10 подписчиков

Где нужно ставить запятую?

 Когда в сложносочинённом предложении не ставится запятая? Известно, что между частями сложносочинённого предложения необходима постановка знака препинания. НО!

Когда в сложносочинённом предложении не ставится запятая?

Известно, что между частями сложносочинённого предложения необходима постановка знака препинания. НО! Есть случаи, когда постановка запятой опасна.

Алгоритм работы со сложносочинённым предложением (ССП)

1. Выделите грамматические основы.
2. Определи разряд союза.

3. Если со знанием союза у вас совсем проблема, попробуйте поставить точку между частями.

4. Если части равноправны (одна не зависит от другой; обе могут существовать как самостоятельные), то перед вами ССП, а значит, и союз между частями сочинительный.

5. Проверьте, есть ли что-то общее для двух частей.

6. Если нет ничего общего для частей ССП, то запятая между частями ССП ставится.

Например: Мы решили задачу верно, и у нас появилось желание попробовать справиться с более трудным заданием.

А. Выделяем грамматические основы: МЫ РЕШИЛИ и ЖЕЛАНИЕ ПОЯВИЛОСЬ.

Б. Ставим точку между частями. Мы решили задачу верно. И у нас появилось желание попробовать справиться с более трудным заданием.

Части могут употребляться автономно (самостоятельно), значит предложение ССП.

В. Если вы знаете, что союз И сочинительный, то можно пункт Б опустить.

– Ничего общего для двух частей нет, значит, запятую между частями ССП нужно обязательно поставить.

7. Если есть что-то общее для частей ССП, то запятая между частями ССП не ставится.

Что может быть общим?

1. Общие второстепенные члены, относящиеся к каждой части ССП

ПРИМЕРЫ.

К концу дня мальчик перестал плакать и мама смогла отдохнуть.

Общий второстепенный член предложения К КОНЦУ ДНЯ.

(Сравните: К концу дня мальчик перестал плакать, и к концу дня мама смогла отдохнуть.

Поскольку повтор не оправдан, то К КОНЦУ ДНЯ достаточно употребить один раз. НО надо помнить, что этот второстепенный член предложения относится к обеим частям, то есть является общим, что не позволяет поставить запятую между частями.)

Крылья у голубя были растопырены и клюв был открыт. Общий второстепенный член предложения У ГОЛУБЯ.

(Сравните: Крылья у голубя были растопырены, и клюв у голубя был открыт.

Явно, что нет смысла во второй части дублировать У ГОЛУБЯ: из первой части уже понятно, что во второй части имеется в виду клюв голубя. Следовательно, У ГОЛУБЯ – это общий второстепенный член предложения для двух частей, поэтому запятую ни в коем случае между частями этого ССП нельзя ставить.)

2. Общее вводное слово или общая вводная конструкция

ПРИМЕРЫ.

По моему мнению, счастливы оптимисты и тяжело живётся унылым людям.

(Сравните: По моему мнению, счастливы оптимисты, и, по моему мнению, тяжело живётся унылым людям.

Вы согласны с тем, что излишне второй раз употреблять вводное слово? Правда, неблагозвучно? Вот именно поэтому, вводная конструкция ПО МОЕМУ МНЕНИЮ употребляется всего один раз и только в первой части, но надо помнить, что эта вводная конструкция относится и ко второй части, из чего следует, что она является общей для двух частей, поэтому запятую между частями ССП ставить ошибочно.)

Кажется, каждый мог веселиться и никто из них не грустил.

(Сравните: Кажется, каждый мог веселиться, и, кажется, никто из них не грустил.

Ты уже понимаешь, что дважды употреблять вводное слово КАЖЕТСЯ излишне, поэтому оно, находясь в первой части, относится и ко второй, то есть является общим, поэтому запятая между частями не нужна.)

3. Общая частица.

ПРИМЕР.

Только ветер прошелестел чуть слышно и пропищала ночная птица.

(Сравните: Только ветер прошелестел чуть слышно, и только пропищала ночная птица.

Частица ТОЛЬКО во второй части повторяется неоправданно, поэтому достаточно её употребить в первой части, но относиться она будет и ко второй. Получается, частица ТОЛЬКО общая для обеих частей и запятую ставить между частями ССП не будем.)

4. Общий знак препинания.

ПРИМЕРЫ.

Кто это сделал и почему так грязно?

(Сравните: Кто это сделал? И почему так грязно? Два вопросительных предложения, объединившись в одно, остались вопросительными. Если мы поставим запятую между частями, то нарушим характеристику предложения по цели высказывания. Вопрос относится и к первой, и ко второй частям, поэтому запятую между частями ССП ставить не нужно.)

Как красиво в этих местах и как красиво мы отдыхаем!

(Сравните: Как красиво в этих местах! И как красиво мы отдыхаем!

