Найти в Дзене

Я учусь по 16 часов в день, но всё равно не получаю высоких оценок. Что я должен делать?

Оглавление

Наверное, многим знакома эта ситуация — пытка день и ночь, иногда продолжающаяся месяцами. Итоговое разочарование ожидаемо, потому что поступая таким образом, вы никак не гарантируете себе хорошие результаты.

Почему? Когда вы занимаетесь таким образом, ваш мозг будет сопротивляться и в какой-то момент просто отключится. Вы чувствуете сонливость, вам трудно сохранять концентрацию, через несколько часов вы разочаровываетесь и начинает звучать негативный внутренний диалог. Что со мной не так? Почему другие могут заниматься часами, а я нет?

С вами всё в порядке. Просто это не тот способ, которым вы должны заниматься. Дело не в количестве часов, которое якобы должно определить успех. На самом деле всё, что вы делаете в этой ситуации — это изолируете себя в комнате на 16 часов каждый божий день.

Нужна стратегия обучения, ориентированная на упрощение, расстановку приоритетов, распределение времени, может быть, на ведение некоего «дневника» и осознанный отдых.

Упрощение: одна учебная цель за день

Предположим, ваша цель — заниматься в общей сложности 8 часов в течение дня. Но гораздо лучше начать день с вопроса: «Какую одну задачу я должен выполнить сегодня?»

  • Постановка задачи имеет много преимуществ. Это побудит вас стратегически мыслить в течение дня и сосредоточит внимание на главной цели. Это не означает, что у вас мало целей, но означает, что вы можете реально выполнить одну из них. Например, прочитать определённое количество глав или попрактиковаться в экзаменационных вопросах.
  • Это легко сделать. Заранее напишите свою задачу крупными буквами на листе бумаги, повесьте лист на стену и прочтите вслух, когда начнёте свой день. Продумайте ответ и произнесите его вслух тоже. В течение дня убедитесь, что вы действительно работаете над достижением этой цели.

Приоритет: выполняйте самую сложную когнитивную задачу как можно раньше

Студенты часто оставляют трудную работу на ночь, думая, что они будут работать всю ночь и успеют много. Вместо того чтобы откладывать тяжелую работу на потом, сделайте её первым делом, с утра. Так вы воспользуетесь своим циркадным ритмом, биологическими часами. Они диктуют, какие действия вы, скорее всего, будете делать лучше всего — это происходит в определённое время дня.

  • У большинства людей пик активности мозга приходится на 2 - 4 часа после пробуждения. Это время, когда ваш мозг может сосредоточиться на аналитическом мышлении, которое требует наибольшей концентрации, например, на чтении, письме, критическом мышлении и решении проблем.
  • Вы будете знать точное время своей работы. Если вы просыпаетесь в 6, ваше пиковое время приходится на период с 8 до 10. Если сейчас уже полдень, это ещё не означает, что вы обязаны остановиться. Продлите описанное время на час или около того, чтобы завершить важный раздел, главу или лекцию.
  • Вы поможете своему мозгу. Утреннее выполнение тяжёлой работы позволяет мозгу полностью сосредоточиться на когнитивной задаче, используя энергию, которую вы накопили за 7 - 8 часов сна. Это намного лучше, чем оставлять занятия на вечер, когда вы уже истощены.

Всему своё время: разделите свой день на короткие учебные периоды

Вместо того, чтобы бояться, что вам придется часами сидеть за столом, используйте таймер. Таким образом вы позволите своему мозгу сосредоточиться более целенаправленно и эффективно.

  • Повторение знакомого материала. Занимайтесь 50 минут, после чего сделайте 10-минутный перерыв. Можно заниматься и по 25 минут, делая 5-минутные перерывы.
  • Используйте контрольные вопросы из своего учебника или продумайте свои собственные вопросы на основе наиболее важных понятий из каждой главы. Запишите эти вопросы, а затем дайте себе ограниченное время, чтобы ответить на каждый вопрос, имитируя обстановку экзамена.
  • Делайте перерывы. Когда вы заканчиваете какой-то один отрезок занятий, сделайте что-нибудь, что не относится к вашей работе: подышите свежим воздухом, перекусите, выпейте чашку кофе или чая.

Делайте заметки: обобщите ключевые понятия и идеи, записав их

Вы не должны просто пассивно читать. Делая заметки во время чтения, вы улучшаете когнитивные способности вашего мозга, облегчаете запоминание информации и улучшаете память.

  • Запишите ключевые концепции, идеи и темы. Разумеется, не напрямую переписывая каждое слово из лекции.
  • Отразите информацию в виде схемы или списка.
  • Используйте разноцветные ручки и маркеры для визуального выделения наиболее важных разделов.

Прервитесь: физически отстранитесь от работы, чтобы улучшить память

Эффект Зейгарник — концепция в психологии, которая показывает, что мы помним незавершённые или прерванные задачи лучше, чем те, которые уже закончили.

  • Мозг предпочитает некоторое напряжение, которое может улучшить когнитивную функцию. Напряжение, которое мы чувствуем из-за необходимости продолжить работу позже, держит эту задачу в центре внимания. Мозг по-прежнему сосредоточен на ней и может легко получить доступ к необходимой ему информации.
  • Вы можете использовать перерывы в своих интересах. Когда вы делаете паузы между сеансами глубокой работы, выбирайте занятия, не связанные с работой — приберитесь в своей комнате, приготовьте обед или включите немного музыки, которая поднимает настроение.

По материалам публикации (англ.).