"Блич". Впечатления от просмотра аниме

309 прочитали
Дата выхода: 2004-2012 год / Количество серий: 366
Дата выхода: 2004-2012 год / Количество серий: 366

Примечание: возможны спойлеры

Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич". Изначально я думал, что на это уйдёт намного меньше времени, особенно учитывая опыт просмотра "Ван-Пис", в котором было практически в 3 раза больше серий, но всё же пришлось потратить чуть больше двух недель на ознакомление со столь известным произведением.

Посмотрел аниме Ван-Пис (One Piece), а это, если что, больше 950 серий
Дневник читателя и зрителя24 июля 2021

А на фоне того, что у "Блич" выходит новая сюжетная арка, после стольких лет, мой просмотр кажется даже своевременным.

Удивительно то, что я с этим произведением раньше никогда не сталкивался. Я имею в виду подростковый период, когда у меня даже представления не было о том, что такое аниме. Все тогда из моего окружения знали, что такое "Наруто", да я и сам его смотрел. Но "Блич" для меня был лишь неизвестным словом. Я лишь знал, что некоторые из моих одноклассников его смотрят, но сам лично с ним никогда не сталкивался. И так получилось, что и в своей дальнейшей жизни столкновения с ним у меня никогда не было, даже когда плотно подсел на просмотра всякого рода аниме. Поэтому понимания того, что из себя представляет подобное зрелище у меня перед просмотром не было от слова совсем — ни как всё это выглядит, ни о чём сюжет, ни тем более героев или какого-нибудь цитирования.

Но сейчас галочку в списке просмотренного можно поставить. Вот только этот самый просмотр оказался неоднозначным. Сперва мне всё очень даже понравилось. Я в принципе понимал — по количеству серий в этом аниме — что произведение является подростковым боевым аниме. То есть что-то близкое к "Наруто", хотя это совсем не так. Меня вовлекли интересным и, как мне показалось, нетипичным сеттингом (про реальность и мир духов) для того временного периода, особенно в рамках боевого аниме. Мне показали занятных и разнообразных персонажей. Меня впечатлили визуальным отображением, где некоторые серии из раннего периода и сейчас воспринимаются на уровне, а также поразили музыкально. Мне начали рассказывать, не самую лучшую конечно, но вполне достойную историю. Но вот где-то чуть ближе к половине всех серий я начал очень сильно скучать от однообразия показанного, а также мне по сути плюнули в морду, когда филеры начали рвать повествование к чертям собачим.

Безусловно "Блич" по некоторым пунктам превосходит своих конкурентов и даже сейчас может показать что-то интересное и нетипичное для своего жанра. Но вот те минусы, которые в нём есть, уж слишком сильно перевешивают всё то положительное, что в себе содержит это аниме. Именно из-за них не получается воспринимать саму историю в той мере, в какой она должна быть показана. Но обо всём по порядку. И сначала нужно затронуть сеттинг и сюжет.

Примечание: возможны спойлеры Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич".-2

Как я уже говорил немного выше — мне понравился описанный мир. Есть мир людей и есть мир духов (или душ). Когда обычный человек умирает, он либо остаётся в реальном мире в виде духа, либо отправляется в сообщество душ (но это не точно). Или данная душа может превратиться в "пустого" из-за разных причин, который пожирает обычные души. И вот чтобы противостоять "пустым" и охранять обычные души в сообществе есть целая организация, которая подобным занимается (это сообщество устроено занятным образом, там есть и аристократы, кланы, совет, который принимает многие решения, академия, где обучают будущих защитников, и много чего ещё). Также помимо этого нам по сюжету покажут ещё и мир этих самых "пустых". Помимо этого, чтобы умело и эффективно противостоять "пустым" и любой другой угрозе для сообщества, у этих самых защитников душ (другими словами — синигами) на вооружении имеется пять средств борьбы — искусство меча, духовная сила, магия, мгновенное перемещение и мечи, обладающие душами и дающие своим владельцам различную силу (дзанпакто другими словами).

Данный мир в достаточной степени логично устроен, поэтому он мне и приглянулся. Всё ясно и понятно, хотя не всё раскрыто в должной мере за эти 366 серий. Например, та же самая магия (хадо или бакудо, как-то это так называется). Что она и откуда не совсем ясно. Вроде бы, даже есть некоторое ответвление в этом сообществе, которое специализируется на магии (что можно подметить из сюжетной арки о столетнем прошлом), и есть там запреты на использование отдельных заклинаний, а также нам явно дают понять, что можно придумывать новые заклинания, но всё это толком не раскрывают, а лишь дают небольшие намёки.

