83 подписчика

Легенды о Мидгардском змее

342 прочитали

Ёрмунганд — великий змей скандинавской мифологии. Его ещё называют мировой змей. Длина настолько велика, что он может несколько раз опоясать мир людей — Мидгард.

Описание

Ёрмунганд — в скандинавской мифологии, ужасное существо в облике змеи. Его родителями были Локи и великанша Ангрбода. После рождения змея, его Один-всеотец скинул его в мировой океан, где существовал до самого Рагнарёка.

Ёрмунганд в мировом океане (открытый источник)
Ёрмунганд в мировом океане (открытый источник)

Легенды

Одна из легенд гласит, что громовержец Тор решил поймать ужасного змея. Он наживил голову быка, на которую попался мировой змей Ёрмунганда. Но, великан Хюмин, который сопровождал бога, испугался и обрезал снасть, на которой уже болтался змей.

Битва титанов Тора и Ёрмунганда (открытый источник)
Битва титанов Тора и Ёрмунганда (открытый источник)

Согласно мифов Ёрмунганд один из участников Рагнарёка. В битве с богом грома Тором, великий змей проигрывает, а небожитель отсекает уродливую голову. Но, в ходе сражения громовержец также получает раны. При этом Тор утопает в яде ужасного змея.

Битва с Тором

Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змея Мидгарда» или «Мирового Змея». В Рагнарёке (финальной битве богов) Мидгардсорм и Тор, будучи вечными противниками, убивают друг друга.

Тор и мидгардский змей (взято из интернета)
Тор и мидгардский змей (взято из интернета)

Для скандинавской мифологии характерен сюжет о борьбе Тора и мирового змея Ермунганда. Ермунганд – одно из трех чудовищ, порожденных злой великаншей. Однако змей окружает обитаемую землю – Мидгард. Его второе имя – Змей Мидгарда. И это обстоятельство позволяет считать змея изначально благим божеством. Битва змея и Тора была популярным сюжетом. Эта битва изображалась на щитах древних скандинавских воинов. В рассказе о приключениях Тора в стране великанов из «Младшей Эдды» описывается попытка Тора поднять змея из глубин («рыбная ловля Тора»). Этот сюжет запечатлен на руническом камне, установленном в XI веке н. э. близ Альтуны (Швеция). В последней битве, в конце времен (Рагнарек) Тор убивает гигантского змея. Однако после этого успевает сделать всего десять шагов и сам умирает от ядовитых укусов змея. Тор – это антропоморфный бог-громовик. Он вооружен топором. Топор Тора – это необходимый инструмент. Предкам скандинавов приходилось вырубать леса во время их продвижения на север Европы. При этом северные земли в скандинавских мифах заселены великанами. Вероятно, это были кроманьонцы-охотники, доживающие свои дни в лесной глуши. Согласно мифологеме, Тор убивает своего предшественника и противника – змея. Здесь мы видим явную перекличку с распространенным сюжетом славянской мифологии. Антропоморфный бог-громовик Перун убивает змея Велеса, ворующего у него скот.

Рагнарёк (открытый источник)
Рагнарёк (открытый источник)

Вспомним также, что именно Балтийское море стало ареной столкновения в Средние века германских и славянских племен. Так, на острове Руяне (ныне остров Рюген в Передней Померании) в IX–XII веках н. э. имелись святилища славянских и балтийских многоглавых богов. Этот остров известен в русских сказках под именем острова Буяна. На нем имелся священный город-святилище Аркона, в котором был установлен четырехглавый идол бога богов Свентовита. На острове также имелись святилища семиглавого Руевита, пятиглавых Поревита и Яровита. У Яровита было четыре головы и пятая на животе. Яровит соотносится со славянским богом весеннего плодородия Ярилой. Ярила изображался на белом коне. В левой руке у него была зажата человеческая голова. Впоследствии Яровит стал отождествляться с Юрием – Георгием Победоносцем, убившим змея.

Ёрмунганд (открытый источник)
Ёрмунганд (открытый источник)

Святилища на острове Руяне были разрушены датчанами в 1169 году. В городе Щецине и на Волыни славяне поклонялись трехглавому идолу Триглава. Эти святилища также были разрушены.

