нее вдруг обретала дополнительные пространственные измерения: как, например, в финале первого действия, когда перед изумленными главными героями, заблудившимися в темноте в снегах Чукотки, выезжает на поворотном круге ярко освещенный американский бар под громовой запев "Is there real love in the world?" (еще один хит Налича, кстати).

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея".-2

Фантазийную декорацию спектакля (это то ли скелет кита, то ли гора, в глубине которой оказывался спрятан гараж того самого орехового "Кадиллака" и буфет в доме Нэнси) придумала эстонский сценограф #Росита Рауд . На этом "ките" находилась "оркестровая горка" (антипод оркестровой ямы), где в первом действии располагались #Петр Налич с музыкантами. В втором действии Петра можно было рассмотреть получше - музыкальная команда спускалась вниз, превращаясь в участников-наблюдателей основного действия, как бы существующих в своей собственной сюжетной линии. Ну, как оно и бывает в реальности - идешь по вагону метро, нечаянно проходишь мимо кого-то... Может, даже успеваешь пересечься взглядом или словом - и уходишь дальше по своей линии жизни, а он - по своей...

Как передать ощущения состояния измененного сознания героев? Или изобразить диалог русских с американцами? Имитация плохого английского и языкового барьера между героями стала локальным мемом в среде поклонников спектакля ("Купить это? - Я сочувствующий, но не нуждающийся в этом", "Всё еще имеем немного времени", "Я живу... с кошка!"). И, конечно, знаменитая фраза "Как долетели!" (обязательно с утвердительной интонацией) - отвечать надо точно так же, "Как долетели!", как How do you do в советском учебнике английского. Ну а уж фраза "Николай, переведи!" и вовсе зажила собственной жизнью, вне контекста пьесы. Ну, лишь бы было кому и что переводить;):) Вообще взрывы смеха по залу в течение спектакля прокатывались постоянно - хотя ведь вроде чистой комедией не назовешь...

Спектакль получился очень насыщенным, пропитанным музыкой, хотя его не назовешь и чисто музыкальным. В нем также много пластики, танцев - хотя это тоже лишь одна из сторон, одно из выразительных средств. Там есть даже "лунная походка" в изображении советского номенклатурщика и контрабандиста Лазаря (играл Александр Пахомов). А таинство рождения новой жизни, показанное в шаманском танце с бубном, а спасение тонущего в море Филиппа Ильича, а драка "в замедленной съемке"!.. А уж знаменитая сцена просмотра видеокассеты, кажется, у всех вызывала восторг и срывала аплодисменты.

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея".-3

А ведь самый первый просмотр спектакля довел меня почти до слез... Взрывы, стрельба, гибель героев - это всё было слишком убедительно. Мрачная первая часть тогда произвела более сильное впечатление. Ладно, это просто нервы расшалились... Потом прошло... Это тоже каждый сам понимает для себя - верить или нет словам Нэнси, героини Рамили Искандер, "Ты бросишь меня!" - несмотря на увещевания любимого, что он вернется через пару месяцев - откуда? Оттуда возвращаются?.. Ну... А если да?..

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея".-4

Отзывы о спектакле за все эти годы попадались разные. Восторженные и не очень. Кто-то писал, что музыка Петра Налича, к тому же исполняемая автором вживую на каждом спектакле (!), делает половину спектакля, кто-то - что чуть ли не его весь. Кому-то не нравилось мрачное "сибирское" первое действие, кому-то - "пустое" и "легкомысленное", местами чуть затягивавшееся второе. Обязательно звучало слово #истерн - как бы вестерн, но в других декорациях. Истерн, несомненно, присутствовал. И, несомненно, великолепная музыка Петра Налича и его теплый красивый голос буквально расцвечивали действие, как северное сияние ночное небо. Спектакль даже породил особый тип поклонников на концертах Петра: они жаждали не "Чайки" и "Сахарный пакет", и не новейшие хиты заставляли замирать их сердца - но они с нетерпением ждали первые такты "Казачка". Смею предположить, кто-то из этих людей пришел на концерты из театра. Но и драматическую часть "Северной Одиссеи" не стоит недооценивать.

