1978 год.
В 1978 году мании роящиеся в голове Джонса усугубились употреблением разнообразных наркотиков. Теперь, чтобы отойти ко сну ему требовалось принять валиум и барбитураты. А днём для бодрствования он закидывался амфетамином. Влияние наркотиков хорошо прослеживалось в его ежедневных проповедях из поселения по радио. Они всё больше походили на бессвязный поток сознания в невозможности прочитать речь даже с бумажки.
Начало трагической развязки послужил побег ближайшего соратника Тимоти Оливер Стоена который долгое время был главным юристом храма народов.
Как и рядовые члены коммуны он в своё время написал письмо в котором признаёт Джонса отцом собственного ребёнка. Поясняя что якобы сам попросил Джонса заняться любовью с его женой с целью зачать ребёнка. Так как являлся геем и импотентом.
Но первой ещё будучи в Сша из Храма народов сбежала жена Стоена. Что стало причиной для недоверия со стороны Джонса к своему юристу. Стоун начал замечать что за ним шпионят и роются в его вещах.Поняв что ничего хорошего это ему не сулит Стоен подобрав момент собрал вещи и незаметно для Джонса сбежал в америку.
Добравшись до дома и воссоединившись с женой он становится самым ярым противником деятельности Джонса. И основной причиной тому стало то что в Гайане остался его шести летний сын которого они с женой решили вернуть любой ценой.Стоены обращаются в суд Гайаны с требованием разобраться и вернуть ребёнка в семью.
Джонс не собирался возвращать мальчика предъявив суду то самое письмо которое по его мнению должно было доказать отцовство оставив права на ребёнка за ним. Суд посчитал такое доказательство не основательным и предписал Джонсу вернуть малыша его биологическим родителям.
Решение суда выбило почву из-под ног Джонса его захлестнули эмоции. Он способный просчитать любое действие наперёд сейчас терпел поражение и не знал как продолжить борьбу. К тому же он не готов расставаться ни с одним членом своей коммуны он слишком много в них вложил да и они стали неотъемлемой частью его жизни.
Чтобы снять головную боль от давящих изнутри мыслей, Джонс трясущимся руками выпивает несколько таблеток валиума откинувшись в кресле сидя в машине. Через пять минут голова просветлела, и Джонсу приходит идея инсценировать нападение на себя. Для этого он делает пару не очень глубоких надрезов вымазывая кровью преждевременно порванную одежду. И, для того чтобы привести себя в возбуждённое состояние занюхивает приличную горку амфетамина.
Вернувшись в поселение Джонс объявляет военное положение и готовность к отражению правительственного вторжения в коем Джонс убедил соратников. А по радио начал отсылать панические сообщения о нападении на коммуну. Которые встревожили правозащитников, в том числе Анжелу Девис. Которая позвонила Джонсу и не зная всей картины происходящего призвала жителей поселения дать решительный отпор агрессору.
После шести дней военного положения жена Джонса отправилась в столицу Гайаны с призывом не выдавать ордер на арест мужа. Правительство Гайаны не понимая о какой осаде и развёрнутой против Джонса войне идёт речь . Тем не менее уверили её что ни каких действий направленных против Храма народов предпринимать не намерены.
Но эти вести не уняли больную фантазию и прогрессирующую паранойю Джонса. Припоминая совет Отца Девайна--- Найди врага из вне для своей паствы и убедись что каждый член паствы чётко понимает кто их враг-- Поспешил внедрить его.
Регулярно врубая сирену среди ночи когда все спали после трудового дня собирал в главном павильоне для проповедей. Рассказывая что в данный момент в джунглях засели агенты ЦРУ наёмники иуды Стоуна и ждут удобного момента, чтобы напасть на коммуну.