Также можно отметить, что все сражения тут проходят в основном с использованием мечей. Правда, сами бои на мечах тут выглядят не очень, так как ими просто все махают в невпопад из-за чего невозможно определить то самое искусство меча, которым должны пользоваться защитники душ. Но чтобы такое компенсировать тут в боевых сценах делают больше упор на масштабности взрывов особых способностей этих мечей или выброса в пустоту духовной энергии.

Примечание: возможны спойлеры Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич".-3

Если же переходить к сюжету, то он здесь достаточно типичен в своей основе. Есть не самый обычный (для данного мира) ГГ-школьник, который видит духов. Он с ними контактирует и как-то им немного помогает. И в один момент он встречает девушку защитника душ, которая передаёт ему свою силу, чтобы тот одолел "пустого" во благо защиты его семьи. Тем самым ГГ становится временным защитником. Сначала нам показывают небольшие истории о том, как они вдвоём в реальном мире противостоят "пустым"; как некоторые из одноклассников также получают какие-то способности или же уже их имеют, тем самым образуя компашку товарищей. Но в один момент за защитницей приходят другие защитники и забирают её в сообщество, так как она нарушила правила и передала свои способности человеку. Компашка отправляется её спасать в это сообщество. Спасают, но там всё выходит не так просто и появляется главный антагонист, который предаёт сообщество и стремиться достичь небывалой силы при помощи одного устройства, которое было спрятано в душе той самой защитницы. Злодеи уходят, свершив свои планы, в мир "пустых". Дальше злодеи там похищают одну из компашки, герои отправляются ей на помощь, много устраивают драк с прихвостнями злодея и т. д. Девушку спасают, но угроза остаётся, так как антагонист собирается разрушить родной город ГГ, чтобы создать ключ, который поможет куда-то там добраться, точнее до короля этого сообщества. После множества боёв и тренировки длительностью в несколько лет, которая была проведена в безвременном пространстве и которая на деле длилась не больше получаса, ГГ со сверхмощными силами побеждает злодея, лишаясь при этом всех своих сил. Почти.

И тут начинается последняя сюжетная арка про бывшего временного защитника, то есть такого же персонажа как ГГ. Сам же ГГ теряет силы и ведёт обычную жизнь простого школьника. Но на его друзей начинают нападать. Самому же ГГ приходят на помощь люди, которые могут подчинять души предметов и которые хотят, чтобы ГГ восстановил силы защитника для изъятия сил у этих людей. Но всё не так просто. ГГ на самом деле использовали, чтобы забрать у него новообретённые силы. Но ему на помощь приходят друзья из сообщества душ, которые, пожертвовав свою силу, отдают её ему, чтобы он опять стал временным защитником. Все враги повержены. Кого нужно было убить — убили, а все остальные выжили. И под самый конец мы получаем концовку, полностью открытую для продолжения.

Трудно, конечно, передать весь сюжет 366 серий, но по сути всё сводится к повторяющимся противостояниям со всё более сильными противниками. Но нужно отметить, что я не всё из этих 366 серий указал, это где-то лишь половина, так как всё остальное занимают филлеры, но к ним обратимся немного позже.

На самом деле, если не затрагивать последнюю сюжетную арку, так как она немного выбивается из того, что было показано ранее, то мне было бы приятнее думать о сюжете немного в другом ключе. А именно, что это история о длительном противостоянии двух гениальных людей (главный злодей — Айдзэн; и учёный — Урахара), которые пошли по этой жизни разными путями, хотя схожести в них намного больше, чем различия. ГГ же, при таком понимании истории, является лишь сторонним персонажем, который случайно угодил в это противостояние. Такая история мне больше нравится, но она занимает от силы серий 30 из всего аниме, со включёнными в них битвами.

