Каждый год 31 декабря мы – с друзьями ли, с семьей или в полном одиночестве, хотим этого или не хотим – пересматриваем фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». И хотя к самому кино и его героям сегодня принято относиться скептически, но на три вещи в этом фильме можно смотреть бесконечно: на то, как Барбара Брыльска поправляет прическу и платье, как она расставляет угощения на новогоднем столе и как бродит по ночному заснеженному Ленинграду.
Почему на роль Наденьки Эльдар Рязанов выбрал именно Барбару Брыльску?
Этим вопросом поначалу задавались многие телезрители - ведь и среди советских киноактрис в то время было много привлекательных женщин. На роль Наденьки пробовались и Светлана Немоляева, и Алиса Фрейндлих, и даже Людмила Гурченко. Но Рязанов их всех «забраковал». При этом он не объяснял, что конкретно ему не нравится, потому что не хотел обидеть никого из своих любимых актрис. Но в приватных беседах признавался, что искал актрису «несоветского» типажа. Не ту, которая в определенных обстоятельствах «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», а ту, которая не забыла, что значит быть хрупкой женщиной, умеющей принимать ухаживания мужчин – красиво и без напора. Однажды режиссер увидел у сына над кроватью фотографию польской актрисы и сразу понял: «Вот его Наденька».
Валентина Талызина, которая озвучивала Барбару Брыльску в этом новогоднем культовом фильме (Брыльска хоть и говорила по-русски, но делала это с сильным акцентом), утверждала, будто Эльдар Рязанов сказал как-то про Брыльску: «В ней есть секс». Но даже если он этого не говорил, наверняка именно это он и имел в виду, когда утвердил актрису на роль.
Жрица фараона и целомудренная Ева
Актриса действительно была очень сексапильна – и это признавал не только Эльдар Рязанов. К моменту начала съемок в «Иронии судьбы» Барбара Брыльска была уже хорошо известна на родине – в том числе и весьма откровенными ролями. В 1966 году актриса снялась в роли жрицы Рамсеса XIII в исторической драме «Фараон». Сегодня на афише этого кино поставили бы маркировку «18+», потому что практически весь фильм Барбара Брыльска разгуливает на экране в одних трусиках и прозрачной накидке.
После этого режиссеры буквально завалили актрису предложениями сняться обнаженной в том или ином фильме, а модные журналы готовы были выложить немаленькие деньги за фотографии актрисы в стиле ню. Но в роли секс-символа актриса чувствовала себя неуверенно и согласилась сняться только в фильме «Бумеранг» - в роли Евы, красивой практикантки в отеле, в которую влюбляется молодой турист из Западной Германии, потому что эта роль была самой целомудренной из предложенных.
Удачные работы в кино
С конца 60-х – начала 70-х годов режиссеры разглядели в актрисе не только сексапильную, но и драматическую актрису. В 1972 году Барбара Брыльска снялась в любовной драме «Анатомия любви». По иронии судьбы ее героиню снова звали Евой. Но эта Ева была уже не просто хорошенькой куколкой, а глубоко чувствующей женщиной, которая недавно похоронила мужа, а теперь снова влюбилась. Интимные сцены в этом фильме тоже были, но советский зритель их не увидел, поскольку в Советском Союзе этот фильм вышел в сильно урезанном виде.
Также многие зрители запомнили актрису в роли пани Кшиси в исторической драме «Пан Володыёвский», снятой по одноименному роману Генриха Сенкевича. Снималась Брыльска и у зарубежных режиссеров – например, в популярных гэдээровских вестернах про индейца Зоркого Сокола с Гойко Митичем в главной роли. Одним словом, к съемкам в «Иронии судьбы» Барбара Брыльска подошла уже состоявшейся актрисой – и поэтому сама диктовала условия на съемочной площадке. Например, она очень ценила свое время и потому следила за тем, чтобы съемки всегда начинались и заканчивались вовремя. Кроме того, она очень подробно разбирала каждую сцену и требовала этого от других актеров. Иными словами, относилась к работе «не по-нашему». Поэтому иногда даже конфликтовала с другими участниками съемок, не привыкшими к такой жесткой дисциплине. Во многом благодаря Барбаре Брыльски съемки фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» удалось закончить в рекордные сроки – всего за два месяца.
Неудачи в личной жизни
К сожалению, в личной жизни актриса не смогла проявить такой же жесткий характер, как в работе. Первый брак актрисы был, что называется, «студенческим». Барбаре было всего 17 лет, когда она встретила своего будущего мужа, математика Яна Боровца. Влюбленные очень скоро поженились, но почти детская влюбленность быстро переросла в дружбу, и брак распался, не причинив никому боли.
А вот второй муж актрисы – врач-гинеколог Людвиг Космаль, с которым Барбара Брыльска прожила 18 лет и от которого родила двоих детей, потрепал актрисе много нервов. Он был неравнодушен к алкоголю, открыто изменял жене и даже приводил других женщин в их общий с Барбарой дом. Людвиг не любил Барбару, но очень гордился ее заслугами в кино и никогда не забывал упомянуть в компании, что его жена – та самая Барбара Брыльска. Актриса терпела такое неуважительное отношение только ради детей, но когда старшей дочери исполнилось 17 лет, она, наконец, нашла в себе силы расстаться с мужем.