Предлагая коллективно выбрать что предпринять. Защищаться бежать или совершить революционное самоубийство о котором узнает мир. Всячески намеренно направляя к выбору самоубийства. После чего выстраивал всех в очередь включая детей и поочерёдно предлагал выпить сок. При этом поясняя что сок разбавлен с ядом и все они умрут через 45 минут. А когда по истечению отпущенного времени смерть не наступала поощрительно уверял что это экзамен на преданность храму. Подобно жертве которую от Авраама потребовал принести бог.
Но Джонсу привыкшему к большим масштабам было мало веры подданных в заговор он хотел чтобы в заговор поверил и весь остальной мир. Для достижения этих целей он нанял двух профессиональных конспирологов которые нашли доказательства несуществующей политической травли. Получая по 6000 тысяч долларов в месяц на одной из пресс-конференций не ангажированные исследователи как они себя называли. Заявили что Джонс милейший человек внёсший не оценимый вклад в развитие общества. А малочисленные свидетели клевещущие на Джонса никто иные как законспирированные агенты цру.
Тем временем не молчали и противники Джонса. Собранная из множества покинувших секту людей во главе со Стоуном группа под названием обеспокоенные родственники. Составили подробный отчёт с подробностями беспредела творившегося за стенами храма. Рассылая его чиновникам журналистам и правительству Гайаны. Но учитывая прежде хорошую репутацию Джонса в слова свидетелей храма народов верилось с трудом. Куда популярней была версия притеснений Джонса со стороны ЦРУ.
Но этой историей заинтересовался конгрессмен Лео Райан.
У которого на то были лично коснувшиеся его причины. Сын его друга несколько лет был членом общины Джонса. Но в 1976 году он был найден жестоко убитым, и это сразу после принятого им решения покинуть храм народов.
В ноябре конгрессмен Лео Райан вызвался возглавить комиссию по обнаружению нарушений гражданских прав в коммуне Джонса. В состав делегации вошли родственники членов секты включая Тимоти Оливер Стоена съёмочная группа NBC и часть журналистов из других сми.
15 ноября группа прибыла в столицу Гайаны и после двух дневных напряжённых переговоров им всё же разрешили посетить лагерь В честь приезда комиссии Джонс устроил приём в центральном павильоне. Жители коммуны встречали улыбками, пели и танцевали и делились с журналистами словами благодарности Джонсу отмечая что в коммуне они счастливы.
Во время ужина членов храма и его гостей один из жителей незаметно передал записку одному из репортёров. В которой он взывал о помощи. Которая впоследствии перекочевала из рук репортёра к главе комиссии Лео Райану. Конгрессмен не оценив ситуацию тут же показал записку Джонсу в ожидании его комментариев по этому поводу. Джонс который в этот момент почувствовал удар ножа в спину постарался не выказать своих чувств. И не найдя вразумительного ответа сказал что это ложь и тут никого не держат силой. Конгрессмен почувствовав некое напряжение переспросил, а мог бы он лично поспрашивать у жителей не хотят ли те уехать. Джонс прибывающий в шоке после такого удара возражать не стал.
И тут на удивление Лео Райана оказалось что покинуть коммуну хотят многие.
Конгрессмену пришлось заказать дополнительный самолёт для незапланированных пассажиров и дал обещание забрать 14 человек. Напряжение в коммуне росло 11 человек из числа жителей воспользовавшись тем что Джонсу пришлось снять охрану, сбежало в джунгли. А затем во время прогулки один из сектантов с ножом напал на Лео Райана. Но конгрессмен увернулся и смог отбиться не без помощи членов комиссии. И тогда Джонс посоветовал Райану как можно быстрей покинуть поселение, так как он больше не может отвечать за его безопасность.
Оценив всю угрозу для жизни Лео Райан затягивать с отъездом не стал и направился на аэродром. Добравшись до аэродрома комиссия тем же составом, что и прилетели, направились в один из двух самолётов. В этот момент на взлётную полосу внезапно вылетел трактор. Из которого выскочили вооружённые люди и открыли шквальный огонь по делегации. Убив на месте оператора Боба Брауна фотографа Брега Робертсона репортёра Дона Хариса и женщину одну из тех кто согласился покинуть коммуну. В числе убитых был и конгрессмен Лео Райан в него было выпущено 20 пуль.