Примечание: возможны спойлеры Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич".-4

Но также сюжет после себя оставляет много не прояснённых моментов. Например, последняя сюжетная арка странна тем, что нам вдруг представляют людей, которые могут подчинять души предметов, и ГГ также обучается подобному, но по сути это явление возникает из неоткуда. До этого ни одного слова не было, что такое может быть. Тем более, хотя может быть и я это упустил из собственного внимания, откуда среди этих людей появляется здоровый друг ГГ (точнее почему он на это согласился и при каких обстоятельствах) и почему нам говорят о его способностях как о таком же подчинении, хотя ранее нам же вкидывали о похожести их сил с силами "пустых". С этими способностями друзей много странностей, так как их происхождение объясняется воздействием этой невиданной штуки, которую похитил злодей из души защитницы, а точнее тем, что она может исполнять желания, таким образом друзья и получили свои силы, так как хотели помогать ГГ. Тогда почему злодей просто бы не пожелал всех уничтожить и тогда проблем бы никаких не возникло, или как эта штука работает? Вопросов слишком много из-за неясного и краткого объяснения. Тем более не открыли предысторию отца ГГ, который является, во-первых, также защитником душ, тогда спрашивается каким образом он смог завести детей с человеком, так как нам и не намекали на то, что он был когда-то временным защитником и сам является человеком (особенно это прослеживается в последней арке), а во-вторых, он явно знаком с техниками меча, который есть у его сына, из-за чего и возникает вопрос — откуда? у них одинаковый меч? или похожие? или они по наследству передаются? Вопросов слишком много. И это ещё не поднимая вопроса о том, что нам не показали короля и мы не понимаем, что это за штука такая, которой не хотел служить главный злодей. Сказать — сказали, но ничего не показали. Также куда делась троица модифицированных душ? И что стало с "пустыми", которые помогали героям в мире "пустых"? И самая главная неясность этого произведения — почему они все вдруг начали ходить по воздуху??? Я бы понял, если бы нам изначально эту особенность показали, но она возникает очень внезапно. Все просто начинают ходить по воздуху как по земле. И как бы логично, раз они души, то такое они себе могут позволить, но в самом аниме это действительно появилось ни с того, ни с сего, хотя до какого-то момента никто подобным не промышлял.

Да, по части сюжета "Блич" после себя оставляет много не прояснённым моментов. Надеюсь, что кое-что нам объяснят в новой арке и расскажут обо всём том, что не успели закончить лет 9 назад, так как по имеющимся сериям видно, что ещё не всё достали из закромов.

Примечание: возможны спойлеры Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич".-5

"Блич" на самом деле немного удивителен. Это выражается в том, что он отлично начинается, в середине провисает по очень многим моментам и не использует те приёмы, которые были показаны в самом начале, а под самый конец — в последней сюжетной арке — он возвращается к тому, что было изначально. Подобное можно даже проследить по визуальным приёмам, о которых будет немного ниже. Но в особенности мы это замечаем через повествование, направленное на раскрытие персонажей.

И в этом "Блич" очень хорош. Через небольшие истории даже самых ненужных второстепенных персонажей он привносит в просмотр больше эмоционального и смыслового вовлечения, чем через основную сюжетную линию. Реализовано подобное, конечно, слишком однотипно и неинтересно — через флешбэки, но их содержание просто на высоте. Практически все моменты, на которые я как-либо эмоционально реагировал и которые приносили мне удовольствие от просмотра, находятся в этих маленьких историях. Мне сейчас будет даже трудно привести конкретный пример, так как постоянные битвы и основной сюжет слишком сильно громоздятся над содержанием таких предысторий персонажей. Но допустим не самая удачная предыстория, но именно она в моей памяти всплывает первой. О той самой защитнице душ, которая отдала силу ГГ. Он убила собственного учителя, чтобы спасти его душу, и подобная предыстория очень сильно влияет на развитие персонажа в общем. Она испытывает вину, она её преодолевает, хоть и с трудом, она сталкивается напрямую с этим чувством вины в её физическом воплощении и не жалея собственной жизни, чтобы оправдать те ужасные действия, но на которые её учитель и сам подтолкнул, противостоит ему, чтобы оправдать память о том человеке, который очень сильно повлиял на неё в жизни. И, вроде бы, простая маленькая история, но она отлично рассказывается, она отлично раскрывает суть персонажа, тем самым и заставляет зрителя даже больше погружаться в личную историю одного персонажа, чем в общий сюжет. И, наверное, здесь все предыстории персонажей так работают.

Я бы даже сказал, что под пример такой предыстории можно подвести целую, но небольшую сюжетную арку о столетнем прошлом, где зародился основной конфликт всего сюжета. По большому счёту она работает по той же схеме, что и другие небольшие предыстории персонажей, только в отличии от них на неё выделили чуть больше времени, хоть и не так много как хотелось бы, так как это самые интересные и занимательные серии из всего произведения.