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея".-5

Истерн истерном, я же увидела в этой истории некую притчу, которую яркой приключенческой картинкой просто замаскировали, как бы пустили по традиции между строк. Это история, где границы между жизнью и смертью зыбки, реальность странна и фантасмагорична, а явь не всегда отличима от грёзы. Для любителя исследований Владимира Яковлевича Проппа в этой истории есть особый шарм и цимес: условный Ледовитый океан превращается в портал между мирами-антиподами. Это легко объясняет все странности и Сибири, и Америки в спектакле. Те, кому показалась странной только Америка во втором действии, ну-ка, ответьте, где месторождения золота и алмазов на Чукотке?:) Конечно, это не репортажная Чукотка, но в реальности спектакля она становится абсолютно настоящей - как не приходит в голову сомневаться, например, в настоящести якута в исполнении Владислава Погибы. Это какая-то своя особая вселенная, существующая по своим законам.

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея".-6

Первое и второе действия в спектакле во многом зеркальны: почти все актеры играют по две (а то и три) роли, являясь во втором действии в совершенно ином, порой неузнаваемом обличье. Попробуйте опознать в респектабельном обладателе малиновой рубашки Майкле совершенно "потустороннего" юродивого Игоряшу Банникова из банды самопровозглашенного "наместника Сибири" Митрофана Сковородникова! Обоих играл #Денис Баландин . Зеркальна и музыка: например, знаменитая Get Naked (из сцены просмотра порнофильма в первом действии) повторяется во втором действии во время поиска главными героями орехового "Кадиллака", на котором разъезжали гангстеры, укравшие у них камни.

В этой истории нет назидательности, нет правильных героев. Есть, конечно, абсолютные злодеи, но те, кто им противостоит, образцовым поведением тоже не отличаются. И положительным героем, "всехним батькой" вдруг становится предводитель банды Митрофан Сковородников (исполняет обаятельнейший #Александр Гришин ): ведь его миссия в этой истории - сохранение и спасение в летящей в тартарары стране самого главного богатства - людей. "Зла мы от тебя не видели" - вот он, критерий. А хитрость - ну, без нее не выжить...

Александр Гришин
Александр Гришин

Мне кажется, из постоянной публики на "Северной Одиссее" обитали несколько разнородных категорий: были здесь, несомненно, поклонники Петра Налича, но были и поклонники самого спектакля, изначально, наверное, постоянные посетители различных других спектаклей РАМТа. Кажется, этот театр вообще выделяется среди прочих очень активной и целенаправленной работой с аудиторией. Как-то это сразу стало заметно уже в процессе подготовки премьеры и ее рекламной кампании: столько интереснейших мероприятий для зрителей тогда было организовано, столько встреч с композитором, режиссером, актерами - и даже концертов... Наверное, о них стоит рассказать отдельно.

На прощанье нам пообещали "зеленый" спектакль - это когда актеры отрываются по полной, меняя разные мелочи по ходу пьесы, вставляя шуточки, понятные тем, кто в теме, - постоянным зрителям это хороший повод повеселиться. Но если честно, поводов поржать за эти годы бывало немало и так. Спектакль шел нечасто, и после долгих перерывов актеры успевали что-то подзабыть. И вот тут включалась актерская находчивость и импровизация. Мне бывало здесь интересно наблюдать за Александром Дорониным, игравшим одного из главных героев-контрабандистов, - вот что значит актер и режиссер в одном лице. Можно было заметить, как в критические моменты #Александр Доронин брал руководяще-импровизаторскую роль на себя, помогая товарищам.

Владислав Погиба, Александр Доронин, Людмила Пивоварова.
Владислав Погиба, Александр Доронин, Людмила Пивоварова.

Что спектакль не изжил себя, показали финальные поклоны, с овациями, заваливанием цветами и даже небольшим бисом "Белая рыбица в море". Зал был полон, публика включалась громко и активно. Ну а песни, типа той же "Беларыбицы", уже не первый раз срывали отдельные аплодисменты посреди спектакля. На последнем спектакле явно было много и нового народа. Да я сама привела сына своей подруги - юноша остался доволен, спектакль явно дал ему и эмоциональную встряску, и пищу для ума. Сейчас думаю - может, стоило тащить и других своих друзей? Кто ж знал, что век спектаклей так недолог...

Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея".-9

Кто-то скажет - что это, мол, спектаклю сплошные похвалы, панегирик какой-то... Отвечу переиначенными словами Алёши Димитриевича: я фанатка, мне можно:) Да и отчего бы не восторгаться, если есть чему?

Саундтрек к спектаклю можно послушать и скачать на сайте автора здесь.

#Петр Луцык , #Алексей Саморядов

#РАМТ