Недавно внук поразил в очередной раз. Явился из школы, распевая "Союз нерушимый республик свободных". Естественно, я спросила, что это, где слышал и вообще откуда взял. Никак не по школьной программе, учится во втором классе на румынском языке.
Получила ответ - гимн Советского Союза.
Дальше Саша рассказал о Советском Союзе, республиках, которые входили в состав, и о современной России. Запутался с одним - не все республики назвал.
Затем побеседовали на тему самой большой страны по территории, сколько в ней поместится других государств и где самая большая численность населения. Говорил внук, мы с мужем поддакивали, слегка корректировали. Заодно вспомнили про США, Индию и т. д. Откуда всего нахватался - не знаю.
Многое мама ему рассказывает, например, на днях объясняла, почему Колумб открыл Америку, и куда вообще направлялся. Про турок, которые перекрыли Босфор, обходной путь в Индию. Папе достался вопрос, чем отличается трансформатор от стабилизатора.
Вчера Саша продемонстрировал на телефоне Атлас мира с бывшими британскими колониями. Набрал сам просто из интереса.
Мы уже ничему не удивляемся, но ребёнку 8 лет. Страны, флаги, столицы, моря-океаны, горы-вулканы, строение Земли и прочее он знал ещё до школы. Глобус потребовал в 5 лет. Естественно, что сейчас он - "правая рука" учительницы.
У ребёнка потребность впитывать знания. Всё равно, что дышать. Никто его специально натаскивать не собирался. Едва научился ходить, заинтересовался на улице номерами машин. Объяснили про буквы и цифры.
Таинство знаков буквально заворожило. В 1,5 года Саша начинал день с того, что правильно расставлял магнитные буквы на холодильнике - русский и английский алфавиты. Правильно - потому что мы стройность рядов кощунственно нарушали.
Мультики смотрел исключительно познавательные, самые любимые "по панеты" и "пипед" (прямоугольный параллелепипед) с геометрическими фигурами.
Затем перекинулся на слова. Здесь тоже оказалось море непознанного. Помню, внуку было 2,5 года, когда на улице впервые увидели снеговика. Что это, я назвала. И ребёнок затарахтел:
- Сеговик (говорил ещё плохо) - буква С! Санки, селёдка, сапоги, сказка, сабля!
Приблизительно так. В данный период времени у Саши была "фишка" - говорили слово, внук выделял первую букву и на неё вспоминал другие слова.
Внучке сейчас шесть лет, даже близко нет ничего подобного. Ей вообще эти ваши науки не нужны.
Читать на русском Саша начал безо всяких слогов после 3-х лет. Кроме этого, на улице не пропускал ни одной вывески, а они - на румынском, и прочитывал несложные фразы на английском. Имел представление о других языках.
Затем у ребёнка появился свой ноутбук, откуда знания полились рекой.
Считал до миллиона тоже года в 3, зато с гордостью позже принёс из садика раскрашенную цифру один, весь светился от счастья - они учили цифры!
В общем, ребёнок рос вундеркиндом. Без принуждений с нашей стороны, сам по себе.
А день рождения у него в июне. Разумеется, посещали мысли отдать в школу в 6 лет, иначе за год ребёнок столько всего нахватается, что и школа не нужна будет. Или от скуки не станет учиться.
Мыслями поделились. Дочь - со своими друзьями-знакомыми, я, соответственно, с другими. Что интересно - абсолютно все в один голос высказали: "Не лишайте ребёнка детства! Пусть ходит в садик!" - ни один идею раннего обучения не поддержал.
И пошёл Саша в школу в 7 лет. Никакой скуки! Кроме массы знаний, в школе оказались требования, задания, которые нужно выполнять, а не витать в облаках, рассуждая о полётах на Марс, например. А так же высидеть урок. И в класс попали друзья из садика, что весьма важный фактор.
Саша, разумеется, отличник и лучший в классе. При этом ему отнюдь не скучно, а наоборот - очень в школе нравится. Сомневаюсь, что в 6 лет он испытывал бы радостные чувства. Психологически явно не был готов.