И подобное повествование через небольшие предыстории делает, практически, всех персонажей в этом аниме классными и отличающимися друг от друга. Они хорошо запоминаются, ты начинаешь их быстро различать, так как характер и поведение у каждого из них индивидуальны. Даже типологически схожие персонажи, как например ГГ, красноволосый и лысый из защитников, имеют характерные отличия, благодаря которым они не являются типичным клонированием одного и того же персонажа (что часто случается в произведениях с большим количеством персонажей). И при этом все они отлично раскрываются через небольшие предыстории, которые, чаще всего, объясняют нам их стремления и мотивы к тому или иному поведению. Как например, один из самых невзрачных персонажей — это сторонник главного злодея с удлиняющимся мечом. Лишь в самом конце нам его личность раскрывают в полной мере и мы понимаем почему он поступал именно так, как поступал (он просто хотел, чтобы девочка, которая для него была дорога, больше никогда не плакала). Хоть подобное кажется простым и типичным, но именно в "Блич" это работает лучше, чем в любом другом произведении подобного жанра.

Примечание: возможны спойлеры Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич".-6

Правда, из-за того, что персонажи здесь хорошо проработаны, есть некоторые из них, которых в середине произведения просто начинают эксплуатировать. Того же капитана 11 или 12 отряда, которые являются яркими личностями и которых начинают слишком много впихивать в общее повествование, давая им больше экранного времени, чем другим, хотя можно было бы отлично обойтись и без этого. Например, заместо подобной эксплуатации ярких персонажей раскрыли бы лучше капитана медицинского отряда или лейтенанта 11 отряда, которая постоянно тусуется на плече у капитана и которая ни разу за все серии не показала на что она способна, хотя ранг она имеет высокий по должности, а значит что-то да умеет.

И тут же можно затронуть главного героя, который мне не понравился. Даже после просмотра всех серий, я считаю, что данная история была бы лучше реализована без его участия. Он слишком прямой и типичный. Особенный школьник, у которого откуда-то есть невероятная сила, затмевающая всё на своём пути. Его пытаются глупым сделать, хотя на деле мы видим, что он является проницательным персонажем. Все хотят быть его друзьями, все находят в нём достойного соперника, все девушки от него без ума. Единственное, что примечательно так это его способность к рефлексии относительно тех противников, с которым он сражается, и тех неудач, которые обязательно встречаются на его пути. Одна из лучших таких рефлексий была в филлере про каких-то вампиров (хотя они не вампиры), называемых зависимыми или чем-то подобным, где ГГ сравнивал себя с главным антагонистом и задавался вопросом об отличии себя с ним. Как и у всех противников, так и ГГ одна и та же цель — стать сильнее. Но тут выступает разница: а для чего? Ответ на этот вопрос у ГГ: чтобы защитить своих друзей и близких. Хотя не понятно почему он на себя взял такие обязательства, но так или иначе подобное стремление порождает некоторые внутренние и занятные конфликты, так как ГГ из-за этого отталкивает порой своих товарищей, не давая им помочь или проявить себя.

От ГГ можно прийти к одной из значительных проблем произведения. Она достаточно типична, так как характерна для любого жанра многосерийного подросткового боевого аниме — отсутствие соизмеримости сил. Помимо прочего тут ещё присутствует проблема смертей в произведении, потворство аудитории в виде сексуализированных образов, которые не всегда уместны, не всегда выверенное смешение чего-то забавного и серьёзного и т. д., но всё это не так сильно бросается в глаза. Вот, например, в "Наруто" нам показывают, что персонажи владеют множеством техник, имеют ограниченный запас чакры, мастерски овладевают оружием или боевыми техниками. Подобное представление для нас выстраивает правила боя. Также нам понятно почему ГГ сильный (если не брать в расчёт способность, всех делать добрыми), то есть откуда у других к нему интерес. В "Блич" нет никакой ясности подобного. Нет какого-либо понимания почему перевес сил у того или иного персонажа. Казалось бы есть капитан, у которого колоссальный опыт сражений, который, практически, никогда не проигрывает и который обладает таким запасом духовной энергии, что ему приходится постоянно себя ограничивать. Но его побеждает ГГ, у которого нет опыта, у которого не понятно от чего происходит сила и который изначально чуть ли не с одного удара помирает. Как так происходит в этом произведении мне не ведомо. Понятно, что в данной конкретной ситуации обыгрывался больше не само сражение, а взаимоотношения персонажей с собственными мечами, и именно поэтому такой опытный боец проигрывает. Но логики битвы тут нет никакой. Даже случайность здесь не играет роли. Единственный раз, когда значимость ГГ в центре событий действительно оправдали, это в одном из филлеров, где его заставили исправлять ошибку, по типу: "ты накосячил — тебе и исправлять".