Два восклицательных предложения, объединившись в одно, остались восклицательными. Если мы поставим запятую между частями, то нарушим характеристику предложения по эмоциональной окраске. Восклицательный знак относится и к первой, и ко второй частям, поэтому запятую между частями ССП ставить не нужно.)

5. Обе части побудительные.

ПРИМЕР.

Закройте окно или сядьте на диван.

(Сравните: Закройте окно. Или сядьте на диван. Два побудительных предложения, объединившись в одно, сохранили такую же характеристику. А раз они имеют общую характеристику, то запятая между частями ССП не ставится.)

6. Обе части назывные.

ПРИМЕР.

Мороз и солнце.

(Сравните: Мороз. Солнце. Оба предложения назывные. Объединившись в одно, они образуют сложное предложение, но запятая между частями ССП не ставится.)

7. Обе части неопределённо-личные. ВАЖНО!!! Должен быть единый производитель действия.

ПРИМЕР.

Подсудимых куда-то уводили и потом вновь ввели в зал суда.

Подсудимых уводило и ввело одно и то же лицо, поэтому запятая между частями не ставится.

Сравните: Мне позвонят из Москвы вечером, и пусть звонят. Обе части односоставные неопределённо-личные, НО запятая ставится, потому что нет единого производителя действия.

8. Обе части безличные. ВАЖНО!!! Должны быть синонимичные слова в составе сказуемых.

ПРИМЕР.

Нужно переписать работу и надо исправить в ней ошибки.

В этом предложении две части. В первой части сказуемое НУЖНО ПЕРЕПИСАТЬ, во второй – НАДО ИСПРАВИТЬ. В сказуемых первой и второй частей есть синонимичные слова НУЖНО и НАДО, поэтому между частями ССП запятая не ставится.

Сравните: Мне не спалось, и надо было чем-то себя занять.

Обе части односоставные безличные. В первой части сказуемое НЕ СПАЛОСЬ, во второй – НАДО БЫЛО ЗАНЯТЬ. В сказуемых нет синонимичных слов, поэтому между безличными частями ССП запятую нужно поставить.

9. Общая придаточная часть.

ПРИМЕР.

Как только мы зашли домой, солнце вышло из-за тучи и стало ярко светить.

В этом предложении три части: 1) как только мы зашли домой…; 2) солнце вышло из-за тучи; 3) стало ярко светить.

Первая часть придаточная, потому что она относится ко второй и третьей частям: Солнце вышло из-за тучи (когда?), как только мы зашли домой.

Стало ярко светить (когда?), как только мы зашли домой.

Мы доказали, что первая часть одинаково относится и ко второй, и к третьей частям, а значит, первая часть общая для 2-й и 3-й. Именно по этой причине мы не будем ставить запятую между 2-й и 3-й частями.

Сравните: Солнце вышло из-за тучи, и стало ярко светить. Запятая ставится, потому что нет ничего общего для двух частей.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ. Запомните: если есть что-то общее для двух частей ССП, запятую не ставьте. Осталось выучить то, что может быть общим. Удачи!

После того как теория понята и выучена, приступайте к практике.

Случаи обособления причастного оборота, стоящего перед определяющим словом.

Ø Определяющим словом является личное местоимение.

ПРИМЕР.

Скучающий по Татьяне, он сидел на диване.

Ø Причастный оборот и определяющее слово расположены на дистанции.

ПРИМЕР.

Радующийся победе, кричал очень громко Олег.

Ø Причастный оборот имеет значение причины. Причастный оборот можно заменить придаточным причины.

ПРИМЕР.

Утомлённый дорогой, ребёнок уснул. (Сравните: Ребёнок уснул, потому что был утомлён дорогой.)

Ø Причастный оборот имеет значение уступки. Причастный оборот можно заменить придаточным уступки.

ПРИМЕР.

Раненый в плечо, капитан не покинул строй. (Сравните: Несмотря на то что капитан был ранен в плечо, он не покинул строй.)

Пунктуация в предложении с однородным подчинением.

Если между однородными придаточными предложениями одиночные сочинительные союзы (соединительные или разделительные), то запятая между ними не ставится по принципу однородности. Для таких придаточных частей главная часть главная.

ПРИМЕР.

Максим знал, что Катя обиделась и что ему нужно извиниться. (Максим знал (ЧТО?)1) что Катя обиделась и 2) что ему нужно извиниться.)

2-я и 3-я части относятся к первой части и отвечают на один и тот же вопрос, следовательно, являются однородными, а между однородными конструкциями, соединёнными одиночными сочинительными (соединительными или разделительными) союзами, запятая не ставится.

Когда деепричастие не обособляется?

§ Не обособляются одиночные деепричастия, обычно непосредственно примыкающие к глаголу-сказуемому и близкие по функции к наречиям образа действия (такие деепричастия отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении? И стоят, как правило, в конце предложения.)

ПРИМЕРЫ.

Она вошла на кухню не постучавшись.

Сравните: Она, не постучавшись, вошла на кухню. (Одиночное деепричастие стоит не в конце предложения, поэтому выделяется запятыми.)

