52 подписчика

"Педагогическая запущенность" с точки зрения Монтессори подхода

- Моего ребёнка назвали педагогически запущенным... Так ли это и что мне делать? (ребёнку 5,5 лет)

- Да, этим словосочетанием часто злоупотребляют.

- Моего ребёнка назвали педагогически запущенным... Так ли это и что мне делать? (ребёнку 5,5 лет)

- Да, этим словосочетанием часто злоупотребляют. Любую неудобность, настойчивую самостоятельность, большую активность, непослушность и упрямство ребёнка, когда взрослый не справляется, в силу условий или своего невежества и эгоизма вынужден терпеть, прилагать большие усилия, чтобы сохранить равновесие и спокойствие, можно обозвать этим термином. И, теоретически, это может сделать любой помощник воспитателя-новичок в любом детсаду, хотя это понятие, как "диагноз", скорее относится к устойчивым изменениям поведения ребёнка, относящимся скорее уже к школьному возрасту. А мама, услышав такое в детском саду, рыдает...
Проще же сделать виноватым кого-то другого, тем более малыша, который не может дать отпор или объясниться, чем расписаться в своей некомпетентности и неопытности. Ведь ребёнок вовсе не обязан быть послушным для всех и в любой ситуации! Он тоже личность.

Но мы не будем сейчас говорить о таких взрослых-"профессионалах". И понятно, что особенно если речь идёт о маленьких детках, главное не название детсада и не стоимость пребывания в нём, а люди. Если совсем не получается наладить отношения в этом садике, ребёнок страдает, ищите другой.
К слову сказать, в Монтессори подходе осознанность качественно обученного взрослого, скромно служащего детям в специально подготовленной с любовью и вниманием развивающей среде, буквально как часть этой среды, это наше всё!
Но что делать родителям, как разобраться идёт ли дело к этой самой "педагогической запущенности" или просто их ребёнок яркая самобытная личность? Ведь мы знаем, что корни проблем обычно лежат в возрасте до трёх лет! И сразу стоит сказать, что главная причина - обстановка и нравственные ценности в семье, воспитательные ошибки, недосмотр и невежество взрослых, отсутствие границ и недостаток занятий для детей по возрасту.

Если посмотреть многочисленные определения термина, получается, что это очень широкое понятие. О педагогической запущенности речь идёт, если наблюдаются:
● устойчивые проблемы в поведении, неспособность самостоятельно контролировать своё поведение и поступки, вплоть до девиантного, асоциального поведения и агрессивности выраженной в действиях;
● трудности в общении и социализации, склонность попадать в "плохие компании";
● эмоциональная неуравновешенность, нестабильность, истеричность или гневливость, подавленные состояния и т.д., когда ребёнок не способен относительно быстро сгармонизироваться даже при помощи взрослых, сам страдает и создаёт этим трудности, беспокойства окружающим;
● невоспитанность, невежливость, неуважительное отношение к другим, к жизни вообще, низкая нравственность, аморальность;
● отставание в развитии, в учёбе, низкая учебная активность, нежелание учиться вообще, необразованность, узкий кругозор, снижение интеллектуальных способностей, нераскрытость задатков, способностей, неразвитость эстетического чувства, грубость, инфантилизм...

И так далее. В целом картина понятна. На выходе это те самые "трудные" дети. Описанное выше это уже результат, это уже ситуация школьника.

Иногда нужно просто тщательное медицинское обследование и чем раньше, тем лучше. Бывали такие случаи, когда своевременная диагностика и медицинская помощь в коррекции деятельности отдельных зон мозга очень помогала.

И далеко не всегда подобная ситуация связана с такими явными вещами, как асоциальная семья, где практически не работают, есть особо нечего, ежедневно употребляют алкоголь и/или другие интоксикации, сквернословят, дерутся, бьют детей, которые большей частью безнадзорны и болтаются на улице где и с кем попало.

В относительно "лёгком" варианте - дома может целыми днями работать телевизор, взрослые (и следом дети) ложатся спать после полуночи, алкоголь по праздникам, родители часто ссорятся, бабушка говорит одно, мама другое, папа третье, часто меняется место жительства и детсады/школы, преподаватели, детей изредка физически наказывают, дома беспорядок (соответственно ребёнок находится в хаотическом состоянии), у детей нет развивающих занятий - только обычные игрушки.

