147 подписчиков

Обслуживание МАЗа. Меняем тосол на антифриз с научном расчетом.

762 прочитали

2022 01 07

Всем хорошего времени и спасибо, что заглянули на мою страничку, подписывайтесь на канал и ставьте лайки, жду Ваших комментариев. Почитать все статьи, можно переходя по ссылкам на странице: Список статей для удобства поиска.

Начало зимы, мороз ёще не сильный, но холода не за горами. Фото Тищенко Василий.
Начало зимы, мороз ёще не сильный, но холода не за горами. Фото Тищенко Василий.

В любом двигателе внутреннего сгорания, при работе образуется избыток теплоты, которую нужно отводить от узлов трения и камер сгорания, чтобы мотор не перегрелся. За это отвечает система охлаждения двигателя. Наш Маз не исключение и за температурный режим двигателя отвечает радиатор, патрубки, помпа и термостат, а переносит тепло в системе охлаждения залитая жидкость. При покупке МАЗа его система охлаждения была заправлена ТОСОЛом, не самый современный вариант, но рабочий. Все было бы хорошо, но летом случилось происшествие.

Лопнул шланг соединяющий между собой элементы системы. Подходящим куском шланга герметичность системы была восстановлена, а водитель решил восполнить потерю части охлаждающей жидкости. Для этого ему были выделены денежные средства на приобретение недостающей части ТОСОЛа в ближайшем магазине автозапчастей или заправке, которая кстати находилась недалеко от того места, где случилась поломка. Получив нужную сумму водитель отправился на АЗС, где успешно приобрел две пятилитровых канистры питьевой воды и долил их содержимое в систему охлаждения двигателя, успокоив себя тем, что: а - вода дешевле, б - сейчас лето, не замерзнет. Так в систему охлаждения ярославского дизеля емкостью примерно 40 литров было влито 10 литров воды. Разбавив ТОСОЛ водой, водитель, гордый своим рационализаторским предложением, двинулся в сторону Малоярославца.

Подбивая финансовый отчет по чекам, история с добавление воды в систему охлаждения вышла наружу, но исправить уже что-то было поздно. Конец лета и начало осени МАЗ бодро проездил на водно-тосольной смеси, а с первыми заморозками встал вопрос, при какой температуре замерзнет данный коктейль, нужно менять или нет?

Чтобы дать ответ на извечный вопрос: менять или не менять охлаждающую жидкость к зиме, был поставлен научный эксперимент, предельно простой по своей сути - небольшую порцию охлаждающей жидкости поместим в холодильник и посмотрим что получится.

Пластиковая бутылка 0,5 литра с охлаждающей жидкостью заняла свое место в морозильной камере холодильника. Дисплей на передней стенке показывает -18 градусов. Проверим бесконтактным термометром, соответствует или нет. Минус 23,7 градуса показал термометр в морозильной камере. (За точность результатов гарантию не дам, но думаю, что цифры близки к реальности.) Решаю для интереса производить замер температуры бутылки каждые 15 минут, а заодно и следить за состоянием ТОСОЛа. Получилось следующее:

17-00 - температура +3,0 градуса, ТОСОЛ жидкий

17-15 - температура +1,0 градус, ТОСОЛ жидкий

17-30 - температура -2,0 градуса, ТОСОЛ жидкий

17-45 - температура -3,0 градуса, ТОСОЛ жидкий

18-00 - температура -4,0 градуса, ТОСОЛ жидкий

18-15 - температура -5,0 градусов, ТОСОЛ жидкий

18-30 - температура -7,0 градусов, ТОСОЛ жидкий, но появились первые хлопья льда

18-45 - температура -10,0 градусов, ТОСОЛ жидкий, количество хлопьев льда сильно возросло, но текучесть ещё сохранилась

19-00 - температура -15,0 градусов, ТОСОЛ жидкий, количество хлопьев льда максимально, текучесть ещё есть

19-15 - температура -17,0 градусов, ТОСОЛ из-за выпавших хлопьев льда перестал течь и превратился в гель, о прокачиваемости через трубки радиатора в таком состояние можно забыть

Дальше образец был оставлен до утра, и достиг температуры -22 градуса, превратившись почти в лед, но при этом уменьшился в объеме

Вывод: при температуре около -10 градусов наша смесь ТОСОЛа с водой уже страдает выпадением кристаллов льда, а при дальнейшем понижении температуры, возможна остановка циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор, из-за закупоривания его кристаллами льда. Так как смесь воды и ТОСОЛа при замерзании уменьшается в объеме, она не сможет повредить блок двигателя или радиатор, но о нормальной эксплуатации автомобиля можно будет забыть, так как возможно прихватывание нижней части радиатора при движении и как следствие перегрев двигателя в результате кипения, так как жидкость перестанет циркулировать по большому кругу. Вердикт: меняем ТОСОЛ с водой на антифриз.

В магазине автозапчастей было куплено 40 литров зеленого антифриза ГАЗПРОМНЕФТЬ. Открутив сливную пробку на нижнем патрубке радиатора, коктейль из воды и ТОСОЛа вытек в заранее подставленную емкость.

Заворачиваем сливную пробку обратно и заливаем антифриз через расширительный бачок. 40 литров слили, 40 литров залили. Теперь система охлаждения не подведет нас и в лютый мороз и жарким летом.

P.S. Через несколько дней обнаружилось неприятное свойство антифриза. Так как смесь воды и ТОСОЛА имела в своем составе некоторое количество накипи, то все патрубки и шланги были надежно закупорены отложениями. Залив чистый антифриз, который обладает еще и отличными моющими свойствами, через несколько дней наш МАЗ начал капать антифризом по всем стыкам шлангов и терять охлаждающую жидкость, так что уровень в бачке упал ниже минимума. Пришлось опять ехать в магазин. Пять литров антифриза на долив и герметик радиатора. Через день патрубки были уже сухие.

Сухие патрубки радиатора и сливная пробка. Фото Тищенко Василий.
Сухие патрубки радиатора и сливная пробка. Фото Тищенко Василий.

Почитать еще что-то интересное можно в списке моих статей: Список статей для удобства поиска.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи, пишите в комментариях, о чем Вам рассказать.

До встречи на моем канале, с уважением Василий.

#тосол #антифриз #замена охлаждающей жидкости #как замерзает тосол #герметик для радиатора