Посмотрите на схему. Возможно, она поможет не ошибаться в постановке знаков препинания при одиночном деепричастии.

 Когда в сложносочинённом предложении не ставится запятая? Известно, что между частями сложносочинённого предложения необходима постановка знака препинания. НО!-2

«И» в предложениях с несколькими деепричастными оборотами.

1. Часто к одному сказуемому могут быть обращены несколько деепричастных оборотов, объединённых союзом И. В этом случае запятые ставятся перед первым и после второго оборота.

ПРИМЕР.

Из-за угла, громко говоря и весело смеясь, вышел мой друг.

2. Если деепричастный оборот объединён с помощью союза и с однородным обстоятельством в форме наречия, то запятыми он не выделяется.

ПРИМЕР.

Он шёл со мной напряженно и упорно ускоряя шаг.

3. Если перед деепричастным оборотом стоит союз, то перед ним ставится запятая.

ПРИМЕР.

И, обгоняя прохожих, он ринулся вперед.

4. Союз И может соединять однородные сказуемые, а не деепричастные обороты. Главное - разобраться в том, что к чему относится.

ПРИМЕР.

Мы ушли, не попрощавшись с гостями, и, улыбаясь хозяину дома, тихо закрыли дверь.

В данном предложении союз И соединяет однородные сказуемые, а деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, поэтому каждый из них выделяется запятыми с обеих сторон.

«А» в предложениях с деепричастным оборотом.

Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а, поняв это, не довольствоваться лишь словесными призывами к ней.

В этом предложении союз А относится к сказуемому, поэтому не входит в деепричастный оборот.

Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а поняв это, включиться в активную борьбу за неё.

В этом предложении союз А не относится к сказуемому, поэтому не отделяется запятой от деепричастного оборота.

ВАЖНО! Чтобы понять, ставить запятую после союза А или нет, надо опустить деепричастный оборот. Если союз А свободно переходит к оставшейся информации, то деепричастный оборот выделяется запятыми, не включая в себя союз А. Если союз А логически не переходит к оставшейся информации, то деепричастный оборот выделяется запятыми, включая в себя союз А.

Вводные конструкции

ПОМНИТЕ! Если к слову или сочетанию слов нельзя задать вопрос И от слова или сочетания слов нельзя задать вопрос, то перед вами точно вводное слово или вводная конструкция.

Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения и выделяются запятыми. Лучше всего они запоминаются, если знать их значение.

— чувства говорящего: к счастью, к несчастью, к сожалению, странное дело, к удивлению;

— степень уверенности говорящего: конечно, несомненно, без сомнения, безусловно, наверное, может быть, видимо, вероятно;

— соотношение частей текста, последовательность изложения: итак, следовательно, в общем, напротив, между прочим, кроме того, впрочем, во-первых;

— способ изложения мыслей: словом, одним словом, иными словами, короче говоря;

— источник сообщения: по словам, по мнению, по сообщению, по-моему, по слухам, на мой взгляд;

— экспрессивность высказывания: честно говоря, смешно сказать, между нами говоря, по правде говоря;

— обращение к собеседнику: видишь ли, понимаешь ли, вообразите, послушайте.

Вводными словами не являются: авось, бишь, буквально, будто, как будто, как бы, вдобавок, в довершение, примерно, притом, причём, в конечном счёте, вряд ли, всё-таки, между тем, наверняка, по-своему, небось, приблизительно, просто, якобы, по совету, по указанию, по решению, по постановлению, по замыслу, по распоряжению.

Вводными могут быть не только слова и словосочетания, но и предложения. Вводные предложения в основном имеют значения, близкие к значениям вводных слов и словосочетаний, и при этом не связаны с синтаксической структурой основного предложения.

ПРИМЕР.

Как говорила мама, нужно теплее одеваться.

Как говорила мама = по мнению мамы. Мы заменили то, что похоже на предложение, вводной конструкцией со значением «источник сообщения», а значит «как говорила мама» – это не отдельная часть предложения, а вводное предложение.

Чем отличается приложение от уточнения?

Приложение – это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, даёт ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

ПРИМЕР.

Арина, умная девушка, всегда знала, что делать.

1. Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении.

ПРИМЕРЫ.

Сестра, учительница начальных классов, работает в сельской школе.

Учительница начальных классов, сестра работает в сельской школе.

2. Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него.

ПРИМЕРЫ.

Петров, местный художник, всегда гуляет в парке.

Местный художник Петров всегда гуляет в парке.

3. Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении.

ПРИМЕРЫ.

Она, опытная фигуристка, отлично каталась на коньках.

Опытная фигуристка, она отлично каталась на коньках.

Уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

ПРИМЕР.

За холмами, в густых лесах, водились волки.

Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

ПРИМЕР.

Длинная, в несколько километров, дорога стелилась перед нами.

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой и др.

ПРИМЕР.

Этот, безумно шумный, мальчишка играл на флейте.