В восьмидесятых годах на приборной панели европейских, а вскоре и наших легковушек появился любопытный прибор – эконометр.
Вот он, в левом верхнем углу на панели приборов ВАЗ-2107.
Вскоре аналогичный прибор появился на переднеприводном семействе ВАЗа, на Москвич 2141, "Газелях". Появились даже эконометры в отдельном корпусе, их можно было установить на любой карбюраторный автомобиль, а специально для ВАЗ 2103/06, похоже, выпустили версию для установки взамен штатных часов.
Именно такой я однажды поставил на свою «шестёрку» потому что часы там всё равно не работали.
Технически прибор очень простой, это обычный указатель разрежения. Работает по принципу манометра, только «трубка Бурдона», главный действующий элемент индикатора работает не на расширение, а на сжатие. Никакой электроники там нет, прибор напрямую соединяется трубкой с впускным коллектором двигателя.
Так чем же он был полезен обычному автолюбителю? Основное предназначение прибора скрыто в самом названии. Эконометр должен был помогать экономить топливо, показывая водителю оптимальный режим работы мотора по разрежению во впускном коллекторе.
Шкала эконометра делится на три сектора: белый, зеленый и красный. Когда открыта только первая камера карбюратора, стрелка не выходит за пределы зеленой зоны, значит нет перерасхода топлива, ну а если давить «на все деньги», открывается вторая камера, разрежение в коллекторе падает и стрелка уходит в красную зону.
Я заметил, что при спокойной езде, когда стрелка доходила максимум до середины зеленого сектора, редко его пересекая, мой ВАЗ 2106 стал экономичней литра на полтора. Мелочь, как говорится, а приятно. Но и это еще не всё.
Эконометр был диагностикой мотора, хоть и примитивной, но в постоянном режиме работы, ведь он способен выявлять некоторые неисправности. Например - подсос воздуха через неплотные соединения. Неправильно выставленный момент зажигания уменьшает разрежение в коллекторе, и даже на холостом ходу стрелка прибора может выходить в зеленый сектор, в то время как на исправном моторе должна быть в начале белого сектора.
Пару раз у меня было так, что стрелка прибора начинала дергаться, на холостом ходу. Оказалось, свеча доживала последние дни, а в другом случае – высоковольтный провод стал пробивать на массу.
Опытные водители говорили, что прибор реагировал даже на снижения давления в шинах или перетянутый подшипник ступицы, ведь сопротивление качению машины увеличивалось и в привычном ритме езды стрелка неестественно уходила в сторону повышенного расхода. Но в целом, эконометр оказался самым недооцененным прибором.
Все мои друзья и знакомые в своё время говорили – это самый бессмысленный прибор, зачем он вообще нужен.
С тех пор как инжекторы с электронными «мозгами» вытеснили карбюраторные моторы, отпала и необходимость в эконометрах, ни в одной из современных машин давно его не встретишь. Недавно один из моих знакомых, подыскавший себе неплохую «девятку» с шикарным светлым салоном спросил удивленно – зачем вообще нужна эта стрелка рядом с указателем уровня бензина.
Благодарю Вас за внимание, жмите палец вверх, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам