Найти тему
История. Факты+мысли

"Детский мир" - недетская история строительства знаменитого магазина

Уровень рождаемости, как известно, служит верным показателем степени взаимного доверия правительства и электората.
В нашей стране, с 1917 года, это буржуазное слово не прижилось, поэтому власть и народ, не испытывая симпатии друг к другу, старались не пересекаться между собой.

Это привело к тому, что, несмотря на драконовские меры, предпринятые пожизненно «избранным» вождем, прирост населения значительно уступал его убыли.
Когда, наконец, Отец народов избавил страну от своего присутствия, товарищ Хрущев, с присущим ему энтузиазмом, взялся исправить неутешительную статистику.

Ни одна перепись населения не дала ожидаемых результатов. Виновные были строго наказаны.
Ни одна перепись населения не дала ожидаемых результатов. Виновные были строго наказаны.

Прежде всего, Никита Сергеевич, проявляя неподдельную заботу о подрастающем поколении, принял решение построить первый крупный специализированный магазин для детей.
Единственный на всю страну.

Сия радостная весть принесла нездоровое оживление в конкурирующие между собой мастерские тов. Жолтовского и тов. Власова.
Первый из них, традиционно получал все заказы в центре Москвы, тогда как второй занимал должность главного градостроителя столицы.
Оба имели в своем активе похвалу вождя, за возведение многочисленных зданий в имперском стиле, Сталинские премии, ордена и почетные грамоты, поэтому не сомневались, что такой лакомый кусок не пройдет мимо одного из них.


Но не успели они сойтись в схватке компроматов, как дело поручили тов. А.Н. Душкину, имевшего специализацию в области транспортного строительства.
Прежде чем два мастодонта сталинского ампира начали активную травлю своего коллеги, общие знакомые связались с женой архитектора и искренне посоветовали главе семейства взять самоотвод.
Однако Алексей Николаевич никак не мог отказаться от поставленной перед ним задачи.

По замыслу Никиты Хрущева, здание «Детского мира» планировалось расположить в непосредственной близости от Лубянки, поэтому подсобные помещения будущего магазина, должны были вплотную соприкасаться с подвалами,
«из которых виднелся Магадан».
По этой причине чекисты настояли именно на кандидатуре Душкина, поскольку он, имея соответствующий допуск, руководил постройкой стратегических объектов «Маяковская», «Кропоткинская», «Площадь Революции» и других.

Перечить товарищам, лишь недавно сменившим кожаные куртки на цивильные костюмы, архитектор боялся гораздо больше, чем бойкота со стороны алчных соратников, так как еще в 1935 году провел два месяца во внутренней тюрьме НКВД.
Тогда его спасла чистая случайность.


Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден, побывав на почти завершенных станциях московского метрополитена, пришел в восторг от увиденного и изъявил желание познакомиться с автором проектов.

Многие станции по праву считаются шедевром архитектурного искусства.
Многие станции по праву считаются шедевром архитектурного искусства.

Возникла пауза, вопрос передали по цепочке, а когда, откатившись назад, ответ достиг ушей товарища Калинина, старик чуть не брякнул иностранному гостю, обыденную по тем временам формулировку: «Сидит на Лубянке».
Вовремя вмешавшись, Лазарь Каганович объяснил англичанину, что
«товарищ Душкин в данный момент отдыхает, но завтра обязательно найдет время встретиться с мистером Иденом».

Неизвестно, сколько чистосердечных признаний подписал к тому времени опальный зодчий, но товарищ Сталин, узнав об этом случае, приказал его освободить, протоколы порвать и больше не трогать.
В дальнейшем он даже расщедрился на три премии имени самого себя.


В итоге, с нелегким сердцем взявшись за чертежи, Душкин работал сутками напролет, практически не покидая кабинета, но завистники тоже не сидели сложа руки.
Как раз в это время вышел указ, запрещающий излишества в домостроении, и в ЦК посыпались нескончаемые жалобы на несознательного
«шарлатана от архитектуры, разбазаривающего народные средства на чуждые, для скромного строителя коммунизма, изыски».

В свете новых веяний, такие обвинения вполне могли поставить крест на дальнейшей карьере.
Тем более что Душкин действительно, мало того, что часто произносил порочные слова
«ренессанс», «каннелюры», «капитель» и др. так еще планировал применить этот стиль и элементы в оформлении внутреннего убранства здания.
Также, анонимные граждане массово выражали недоумение, что возведение первого в СССР «Детского мира», выполненного по мировым стандартам, доверили человеку, чей
«моральный облик оставляет желать много лучшего».

В результате, с одной стороны, Душкину определили конкретные сроки сдачи объекта, с другой, он был вынужден постоянно оправдываться в том, что не является поклонником стиля, навязанного советскому народу культовой личностью предыдущего вождя.
Чистоту своей нравственности, ему тоже пришлось долго доказывать, написав целую пачку унизительных отчетов, с описанием места, времени и обстоятельств всех личных встреч.


Через три года работы в таком изматывающем режиме, магазин все-таки открыли.
Это произошло 6 июня 1957 года – за полтора месяца до начала VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Детей среди делегатов не было, но многие с удовольствием посетили просторные залы нового магазина.
Детей среди делегатов не было, но многие с удовольствием посетили просторные залы нового магазина.

Однако самому Алексею Душкину, торжественная церемония открытия радости не принесла – находясь в глубокой депрессии, он до конца жизни старался как можно меньше контактировать с внешним миром.
Так страна потеряла замечательного архитектора, настоящего мастера своего дела.
Его коллеги – Власов и Жолтовский – тоже не были обделены талантом. Однако эти товарищи не видели ничего зазорного в том, что там, где речь заходит о громкой славе и больших деньгах, строитель светлого будущего теряет человеческий облик гораздо быстрее, чем любая «акула империализма».
Об этом позаботилась коммунистическая партия, воспитав своих граждан и снабдив их таким мощным оружием, как идеологический компромат.


ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Десять лет без права переписки за вредительский подсчет

Роковой перелет Москва-Амстердам и обратно

Непостроенные памятники Алсиба

Несчастливая фотография с товарищем Сталиным