Вот и закончилась наша Одиссея... "Северная Одиссея". Шесть лет мы скитались вместе; шесть лет поклонники этого спектакля, музыки Петра Налича, РАМТа и просто зрители следовали за героями этой истории из заснеженной Сибири в солнечную Америку и обратно, как завороженные следили за их приключениями - но, как говорил персонаж Александра Доронина, "всему есть конец и край"; как-то вдруг оказалось, что уже вот они - прощальные спектакли. Словами не передать, как не хотелось говорить "Северной Одиссее" "прощай", но всё, что остается нам, - это лишь воскрешать в памяти многочисленные прекрасные моменты, которые она нам подарила. Ну и рассказывать тем, кто не попал, не успел или не знал. Пусть завидуют! Ибо этот спектакль достоин самой долгой памяти о себе.
Пусть поспорит, кто захочет, - для меня это спектакль-эпоха. Не зря его буквально растащили на цитаты, как растаскивали старые советские фильмы. И кстати, это первая театральная работа Петра Налича, ставшая, я считаю, его триумфом в этом качестве. Думаю, "Северную Одиссею" можно считать вехой в его творческой судьбе наравне с "Гитар" и "Евровидением". "Выскочка из интернета" и "самый лирический тенор страны" вдруг оказался серьезным, разноплановым и глубоким композитором, способным создать любое музыкальное настроение и оформление. Его саундтрек к "Северной Одиссее" является практически мини-энциклопедией музыкальных жанров, от хард-рока, блюза, свинга до многоголосия народных напевов и очень настроенческой фоновой музыки. Скажем прямо - до 2015 года такого Налича мы не знали. Разные жанры, стили, музыкальные эпохи - но при этом узнаваемость и, несмотря ни на что, светлый и радостный общий настрой, торжествующий в гранд-финале. Многие части этого саундтрека практически сразу зажили самостоятельной концертной жизнью, и это одни из любимейших публикой произведений Налича, настоящие хиты любых его выступлений.
Надо признаться честно: да, в какие-то моменты спектакли "Северной Одиссеи" заменяли мне концерты. В тягостные периоды бесконцертья и послеавралья на работе, когда моральные и физические силы оказывались исчерпанными, поход в РАМТ становился моим спасательным кругом. Но любому, кто скажет, что кроме любимого Петра меня в этом спектакле мало что интересовало, отвечу: это не так! Глаза разбегались, но очень важно было увидеть всё - и улыбку Петра, вместе со зрителями внимательно следившего за диалогом в американском кабаке ("Мы - финны! Северные финны! А вот он - германец" - "Германский - фантастиш!!!":))) - "Что она говорит?!" - "Она спрашивает, Филипп Ильич, свободен ли ты сегодня вечером!" - "Но почему я?!"), и смену выражений на лицах героев, и услышать, прочувствовать каждую фразу и смыслы в ней. А то еще почему-то вдруг даже ощутить актуальность некоторых из них... На авансцене - акробатический танец влюбленных, на крыше - "дающая прикурить" любой молодежи своим танцем "старая-старая Нэнси" с тросточкой, бесконечно прекрасный блюз в исполнении невероятно прекрасного Налича, ускользающего от зрителей в повороте сцены - и всё это происходит единовременно!.. А это лишь один эпизод спектакля!..
Это удивительное, оригинальное, искрометное, местами странноватое и фантастичное действо - плод талантов из разных поколений и даже эпох. В основе - так и не реализованный киносценарий культовых режиссеров 90-х Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Отсюда и тема повествования, ведь действие спектакля разворачивается в перестроечные годы, да и в самом спектакле на каждом шагу приметы времени, его дух и суть - "контрабандная" видеокассета с порнофильмом, "жвачки на все деньги купить", "А вы, батюшка, по первой специальности кто? - Металлофизик я", и этот действительно какой-то архетипичный образ Америки-рая... За очень непростую задачу - перенести всё это не на киноэкран, а на имеющую свои ограничения театральную сцену - взялась режиссер #Екатерина Гранитова . Что ей и ее команде, по-моему, блистательно удалось. Сцена - "четвертая стена" - у нее вдруг обретала дополнительные пространственные измерения: как, например, в финале первого действия, когда перед изумленными главными героями, заблудившимися в темноте в снегах Чукотки, выезжает на поворотном круге ярко освещенный американский бар под громовой запев "Is there real love in the world?" (еще один хит Налича, кстати).
