120 подписчиков

Рождество Христово: «Присутствие»

Животные – это не просто красиво, полезно и забавно. И даже не просто вкусно. Животные еще и исполнители определенной роли в истории взаимоотношений человека и Бога, то есть в нашем спасении. Только кровь невинного и непричастного животного могла проливаться во время ветхозаветных жертв – в благодарение, в покаяние и в грядущее искупление. Животное, а не человек, умирая на жертвеннике, прообразовывало собой Агнца Божьего, вземлющего грехи всего мира и восходящего на Крест, – жертвенник, на котором состоялось наше Искупление. Животное заменяло человека и обозначало Человека...

«Поклонение волхвов» фра Беато Анжелико и фра Филиппо Липпи
«Поклонение волхвов» фра Беато Анжелико и фра Филиппо Липпи

И если мы видим на иконе Рождества Господа нашего Иисуса Христа животных, то это тоже не просто так – не для передачи «антуража» и дополнительных легко узнаваемых подробностей, указывающих на случайные обстоятельства. И это даже не просто символ, выражающий преемственность и связь Ветхого и Нового Завета…

Новый Завет (договор), по результатам которого человек обретает вечную жизнь, заключается только между человеком и Богом, но последствия его наступают и для всего «антропоразмерного» мира – той части творения, во главе которой стоит человек и которая «для человека». Какие последствия? Скажем так: мы не знаем и не узнаем, пока не спасемся сами. Все наши вопрошания о «бессмертии души животных» и о «спасении зверюшек» возникают лишь по недомыслию и имплицитно содержат в себе вопрос о том, является ли животное равным человеку. Нет, не является. А кем оно является? Я не знаю. Тут бы разобраться с тем, кем является человек и «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9) – людям, которые до сих пор об этом ни ухом, ни сердцем не слыхали .

Животные находятся здесь, возле Яслей, потому что… они тоже имеют какой-то удел в приблизившемся и наступившем Царствии Божием. Родился Тот, указуя на Пришествие Которого, они умирали, и Который теперь принесет не образное, а реальное искупление человеку и примирение с Богом… и освобождение всего творения, «покорившегося суете» в полном своем составе, как об этом и написано у апостола Павла: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19-22). В чем заключается это освобождение? Что изменилось в онтологическом статусе животных, изменилось ли, будет ли изменяться и как, когда наступит нетление и для твари, и чем это нетление будет (и будет ли) отличатся от человеческого бессмертия? Об этом мы сегодня (не) можем только гадать. Но я смотрю в глаза своим собакам и понимаю: пришествие в мир Спасителя – это и их касается. Как? Чувствую это, но, как и мои собаки, сказать и описать не могу...

И еще. Мне кажется, что и в Вертепе животные некоторым образом «заменяют» человека отсутствующего – того, кто мог бы быть сейчас здесь, но его нет, ибо он занят, отвлекся, забыл, растерялся, не верит, не ждет, ушел на страну далече.

Иногда проезжаешь мимо пустых билбордов, на которых можно прочитать только одну надпись: «Здесь могла бы быть ваша реклама, звонить по такому-то номеру». Вот и окружившие Богородицу и Младенца животные как бы говорят всем своим видом: здесь мог находиться (найтись), присутствовать (суть), существовать (сущность), быть ТЫ. Господи, я хочу, я набираю Твой номер…!

С Рождеством Господа нашего Иисуса Христа, дорогие мои братья и сестры, мои друзья и просто прохожие!

Протоиерей Сергий (Лепин)

P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен​ «зАписки странника»​ и​ «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.