Параллельно со стрельбой на аэродроме в салоне самолёта тоже разворачивались драматические события. Один из напросившихся к побегу членов секты Лари Лейтон. Уже сидя в салоне самолёта выхватил пистолет и попытался застрелить всех кто там находился. Но ему удалось только ранить двух человек остальные благополучно его скрутили.
Второй самолёт в ходе бойни смог спешно покинуть аэродром. На котором осталось 5 убитых и 11 раненых человек.
В это время Джонс глядя на то как всё, то что он годами строил разлетается как карточный домик. Не хотел смиряться с поражением, но ничего уже не изменить. Его разрывало от мыслей что его паству заберут и он останется один на один с этим миром в котором он без паствы ничто. И план который он накануне придумал. В котором Лари Лейтон должен убить пилота вследствие чего самолёт должен потерпеть крушение. Ни как не повлияет на дальнейшее благополучное существование коммуны. Джонс решается на акт к которому долго готовился на этот случай.
Собрав охранников для тайного совещания и разбив их на две группы. Сомневаясь в успешности осуществления плана с участием Лари Лейтона. Руководствуясь чувством мести первую группу посылает на аэродром с приказом убить в первую очередь конгрессмена Лео Райана . Остальным охранникам даёт распоряжение смешать цианид с виноградным ароматизатором в металлической ванне.
Цианид он закупал каждый месяц с 1976 года после получения лицензии ювелира. Яд с его слов ему нужен был якобы для очистки золота.
Сам Джонс отлучается, чтобы позвонить в штаб-квартиру храма народов которая располагалась в Джонс тауне. В ней жила и работала вместе с детьми Шерон Амос.
Джонс сообщил ей что сегодня все умрут м она вместе со своими детьми должна последовать за ними.Шерон беспрекословно завела детей в ванну предварительно закрыв дверь и зарезала всех детей. А потом убила себя.
В этот момент в коммуне Джонс объявляет общий сбор в центральном павильоне.
От него паства узнаёт что самолёт с конгрессменом на борту вскоре разобьётся. И ответственность за смерть политика повесят на Храм народов. А в свете этих событий сбежать как планировали в СССР становиться невозможным. Совсем скоро продолжил Джонс сюда спуститься десант и расстреляет всех детей. Взрослых подвергнут пыткам до тех пор, пока они не умрут.
И для того чтобы это избежать есть только один выход революционное самоубийство которое даст им возможность войти в историю. Тем самым доказав преданность идеалам социализма.
Часть людей вспоминая предыдущее собрания в глубине души надеялись на обычный исход. В котором Джонс объявит что это было всего лишь испытание их веры. Тех же кто возражал заставляли выпить яд угрожая оружием и пытками. Для большинства адептов не оставалось выбора. Обезумевшие люди добровольно и осознано выпивали яд после того как наблюдали как то же содержимое выпивали их дети. Джонс сознательно травил сначала детей.
Один из эпизодов ярко описывающий всё то безумие которое там творилось описал один из двух братьев Картер. Накануне этого ужасающего акта. Джонс дал задание своим близким помощникам братьям отвезти деньги общины в советское посольство. Но те по дороге к посольству всё взвесив и почуяв неладное решили вернуться. В коммуне их взору предстала ужасающая картина сама по себе способная свести с ума человека.
Корчившиеся в агонии люди среди мёртвых тел. Стоны хрипы со всех сторон дополняли картину с витающим в воздухе миндальным запахом цианида. В поисках своей семьи в глазах Картера застыла картина того как жена убила себя стоя рядом с их общим отравленным сыном.
Общее число погибших составило 913 человек. Подавляющее число погибших, 909 сектантов, среди которых было более 200 детей
Джонс пить яд не стал предпочтя застрелиться.