812 подписчиков

Ники Лауда: гонщик и бизнесмен

275 прочитали

Этот человек был соткан из противоречий. За ним закрепилась слава очень расчетливого человека, чуть ли не компьютера, но зачастую он не чурался авантюрного риска. Ему всегда нравилась слава, но он абсолютно не ценил атрибуты этой славы. Он любил зарабатывать большие деньги и знал настоящую цену своим способностям, одновременно считаясь прижимистым, и мог легко расставаться с заработанными миллионами. Ему нравилось быть в центре внимания, но он безразлично относился к своей внешности. Он часто побеждал и не менее часто проигрывал. Речь идет об австрийском гонщике «Формулы-1» Ники Лауде.

Ники Лауда Фото: gazeta.ru
Ники Лауда Фото: gazeta.ru

Ники Лауда скончался в мае 2019 года в швейцарском госпитале. Причиной смерти стали последствия давней аварии, случившейся с ним в 1976 году на немецкой трассе Нюрбургринг. Тогда он чудом остался жив, основательно обгорев, зажатый обломками разрушенного болида. Пострадала в основном голова. От удара с него сорвало защитный шлем. Не менее серьезные повреждения получили легкие гонщика. Он вдохнул раскаленные и токсичные пары топлива. Много лет спустя поврежденные в аварии легкие полностью откажут. Лауде выполнят трансплантацию легких. До этой операции он уже дважды ложился под скальпель хирурга. Барахлили почки. Тогда пересадки донорских органов прошли удачно, но медицинские препараты, препятствующие отторжению организмом чужеродных тканей, почти полностью уничтожили иммунитет пациента. В восстановительный период Лауда подхватил обычный грипп, но заболевание оказалось для него фатальным.

Авария в Нюрбургринге Фото: FunFormula
Авария в Нюрбургринге Фото: FunFormula

Сын богатых родителей в юности мечтал о победах в автоспорте. Семье вполне было по карману финансировать увлечение сына. Однако, когда он объявил о своем решении стать профессиональным гонщиком, родители воспротивились и отказались его спонсировать. Лауде пришлось брать кредит, чтобы купить себе место гонщика в «Формуле-2», где он начал набираться гоночного опыта. Перейдя в «Формулу-1» особыми успехами молодой гонщик не блистал. Вначале он ездил на машинах далеких от технического совершенства. Первой победой Лауда обязан команде «Феррари», поверившей в него и посадившей за руль настоящего болида. Гонщик трижды завоюет чемпионское звание, выступая за разные команды.

Несмотря на сумасшедшие по тем времена гонорары, ему придется вернуться в спорт. Снова потребовались большие деньги. Параллельно с гонками Ники занимался авиационным бизнесом, основав компанию «Лауда эйр». Бывший спортсмен получил лицензию на управление двухмоторными реактивными воздушными судами и нередко сам садился за штурвал самолета в качестве пилота. В 1980 году на своем самолете он доставил в Москву будущую олимпийскую чемпионку в конном спорте Элизабет Тойрер и ее лошадь Мон Шери. Бизнесменом он оказался не столь успешным, как спортсменом. Не помогли даже отцовские гены. Конкуренция в авиаперевозках оказалась гораздо серьезней, чем на гоночных трассах. Еще ему не везло. Снова авария. На этот раз с его самолетом, разбившимся в Таиланде. Все пассажиры погибли. Акции «Лауда эйр» пришлось продать основному австрийскому авиаперевозчику Austrian Airlines, но еще дважды Ники делал попытки вернуться в авиационный бизнес, учреждая новые компании-перевозчики, в названии которых неизменно присутствовало его имя.

Ники Лауда - пилот Фото: peoples.ru
Ники Лауда - пилот Фото: peoples.ru

Фирменным знаком Ники Лауды стала его красная бейсболка, которую он никогда не снимал с головы. Вообще то, она прикрывала полученные в аварии ужасные шрамы от ожогов, но гонщик и бизнесмен не упускал случая заработать на своем имидже рекламой. Вначале на бейсболке красовалось название фирмы Parmalat. Естественно, за большие деньги. Дальше были новые более выгодные контракты с другими компаниями. При этом бывший чемпион мира не захотел тратить деньги на пластические операции, чтобы как то сгладить полученные травмы. Лауда восстановил на лице только полностью сгоревшие веки. По его признанию с остатком уха ему было более удобно пользоваться телефоном.

Ники Лауде приходилось рисковать на трассе и еще больше в бизнесе. В несчастливом для него 1976 году, через 6 недель после аварии он вновь сев за руль гоночной машины с еще незажившими руками, но на последней решающей гонке в Японии гонщик проехал всего два круга и прекратил гонку. Ливень залил всю трассу водой. Безрассудно рисковать своей жизнью – не в характере Лауды. Даже за чемпионский титул и большие деньги. В тот день чемпионский титул, на который он претендовал, ушел от него к сопернику. Все свои призы, полученные за выступления в одном из сезонов, Лауда не хранил, не передал в музей спорта, а отдал соседу с условием, что он будет мыть его личный автомобиль. Удачная сделка.

Знаменитая бейсболка Лауды Фото: f1news.ru
Знаменитая бейсболка Лауды Фото: f1news.ru

Временами в бизнесе Лауда откровенно блефовал, выдавая желаемое за действительное, но все, кто был с ним близко знаком, отмечали его прямоту, временами граничащую с грубостью. Ники Лауда не покинул «Формулу-1» навсегда, появляясь около гоночных трасс в разных качествах. Последнее время чаще в качестве комментатора или эксперта. Его появления все ждали и в конце сезона 2019 года. Не дождались.

#спорт #историяавтоспорта #формула1 #гонщики #чемпионы #историиизжизнилюдей #историиреальныхлюдей