Фантазийную декорацию спектакля (это то ли скелет кита, то ли гора, в глубине которой оказывался спрятан гараж того самого орехового "Кадиллака" и буфет в доме Нэнси) придумала эстонский сценограф #Росита Рауд . На этом "ките" находилась "оркестровая горка" (антипод оркестровой ямы), где в первом действии располагались #Петр Налич с музыкантами. В втором действии Петра можно было рассмотреть получше - музыкальная команда спускалась вниз, превращаясь в участников-наблюдателей основного действия, как бы существующих в своей собственной сюжетной линии. Ну, как оно и бывает в реальности - идешь по вагону метро, нечаянно проходишь мимо кого-то... Может, даже успеваешь пересечься взглядом или словом - и уходишь дальше по своей линии жизни, а он - по своей...
Как передать ощущения состояния измененного сознания героев? Или изобразить диалог русских с американцами? Имитация плохого английского и языкового барьера между героями стала локальным мемом в среде поклонников спектакля ("Купить это? - Я сочувствующий, но не нуждающийся в этом", "Всё еще имеем немного времени", "Я живу... с кошка!"). И, конечно, знаменитая фраза "Как долетели!" (обязательно с утвердительной интонацией) - отвечать надо точно так же, "Как долетели!", как How do you do в советском учебнике английского. Ну а уж фраза "Николай, переведи!" и вовсе зажила собственной жизнью, вне контекста пьесы. Ну, лишь бы было кому и что переводить;):) Вообще взрывы смеха по залу в течение спектакля прокатывались постоянно - хотя ведь вроде чистой комедией не назовешь...
Спектакль получился очень насыщенным, пропитанным музыкой, хотя его не назовешь и чисто музыкальным. В нем также много пластики, танцев - хотя это тоже лишь одна из сторон, одно из выразительных средств. Там есть даже "лунная походка" в изображении советского номенклатурщика и контрабандиста Лазаря (играл Александр Пахомов). А таинство рождения новой жизни, показанное в шаманском танце с бубном, а спасение тонущего в море Филиппа Ильича, а драка "в замедленной съемке"!.. А уж знаменитая сцена просмотра видеокассеты, кажется, у всех вызывала восторг и срывала аплодисменты.
А ведь самый первый просмотр спектакля довел меня почти до слез... Взрывы, стрельба, гибель героев - это всё было слишком убедительно. Мрачная первая часть тогда произвела более сильное впечатление. Ладно, это просто нервы расшалились... Потом прошло... Это тоже каждый сам понимает для себя - верить или нет словам Нэнси, героини Рамили Искандер, "Ты бросишь меня!" - несмотря на увещевания любимого, что он вернется через пару месяцев - откуда? Оттуда возвращаются?.. Ну... А если да?..
Отзывы о спектакле за все эти годы попадались разные. Восторженные и не очень. Кто-то писал, что музыка Петра Налича, к тому же исполняемая автором вживую на каждом спектакле (!), делает половину спектакля, кто-то - что чуть ли не его весь. Кому-то не нравилось мрачное "сибирское" первое действие, кому-то - "пустое" и "легкомысленное", местами чуть затягивавшееся второе. Обязательно звучало слово #истерн - как бы вестерн, но в других декорациях. Истерн, несомненно, присутствовал. И, несомненно, великолепная музыка Петра Налича и его теплый красивый голос буквально расцвечивали действие, как северное сияние ночное небо. Спектакль даже породил особый тип поклонников на концертах Петра: они жаждали не "Чайки" и "Сахарный пакет", и не новейшие хиты заставляли замирать их сердца - но они с нетерпением ждали первые такты "Казачка". Смею предположить, кто-то из этих людей пришел на концерты из театра. Но и драматическую часть "Северной Одиссеи" не стоит недооценивать.