Но вскоре Барбару ждал настоящий удар судьбы: ее старшая дочка Бася, которая пошла по стопам матери и тоже начала осваивать актерскую стезю, погибла в автокатастрофе в возрасте всего 20 лет. Актриса надолго впала в депрессию, из которой ее сумела вывести только необходимость заботиться о младшем сыне Людвиге, которому на момент трагедии было всего 10 лет.
Чем сейчас занимается сын Барбары Брыльской?
Сын Барбары Брыльской – Людвиг Космаль (Людвигом его назвали в честь отца – так же, как и старшую сестру Басю назвали в честь матери) далек от мира кино. Он держит свою автомастерскую под Варшавой. Людвиг женат, у них с женой двое сыновей – трех и семи лет. Людвиг специально купил дом недалеко от матери, чтобы помогать ей, и чтобы Барбара могла чаще общаться с внуками. Когда Людвиг был маленьким, Барбару часто упрекали в том, что она слишком балует сына, и в том, что он растет «залюбленным» ребенком. Но, как видите, это нисколько не повредило Людвигу: он стал заботливым сыном, хорошим отцом и мужем.
Почему Надя не вышла замуж за Лукашина?
Но вернемся к самой Барбаре. В 2001 году, когда актрисе исполнилось 60 лет, у нее неожиданно началась вторая волна популярности в России. Ее стали наперебой приглашать для съемок в российских фильмах и участия в развлекательных передачах наподобие «Голубого огонька». Кульминацией этой российской кинокарьеры стало участие актрисы в фильме Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение». Это был сиквел комедии Рязанова, в котором Барбара Брыльска сыграла повзрослевшую Наденьку. Правда, по версии Бекмамбетова, произошедшая между Надей и Женей новогодняя история оказалась лишь мимолетным увлечением. Надя не вышла замуж за Женю Лукашина, а осталась с преданным ей Ипполитом. А Лукашин вернулся к своей невесте Галине, она его простила, и они сыграли свадьбу. В общем, версия Бекмамбетова была горазда ближе к жизни, чем новогодняя сказка Рязанова. Возможно, поэтому зрителям она совсем не понравилась. По крайней мере, новую «Иронию судьбы» никто не пересматривает 31 декабря – в отличие от старой. Но зато благодаря этому фильму мы увидели, что женщина может быть красивой и привлекательной в любом возрасте. Барбара Брыльска с годами ничуть не растратила своей женственности и сексапильности – тех качеств, за которые ее когда-то выбрал Рязанов.
Как Барбара Брыльска противостоит возрасту?
Барбара Брыльска никогда не скрывала, что делает «уколы красоты» и даже пользуется услугами пластических хирургов. Но она никогда не перегибала палку в погоне за красотой и молодостью, понимая, что битву с возрастом все равно нельзя выиграть. «Старость – это такое свинство!» - сказала она однажды в сердцах журналистам. А когда ее спросили, какой подарок был бы для нее самым желанным, она сказала: «Лекарство от возраста». Особенно тяжело, по мнению актрисы, старение дается красивым женщинам. Ведь они привыкли к тому, что мужчины сворачивают шеи, глядя им вслед, и не понимают, почему это все вдруг проходит. Поэтому единственное, что помогает противостоять возрасту, – это не погоня за внешней красотой (ее все равно не удастся догнать), а неугасающий интерес к жизни.
Сейчас актриса живет в небольшом домике в 80 километрах от Варшавы. Она выращивает в собственном огороде овощи и зелень, а летом часто ходит за грибами в соседний лес. Барбаре Брыльской часто приписывают увлечение различными диетами, но сама актриса признается, что очень любит вкусно поесть. Например, она не представляет свою жизнь без мяса, поскольку у нее первая группа крови, а обладатели этой группы считаются мясоедами. А еще актриса просто обожает гречневую кашу, которую готовит по собственному рецепту – с изюмом и орехами. Рецептом этой каши мы и хотим завершить этот материал.
Рецепт гречневой каши от Барбары Брыльски
Изюм без косточек (0,5 стакана) замочить на 2-3 часа, чтобы ягоды стали мягкими и круглыми. Грецкие орехи (1 стакан) поломать на крупные дольки и слегка обжарить на раскаленной сковороде без масла. Сварить гречневую кашу из расчета 1 стакан крупы на 2 стакана воды. За несколько минут до готовности добавить изюм и орехи. В конце приправить оливковым маслом и солью. По желанию количество изюма и орехов можно и увеличить. Сама актриса считает, что чем их больше в каше – тем лучше.
P.S. Пока мы готовили этот материал, пришла грустная новость: Барбара Брыльска получила серьезную травму позвоночника и в настоящее время проходит лечение и реабилитацию. Мы желаем актрисе скорейшего выздоровления и долгих лет жизни.
Много интересных статей, вы можете найти на нашем сайте по ссылке Stoletnik.ru
Текст: Екатерина Маслова