Понятно, что в довесок ко всему за большинством сражениями не интересно наблюдать в актуальное время. Они очень медленные и плавные, но подобное нужно списывать на год выхода произведения. Частично подобное влияет на восприятие битв, так как именно из-за старой анимации невозможно наслаждаться боями на этих мечах, потому что они как будто просто невпопад бьют друг друга. Но это не такая уж и большая проблема.

Скорее можно придраться к ограниченности использования способностей во время этих битв. Из-за чего мне ГГ особенно не нравится. По факту вся его сила состоит из махания мечом, одного дальнобойного приёма разрубающего всё на своём пути и целых два улучшения своих характеристик (банкай и форма пустого). И вот как я должен поверить, что подобный набор приёмов, делает из ГГ самого сильного и умелого война. Это и к другим персонажам относится. Если во время всего этого сериала увидеть как сражается один персонаж, то в дальнейшем битвы с ним не принесут неожиданности. Всё будет как под копирку: махание мечом, немного магии, улучшенный меч и финальная форма меча (банкай). Каждый раз одно и тоже. И вот за что ещё мне не нравится ГГ, так как это его нежелание улучшать собственные навыки. На протяжении всех 366 серий он наращивает силу, но ни разу не улучшает мастерство. Как махал он мечом в первых сериях — также махает и в последних. Как не умел пользоваться магией, так ни разу этим вопросом даже не озадачился. За подобным не интересно наблюдать. Как мне прикажите оценивать прогресс силы ГГ и других персонажей, если она находится где-то там — за лесами, за горами? По взрывам, которые нам постоянно показывают? Кто больше взрыв произведёт и выплеснет больше из себя духовной энергии, тот и сильнее? Мне лично, за таким визуальным отображением силы не интересно наблюдать. В данном случае БАБАХ преобладает над мастерством, даже со скидкой на время выхода этого произведения.

Примечание: возможны спойлеры Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич".-7

Но не только эта проблема убивает зрительское внимание. Филлеры — вот в чём тут самая грандиозная проблема! Я не думал, что кто-то сможет переплюнуть "Наруто" по "филлерности" (под этим словом я подразумеваю общее влияние филлеров на восприятие истории), но "Блич" теперь у меня по данному критерию находится на первом месте. Из 366 серий 164 серии филлеры — это чуть меньше 45% от всего произведения. Это поистине грандиозные результаты. Но вот в чём особенность филлеров в "Блич". Лишь 36 серий-филлеров из 128 являются являются типичными, которые скорее повествуют о чём-то повседневном и отстранённом от основного сюжета — по типу праздничных эпизодов или небольших историй. А вот остальные серии представляют из себя филлерные арки, которые рассказывают свою историю в этом показываемом мире. Их всего четыре. В самой короткой 22 серии, а в самой длинной 46. И это достаточно необычный подход. И эти четыре большие истории нельзя назвать плохими. Их можно смотреть. Они во многом представляют интерес. Но проблема немного в другом.

Поначалу я даже не замечал, что я смотрю филлеры. На некоторые выбивающиеся серии я обращал внимание, но значения подобному не придавал, так как к самим филлерам не отношусь плохо и готов их смотреть. И если бы я в последствии не обратился к интернету и не узнал о том, как выстраиваются арки в "Блич", то я бы никогда не подумал, что я в один момент посмотрел самую большую филлерную арку в сериале (про зависимых или как их там). Она органично и плавно накладывается на общее повествование, что так сразу понять о непринадлежности её к сюжету очень трудно. Она немного выбивается из тона повествования, становится ещё менее динамичной, чем серии до неё, но в общем трудно отличимая от оригинальной истории.