А бывают такие даже внешне скрытые, неявные ситуации, когда в материально благополучной обеспеченной семье нет эмоциональной близости, душевного тепла, процветает эгоизм, нет никакой взаимопомощи, родители, когда ссорятся, играют в молчанку, игрушек слишком много, дети мало общаются со сверстниками и не ходят на групповые занятия, хотя с ними могут много заниматься дома, нашпиговывая "знаниями", готовя к поступлению в какое-либо элитное учебное заведение, детей могут наряжать как кукол и брать с собой на какие-то рафинированные мероприятия, где нужно "держать себя в руках".

Но вернёмся к нашей ситуации, где ребёнку пока ещё только 5,5 лет и семья вполне нормальная. С воспитательницей разобрались, с детсадом решили. Но имеет смысл и понаблюдать за собой и за своим ребёнком! Вот правда, тут лучше перебдить, чем недобдить.

Ребёнок может подойти к малознакомому взрослому человеку, пнуть ногой со словами "убирайся с дороги", когда вокруг полно места и можно спокойно обойти. Ребёнок может грубо ответить взрослому человеку, обозвать.
- Дети такое не придумывают, они всему учатся. Уже после трёх лет ребёнок может понимать, как говорить вежливо. У кого научился? Как дома общаются взрослые? Каким образом взрослые конфликтуют, решают свои противоречия? Принято ли дома использовать вежливые слова - извиняться, вежливо просить, благодарить, желать доброго дня? Как проявляется дома забота и внимание друг к другу? Как проявляется уважение к старшим?

Ребёнок может орать до посинения, требуя желаемого, входя в крутое пике, да так, что уже знакомые в гости не зовут.
- Он использует "рабочую схему", по которой ранее уже "успешно" добивался желаемого. Делать дома одно, а на людях другое - не работает. Дети не могут жить в двойных стандартах. У него уже есть признаки невротизации, потому что давать истерить более 10-15 минут травматично для нервной системы. Кто его научил так добиваться желаемого? Кто неоднократно "ломался" под натиском детских хочушек? Кто не выстроил границы позитива? Кто не принимает детские эмоции? Кто не перенаправляет детское внимание, не помогает сгармонизировать состояние?

В гостях ребёнок не хочет ничем заниматься, не выбирает никаких занятий из предложенных, носится, что называется "бесится", тормошит других детей, мешает им, надоедает взрослым, "ходит по головам", не слушает просьб.
- Он так привык дома. Он не имеет навыков занятий в группе. Ему не хватает уважения ко взрослым, он не чувствует границ других людей, не реагирует на просьбы и замечания. Чем он занят дома? Сколько у него игрушек? Дома убрано, чисто, порядок? Какие развивающие занятия ему доступны? Занимается ли он где-либо кроме дома? Сколько десятков раз ему повторяется одна и та же просьба, что он вовсе не спешит прислушиваться? Как выстраиваются границы взрослые/дети дома и как именно мама проявляет уважение к папе и наоборот? Как часто ребёнка отдают побыть у бабушки и насколько принятое там отличается от того, что принято в родительской семье?
Сколько ребёнок гуляет и насколько активно двигается на улице? Думали ли о том, чтобы ребёнку заняться каким-либо видом спорта? Планируется ли дома обустройство спортивного уголка?

До шести лет уже не так далеко, но в любом случае, у позитивно занятого ребёнка гораздо меньше времени на всё остальное. У ребёнка, ежедневно занятого развивающей деятельностью по возрасту, всё налаживается как бы само. Ребёнок, занимающийся регулярно в группе других детей разного, но близкого возраста, учится общаться, строить отношения, дружить. Ребёнок, который много гуляет на воздухе и вдоволь двигается, лучше ест, спит, лучше себя чувствует, лучше развивается и лучше себя ведёт. Что касается занятий, горячку пороть не нужно, но и сензитивные периоды, когда упущенные возможности невосполнимы, тоже никто не отменял. Ну и, разумеется, в том, что касается воспитания детей, важно начинать с себя.

10.01.22