И ещё по поводу Алисы, папа которой не считает нужным пересказывать прочитанное
На днях нашла я Саше свою любимую книгу детства - о Фритьофе Нансене. Насчёт полярных экспедиций, Северных и Южных полюсов внук и сам кучу информации выложит. Но читать бумажные книги, к сожалению, не слишком любит.
Сразу начал торговлю - 10 страниц и всё.
Прочитал. Я попросила рассказать, о чём речь. Тыр-пыр. Типа, ты, бабушка, не говорила, что придётся пересказывать. А зачем читал, спрашивается?
Нацепила я очки, посадила строптивца рядом, стала читать сама вслух. Заостряла внимание на некоторых моментах, связанных с детством Нансена. Где расположена Норвегия, Саша и без меня знал.
И свершилось чудо! Всё рассказал, события мы обсудили. А там было, что обсуждать - маленький Фритьоф в 6 лет сам ходил на ручей ловить форель, потом у него крючок застрял в губе и мама эту губу разрезала ножом. Затем шестилетний Фритьоф прихватил на ручей младшего брата, дети устали и случайно заснули. Нашли их ночью.
А Саше - 8 лет. Я и спрашивала, представляет он себя ночью в лесу? С корзиной рыбы? А ножом губу разрезать?
Внук потрясённо хлопал глазами.
Усваивать знания - это одно, а проанализировать, прикинуть ситуацию на себя, рассказать другим, что удивило - совсем другое. Хотя информацией из интернета Саша делится отлично, школьным заданиями тоже.
Оказалось, что в художественный текст тоже нужно вникать, а не проскакивать глазами, чтобы бабушка отвязалась. Книги читать Саше не очень интересно - там нет информации. Но "надо, Федя, надо" и давным-давно. Будем учить. Сказки, естественно, пройденный этап.
А папа Тепляков на этих мелочах не заморачивается, главное - прочитать, дальше хоть трава не расти. Смысл какой? Собственно, последствия видны всем, кроме него.
А я опять повторю то, о чём сейчас трубят из каждого утюга - нельзя лишать ребёнка детства. По своему внуку видим - в 6 лет к школе он готов не был, несмотря на знания отнюдь не по возрасту.
Ребёнок должен учиться со сверстниками, дружить со сверстниками и отгулять своё законное детство.
И напоследок - о лепке
Мозг ребёнка развивается через руки. Наш внук - аномалия. Руки у него растут отнюдь не из нужного места. Единственное, что хорошо умеет - собирать лего. Клеить-лепить-рисовать - это мимо.
И вдруг начал приносить из школы крошечные поделки из пластилина. Лепили в первом классе, продолжают и сейчас. Каждый день. Саша и дома заинтересовался пластилином, дочь устала новый покупать. А что делать? Надо. Листайте
Я к чему про лепку, которую папа Тепляков считает лишней - ребёнок счастлив, гордится умением, ему интересно! В 6 лет нет, а в 7 получилось в самый раз. И фантазия, и руки.
Они клеили корону, делали открытки. Казалось бы, для чего внуку, который мне фору даст по некоторым знаниям, заниматься подобной ерундой? Пусть матанализ изучает. А ему нравится клеить открытки.
Зачем оставлять своих детей без радости? Утренников, спектаклей, Деда Мороза? В школе сейчас тоже каждый класс выступление готовил к празднику. Саша в артисты идти постеснялся, поручили ему читать уратуру (пожелания здоровья, всех благ и т. д.)
Знания ребёнка - это одно, а жизнь - совсем другое. И ни к чему лишать маленького человечка детства, радостей, интересов по возрасту, друзей, наконец. Нашего умнющего внука и в 5 лет можно было спокойно в школу отдать, но психологически готов он оказался в 7, а не "галопом по европам" и "пятилетку в два года".
P. S. К сожалению, я не слишком замечательная бабушка, больше корректирую со стороны, чем занимаюсь внуками. Целыми днями сижу носом в компьютер. Но! Внук чрезвычайно гордится, что бабушка "продвинутая". Интересуется моим каналом, снимал видео "для бабушкиного блога", знает, что я пишу рассказы, и вышла первая книга. Чуть подрастёт, будем читать. А книга вот:
https://ridero.ru/books/tanya_i_dik_mir_nikogda_ne_budet_prezhnim/