Таким образом, есть все основания считать, что славянские и балтийские многоглавые боги в Средние века воспринимались скандинавами и жителями Западной Европы уже как чуждые, от которых предки скандинавов отказались гораздо раньше славян и балтов. (Из книги А. Белова "Русь Арийская. Наследие предков, забытые боги славян")

У Снорри этот поединок описан кратко: «Тор умертвил Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, он падает наземь мертвым, отравленный ядом Змея», однако его значение, как мифологическое, так и психологическое, велико. Как я уже говорил, оба – и Тор, и Мировой Змей, - символизируют границу между хаосом и порядком. Мировой Змей лежит в океане, обернувшись вокруг суши и кусая себя за хвост – он отделяет землю от воды, стихию от упорядоченного, являясь при этом существом хтоничским, порождением хаоса. Тор занят истреблением великанов, его задача – не пустить их за ограду, отделяющую мир людей и богов (Асгард и Мидгард) от мира ётунов (Утгард).

Битва тора и Ёрмунганда (открытый источник)
Битва тора и Ёрмунганда (открытый источник)

Встреча Тора и Ёрмунганда в Рагнарёк – третья по счету. Тор уже пытался поднять Мирового Змея в образе кошки. В другой раз он едва не поймал его на рыбалке, но Змей ушел с помощью великана. С мифологической точки зрения борьба бога-громовника со змеем (драконом) – распространенный мотив, как правило, эта борьба заканчивается потопом. С психологической точки зрения маниакальное стремление Тора уничтожить охраняемую им границу нужно понимать как описанную Юнгом «инфляцию Эго» («расширение личности за пределы границ индивидуального в результате идентификации с архетипом»). Так или иначе, Тор добивается своего и уничтожает существующие границы. Как и в случае с Одином, это означало бы психоз, если бы сыновья Тора Моди и Магни не подняли молот Мьёлльнир, тем самым обеспечивая возможность установить новые границы.

Почему именно Мидгардский змей?

В многочисленных пересказах скандинавской мифологии Ёрмунганд представлен как исключительно хтоническое чудовище, погибающее от руки Тора в Рагнарёк и, в свою очередь, губящее своим ядовитым дыханием громовержца.

Однако, другое имя Ёрмунганда - Мидгардсорм, "змей (червь) Мидгарда" неожиданно говорит нам, что первоначально он олицетворял не хаос, а порядок. Ёрмунганд служит опорой Мидгарда (а, возможно, и всего мироздания), выступая параллелью Иггдрасилю (горизонтальная опора - вертикальная опора).

Тор побеждает змея (открытый источник)
Тор побеждает змея (открытый источник)

Аналогия Ёрмунганду как вселенской опоре отыскивается в мифологии индуизма, где Шеша держит миры на своих бесчисленных головах. Любопытно, что Шеша оказывается одной природы с трикстером-Кришной. Ёрмунганд, в свою очередь, одной природы с трикстером-Локи.

Но Шеша - старшая ипостась Кришны (старший брат). Почему же Ёрмунганд - младшая ипостась Локи (сын)? Не логичнее ли предположить что "порождение земли", змей, старше антропоморфного существа? Возможно, в очень глубокой древности сам Локи мыслился в образе змея. Потом этот образ раздвоился (что для скандинавской мифологии не исключение: Фригг и Фрейя - ипостаси одного женского божества, сделавшиеся самостоятельными персонажами) и "перекомпоновался", став сыном самому себе. Но, скорее всего, объяснение гораздо проще. Змей, змея во многих мифологических традициях выступают как символ сексуальности. А, как мы помним, гиперсексуальность - одна из основных характеристик трикстера. Локи передает свою необузданную жизненную силу потомству, предстающему в образах диких животных - волка Фенрира и змея Ёрмунганда. Вспомним, что еще один "брат" Локи - греческий Гермес является отцом козлоподобного Пана (пример передачи сексуальности по наследству, выраженный в "хтоничности" порожденного существа).