Истерн истерном, я же увидела в этой истории некую притчу, которую яркой приключенческой картинкой просто замаскировали, как бы пустили по традиции между строк. Это история, где границы между жизнью и смертью зыбки, реальность странна и фантасмагорична, а явь не всегда отличима от грёзы. Для любителя исследований Владимира Яковлевича Проппа в этой истории есть особый шарм и цимес: условный Ледовитый океан превращается в портал между мирами-антиподами. Это легко объясняет все странности и Сибири, и Америки в спектакле. Те, кому показалась странной только Америка во втором действии, ну-ка, ответьте, где месторождения золота и алмазов на Чукотке?:) Конечно, это не репортажная Чукотка, но в реальности спектакля она становится абсолютно настоящей - как не приходит в голову сомневаться, например, в настоящести якута в исполнении Владислава Погибы. Это какая-то своя особая вселенная, существующая по своим законам.
Первое и второе действия в спектакле во многом зеркальны: почти все актеры играют по две (а то и три) роли, являясь во втором действии в совершенно ином, порой неузнаваемом обличье. Попробуйте опознать в респектабельном обладателе малиновой рубашки Майкле совершенно "потустороннего" юродивого Игоряшу Банникова из банды самопровозглашенного "наместника Сибири" Митрофана Сковородникова! Обоих играл #Денис Баландин . Зеркальна и музыка: например, знаменитая Get Naked (из сцены просмотра порнофильма в первом действии) повторяется во втором действии во время поиска главными героями орехового "Кадиллака", на котором разъезжали гангстеры, укравшие у них камни.
В этой истории нет назидательности, нет правильных героев. Есть, конечно, абсолютные злодеи, но те, кто им противостоит, образцовым поведением тоже не отличаются. И положительным героем, "всехним батькой" вдруг становится предводитель банды Митрофан Сковородников (исполняет обаятельнейший #Александр Гришин ): ведь его миссия в этой истории - сохранение и спасение в летящей в тартарары стране самого главного богатства - людей. "Зла мы от тебя не видели" - вот он, критерий. А хитрость - ну, без нее не выжить...
Мне кажется, из постоянной публики на "Северной Одиссее" обитали несколько разнородных категорий: были здесь, несомненно, поклонники Петра Налича, но были и поклонники самого спектакля, изначально, наверное, постоянные посетители различных других спектаклей РАМТа. Кажется, этот театр вообще выделяется среди прочих очень активной и целенаправленной работой с аудиторией. Как-то это сразу стало заметно уже в процессе подготовки премьеры и ее рекламной кампании: столько интереснейших мероприятий для зрителей тогда было организовано, столько встреч с композитором, режиссером, актерами - и даже концертов... Наверное, о них стоит рассказать отдельно.
На прощанье нам пообещали "зеленый" спектакль - это когда актеры отрываются по полной, меняя разные мелочи по ходу пьесы, вставляя шуточки, понятные тем, кто в теме, - постоянным зрителям это хороший повод повеселиться. Но если честно, поводов поржать за эти годы бывало немало и так. Спектакль шел нечасто, и после долгих перерывов актеры успевали что-то подзабыть. И вот тут включалась актерская находчивость и импровизация. Мне бывало здесь интересно наблюдать за Александром Дорониным, игравшим одного из главных героев-контрабандистов, - вот что значит актер и режиссер в одном лице. Можно было заметить, как в критические моменты #Александр Доронин брал руководяще-импровизаторскую роль на себя, помогая товарищам.
Что спектакль не изжил себя, показали финальные поклоны, с овациями, заваливанием цветами и даже небольшим бисом "Белая рыбица в море". Зал был полон, публика включалась громко и активно. Ну а песни, типа той же "Беларыбицы", уже не первый раз срывали отдельные аплодисменты посреди спектакля. На последнем спектакле явно было много и нового народа. Да я сама привела сына своей подруги - юноша остался доволен, спектакль явно дал ему и эмоциональную встряску, и пищу для ума. Сейчас думаю - может, стоило тащить и других своих друзей? Кто ж знал, что век спектаклей так недолог...
Кто-то скажет - что это, мол, спектаклю сплошные похвалы, панегирик какой-то... Отвечу переиначенными словами Алёши Димитриевича: я фанатка, мне можно:) Да и отчего бы не восторгаться, если есть чему?
Саундтрек к спектаклю можно послушать и скачать на сайте автора здесь.
#Петр Луцык , #Алексей Саморядов
#РАМТ