Но вот дальше началось всё очень плохо. Нам почему-то решили показать совершенно другую историю внутри оригинальной истории. Просто ты смотришь битву ГГ с сильным противником, она даже толком не заканчивается, после чего как ни в чём не бывало начинают транслировать тех же самых персонажей, но в совершенно других условиях и в другом месте с новым сюжетом. И уже после того, как эти серии пройдут, а самое минимальное количество серий в подобных арках — 22, начнут показывать продолжение той самой не до конца завершившейся битвы. И так делают целых два раза, не говоря о типичных филлерах. Я не представляю, что испытывали люди, смотревшие "Блич" во время его официального выхода. А одна из филлерных арок, как бы издеваясь, начинается нормально с объяснение: "а давайте теперь прервёмся и посмотрим, что творится в другом месте", — вот только после первой серии, которая выглядит органично в данном случае, нам показывают ГГ, который не на поле боя сейчас, где по сюжету он и находится, а у себя дома отдыхает.

Издевательство над повествованием да и только. Лишь первая филлерная арка и последняя органично ложатся на общий сюжет и включаются в само повествование. Поэтому я и акцентировал до этого внимание на том, что в середине сериала происходит провисание по всем фронтам. Сюжет этих арок я пересказывать не стану, но они все на любителя, хоть и раскрываются как отдельные истории в мире "Блич" очень даже неплохо.

Примечание: возможны спойлеры Наконец-то. Я всё же смог посмотреть "Блич".-8

Но вот что действительно в этом аниме находится на уровень выше многих подобных произведений — это музыка и частично визуальная составляющая. Я не помню ни одного произведения, где бы общая фоновая музыка была бы такой потрясающей. Все композиции идеально подходят для отображения нужного настроения и великолепно звучат. Опенинги и эндинги также в большинстве своём прекрасны и их не хочется пропускать. В последних арках некоторые из фоновых композиций даже немного переделали из-за чего они стали ещё лучше. Я не часто обращаю своё внимание на музыку в произведениях, но "Блич" звучит действительно потрясающе.

Если же говорить о визуальном отображении и анимации, то в целом здесь всё приемлемо для тех лет. А самое главное — стабильно и от года к году только лучше и лучше становится. Я бы даже сказал, что в плане картинки "Боруто" мог бы и позавидовать, учитывая какие там проблемы с этим.

"Боруто: Новое поколение". Впечатления от просмотра аниме (до 197 серии)
Дневник читателя и зрителя15 ноября 2021

Но опять же, самое главное и примечательное не это. Здесь можно подметить нетипичную, тем более для данного жанра, постановку кадра или используемые визуальные приёмы. Их не так много, как хотелось бы. И опять же они больше проявляются в самом начале и конце произведения, что очень странно. Допустим как показать персонажа, падающего кубарем? Обычно бы это сделали просто статичной камерой или следующей от третьего лица. Здесь же идёт, чередуясь, вид от третьего лица на персонажа и от первого. Вроде бы, ничего такого сверхъестественного, но на подобный нетипичный приём для аниме обращаешь внимание. Или какие-нибудь ракурсы необычные, на которых делают акцент почему-то, по типу — крупный план лица с жирной обводкой, что не свойственно для этого произведения, или же длительный ракурс на ногах, что даёт мысль о фут-фетише у того, кто решил подобные кадры вставлять. Подобное придаёт больше свежести в визуальный ряд и ты как-то включаешься в показанное, а не просто пассивно смотришь. Также можно и анимацию отметить в редких боевых сценах, когда она на таком высоком уровне, даже не смотря на формат картинки в виде квадрата, что их и сейчас можно воспринимать с восхищением. Лишь с рисовкой лиц возникает самая большая проблема, особенно у ГГ.

В общем, я и так уже много чего понаписал, что неудивительно, так как есть большая разница от впечатлений произведения, поглощённого за один вечер, или же от произведения, на которое ты тратишь несколько недель. Больше времени подумать. Но если подводить итог, то — у произведения имеются явные достоинства, но недостатки слишком сильно перевешивают. Не получается воспринимать историю целостно. Большинство битв наводит просто скуку, а их тут 80% от всего содержания (наверное). А основной посыл сводится к простому — "никогда не сдаваться", если рассматривать его через ГГ. Не на столько сейчас это аниме превосходное, чтобы тратить на него время.

P. S. Не знаю почему, но я эту мысль никогда и нигде не слышал. Она такая простая, но такая верная, поэтому просто не могу не привести её в качестве цитаты одного из персонажей (капитан 8 отряда):

"Когда наступает война, обе стороны становятся плохими"