Итак, Ёрмунганд - каноничный, так сказать, сын Локи. И тут возникает простор для еще одного любопытного предположения, возвращающего нас к тому, с чего начали - "змею Мидгарда". Как мы помним, многие трикстеры так или иначе выступают в роли демиургов. Глухое упоминание об этом сохранилось и в мифе о том, как Лодур (Локи) участвовал в оживлении первых людей. Вполне возможно, что и рождение Ёрмунганда - акт демиургического характера. Гигантский змей нужен, чтобы стать опорой Земли.

Трудно сказать, как долго Ёрмунганд воспринимался именно как опора, но, несомненно, что неприветливая природа Скандинавии, населенные гадюками болота и пустоши, и бурные северные моря, рождающие легенды о гигантских монстрах, много способствовали изменению представлений о первоначальной роли Змея.

Что за место такое - Мидгард??

те самые 9 миров, если не ошибаюсь, если кто-то лучше знает скандинавское язычество напишите в комментариях (открытый источник)
те самые 9 миров, если не ошибаюсь, если кто-то лучше знает скандинавское язычество напишите в комментариях (открытый источник)

Мидгард – один из девяти основных миров в германо-скандинавской мифологии. Первая и, пожалуй, самая главная особенность этого мира заключается в том, что населяют его исключительно смертные создания, люди. Мидгард в этом смысле существенно отличается от любой другой мифологической реальности в представлении скандинавов. Ётуны, к примеру, считают своей родиной Ётунхейм, но неплохо чувствуют себя и в других мирах. Точно также Асы и Ваны без труда посещают мир Мидгард, но вот людям чрезвычайно непросто (практически невозможно) попасть в любой другой мир (при жизни, разумеется).

Описание 9 миров (открытый источник)
Описание 9 миров (открытый источник)

В этимологическом плане название мира Мидгард вполне очевидно, с древнескандинавского слово «мид» переводится как… нет, это не аббревиатура и к Министерству Иностранных Дел не имеет никакого отношения. «Мид» (mið) значит «средний», а «гард» (garðr) переводится как «огороженное пространство» (позже это слово стали переводить как «крепость»). Таким образом, Мидгард в буквальном переводе звучит как «расположенное посредине огороженное пространство», а попросту – Срединная Земля. Да, именно так, Средиземье Дж. Толкиена – это мир Мидгард, писатель лишь перевел его название с древнескандинавского на английский. Мидгард – мир смертных, но это ключевой мир великого Древа Миров. Он представляет собой своеобразную «прослойку», выше располагается блистательный Асгард, ниже – мрачный Хельхейм. Между Мидгардом и Асгардом лежит Альвхейм (мир светлых эльфов), а между Мидгардом и Хельхеймом – Свартальвхейм (мир темных эльфов, карликов, гномов или цвергов). Таким образом, Мидгард – мир уникальный, из него можно свободно попасть в любую другую реальность, в том числе – в Нифльхейм и другие миры, дружественные или враждебные Асгарду.

О происхождении Мидгарда и его защите

9 миров (открытый источник)
9 миров (открытый источник)

Космогония древних Скандинавов во многом оригинальна. Наиболее известная версия мифа о происхождении Вселенной повествует о том, как Один, Вили и Вё убили великана Имира, чтобы из его частей создать мир, Мидгард. К этому моменту такие миры как Ванахейм (мир ванов) и Муспельхейм (мир пламени) уже существовали, но Имир, поднявшийся из великой бездны Гунингагап, стал первым живым существом. Земля Мидгарда была сотворена из тела Имира, из его крови боги создали моря и океаны, из зубов великана сделали скалы, а из костей – горы. Леса Мидгарда появились из волос Имира, облака – из его мозга, а небесный свод – из черепа. Важный момент: ресницы Имира Один использовал, чтобы возвести вокруг Мидгарда нерушимую стену (отсюда и «огороженное пространство», «крепость»). Многие полагают, что Мидгард – мир настолько важный, что лишь он соединен с Асгардом при помощи Биврёста («биврёст», кстати, переводится с древнескандинавского как «дрожащая дорога», в вовсе не «радуга», как думают некоторые).

