Ровно 60 лет назад, 8 января 1962 года на экраны страны вышел фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» в постановке мастера сказок – Александра Роу.
Снимать картину планировали под Полтавой. Но зима 1960/1961 выдалась на Полтавщине теплая, малоснежная. И хотя Роу слыл мастером по части чудеснейших спецэффектов, было понятно, что искусственный снег все равно не сможет, как это описано у Гоголя, «загореться широким серебряным полем и весь обсыпаться хрустальными звездами».
И тогда Александр Артурович принял решение делать фильм в тех краях, где он снимал дебютную киносказку про Емелю, — на Кольском полуострове, в Хибинах.
Киноэкспедицию снарядили в марте. В поселке «13‐й километр» под Кировском за несколько дней возвели малороссийскую деревушку. Церквушку смастерили весьма правдоподобно, а вот избы строили по-потёмкински: часть домов — лишь картонные фасады. Но снято все было мастерски, так что зритель не почуял подвоха.
Поселян для массовки (гарных парубков и колядующих девчат) набирали в Кировске по объявлению. В основном, среди студенток-медичек и рабочих-горняков.
А вот актеров на главные роли загодя подыскали в Киеве и в Москве.
На объявление о съемках в фильме откликнулась масса людей: кандидатуры с крашеными ногтями и кольцами отклонялись сразу — Роу тщательно следил за подобными мелочами.
В образе Оксаны предстала Людмила Мызникова. На пробах Людмила очень старалась: пела, танцевала, отвечала на реплики. И была очень органична в кадре, чего, в общем-то, и ждал от неё Александр Роу. Ему нужна была задорная чернобровая девушка, а в Людмиле режиссёр увидел полное соответствие образу гоголевской Оксаны.
Роль Вакулы сыграл Юрий Тавров. Роу сразу увидел в нём Вакулу и утвердил на главную роль практически без проб.
Эта зимняя сказка не получилась бы такой сказочной, если бы не Георгий Милляр.
Каждый раз надевая костюм черта, он неизменно повторял:
«Господи, прости меня за это хулиганство!».
Для съемок технически сложного эпизода «полет черта» Милляру пригласили дублера — циркового акробата. В один из дней циркач получил травму, и какое-то время 58-летнему актеру пришлось исполнять трюки самому.
Несмотря на боязнь высоты, Милляр быстро вошел во вкус и с удовольствием исполнял воздушные кульбиты даже при выключенной камере.
По сюжету летает в фильме и Солоха, воруя с неба звезды и складывая их себе в сумку.
В качестве звезд использовались елочные игрушки, подвешенные на черных нитках: если внимательно присмотреться к эпизоду, заметно, что Хитяева-Солоха рвет нитки с видимым усилием.
30‐летнюю Людмилу Хитяеву, которая к тому времени была признанной кинозвездой, взяли на роль Солохи безо всяких проб.
Незадолго до начала съемок произошел несчастный случай, который сама Хитяева посчитала наказанием за роль ведьмы: актриса каталась с сыном на лыжах, съезжая с горки врезалась в дерево — и сломала нос. Горбинка, оставшаяся после "лыжной катастрофы" пошла роли на пользу.
Великому режиссеру удался еще один сказочный шедевр, который с большим удовольствием смотрят зрители всех поколений по сей день.
Фильм Александра Роу, наполненный рождественским настроением, погружает нас в гоголевский мистический мир, передавая современникам культуру и быт простых людей.
Спасибо всем, кто читал статью!
Приглашаю к обсуждению: мне важно ваше мнение и приятна любая оценка.
Поддержите автора, нажмите палец вверх и, что бы не пропустить следующую статью подписывайтесь на канал.
Читайте и смотрите также
Девять его ближайших родственников состояли в мхатовской труппе. Кто знал, что десятый опозорит их всех
И песенку, и саму картину «Карнавальная ночь», посчитали эталоном пошлости, и чуть было не свернули съёмки
«Афоня» стал для зрителей по-человечески близким
#кино #знаменитость #советское время #новый год #рождественские фильмы