Защита моста - Биврёст (открытый источник)
Защита моста - Биврёст (открытый источник)

Однако это заблуждение: Мидгард, безусловно, важен для асов, но по Биврёсту боги могут попасть в любой из миров Великого Древа, об этом сказано в песнях Старшей Эдды. Мир Мидгард защищают не только «ресницы Имира» (этот образ, кстати, до сих пор не получил должной трактовки). Вокруг земли смертных расплескались воды мирового океана, в котором живет Ёрмунганд, великий змей, сын Локи. Змей опасен как для людей Мидгарда, так и для любого другого существа, которое решит приблизиться к этому миру. Также вокруг Мидгард-земли возведена волшебная стена, которую создавал мастер-великан (миф о происхождении Слейпнира). Однако эта стена, которую по легенде не может преодолеть ни один великан, так и осталась недостроенной. Таким образом, Мидгард и его население защищены, но не в полной мере, именно поэтому Тору и другим асам приходится порой спускаться в мир смертных, чтобы спасать людей от многочисленных опасностей, не только инеистых великанов и ётунов. Тор часто сражается с Ёрмунгандом, а также с посланцами адской владычицы Хель.

Мидгард: земля людей

Портал в другой мир (открытый источник)
Портал в другой мир (открытый источник)

Мидгард – земля, предназначенная для смертных, но именно этот мир согласно «Прорицанию вёльвы» (самая известная эддическая песнь) станет полем битвы, когда наступит Рагнарёк, именно Мидгард погрузиться в ледяную стужу во время великой зимы Фимбульвинтер. Кроме того, знаменитая германская легенда о Дикой Охоте опять же касается только мира Мидгард. Грубо говоря, скандинавские боги создали настоящий шедевр, но не особенно позаботились о том, чтобы людям здесь жилось спокойно. С другой стороны, это в высшей степени эзотерический вопрос, ведь можно ли ценить мир, не зная войны? Когда «сыны Муспельхейма» вместе с подданными жестокой Хель сразятся с асами в последней битве, Мидгард будет уничтожен, полностью. Но из мирового океана (в котором, к счастью, уже не будет Ёрмунганда, милого зверька сразит Тор) поднимется новая земля, Мидгард опять же. В «Прорицании вёльвы» нет никаких эпитетов вроде «новый Мидгард» или «другой Мидгард», речь идет о символическом «перерождении земли». Кроме того, каким-то чудом выживут два человека – Лив (с древнескандинавского – «жизнь») и Ливтрасир («пышущий жизнью»). В Эдде сказано, что эти двое укроются в роще Ходдмимир, но, так как Мидгард перед возрождением погибнет, значит, роща расположена в другом мире, хотя абсолютно непонятно, где именно. Наиболее полный перечень описаний, так или иначе касающихся мира Мидгард, можно встретить в «Круге Земном» Снорри Стурлусона. Разумеется, в этот сборник входит и Младшая Эдда, которую иногда называют Стурлусоновской. О Мидгард-земле повествуют многие эддические песни, не только «Прорицание вёльвы», хотя основные тексты подобного содержания скомпонованы в части «Видение Гюльви». В завершении можно добавить, что Мидгард хорошо виден с трона Одина, Хлидскьяльва, и этот самый трон, между прочим, позволяет любому (хоть асу, хоть смертному) обозревать все уголки Мидгарда. Идея о «всевидении» асов была крайне важна в обществе викингов, которые были значительно «культурнее» и мудрее, чем принято считать. Образ Одина, который знает все, что происходит на земле, очевидно, был призван стать гарантом соблюдения законности. Ведь если викинг хотел совершить недостойный поступок, он знал – Один это увидит и тогда путь в Вальхаллу будет закрыт для воина. Мидгард, как мир смертных, как срединная земля и поле извечной битвы между «светом и тьмой», перекочевал и в другие культуры. Аналогичные описания земного мира мы можем встретить у многих народов древности, но среди них мир Мидгард всегда будет держаться особняком. Тому виной пафосность его происхождения, суровый колорит, обусловленный спецификой мировоззрения древних скандинавов.