Найти тему
Разве нет?

Что можно сказать о Джованни Беллини и его «Благословляющем Христе»?

Джованни Беллини (около 1430-1516) — один из самых значительных живописцев XV века, основоположник новой традиции, в которой главная роль отводилась колориту и свету. 

Родился Джованни в Венеции, где прославились и другие представители династии Беллини — его отец Якопо и старший брат Джентиле. Некоторые исследователи предполагают, что Джентиле был законным сыном Якопо, а Джованни — побочным. Однако прямых доказательств этому нет, а вывод делается на основании того, что вдова Якоба Беллини Анна упомянула в своем завещании 1471 году всех детей, кроме Джованни. 

Первое документальное упоминание о Джованни Беллини относится к 1459 году — художник фигурирует в качестве свидетеля по судебному иску. Как следует из этой бумаги, Беллини проживал в торговом центре Венеции, в «доме возле моста Риальто». 

С 1460 года Джованни расписывал алтари венецианских церквей. Примерно в тот же период он вместе с братом Джентиле выполнил для зала Большого совета Дожей серию монументальных настенных панно, посвященных полулегендарным событиям венецианской истории (к сожалению, эти многофигурные композиции погибли в 1577 году во время сильного пожара, едва не уничтожившего всю Венецию). 

С 1474 года Джованни замещал брата, посланного с официальной миссией в Константинополь, при росписи Дворца дожей. Именно с этого времени ему стали регулярно поступать престижные государственные заказы. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики, который занимал вплоть до своей смерти (ранее в течение целых десяти лет на этом посту находился Джентиле Беллини). 

В 1475-1476 годах в Венецию из Фландрии прибыл учившийся у Яна ван Эйка Антонелло да Мессина, который привез секрет масляной живописи, позволявшей добиваться мягких цветовых переходов. Беллини одним из первых в Италии начал работать в этой новой технике. 

О личной жизни художника сохранились отрывочные сведения. Известно, что у Беллини была жена Джинерва. Вполне возможно, что после ее смерти в 1498 году он женился вторично — на женщине по имени Мария, много моложе его. 

Посетивший Венецию в 1506 году Альбрехт Дюрер назвал Беллини, которому было уже далеко за семьдесят, очень старым, но по-прежнему «лучшим из живущих живописцев». Джорджо Вазари с пафосом писал о том, что Беллини был великим педагогом, с любовью и вниманием, пестовавшим своих многочисленных учеников, половину которых он учил бесплатно. Талантливейшие воспитанники живописца — Джорджоне и Тициан. 

До самой смерти Беллини сохранял ясность ума и твердость руки. Умер мастер 29 ноября 1516 года приблизительно 85 лет от роду, и был похоронен с почестями. Творческий путь Джованни Беллини охватывает более шести десятилетий, а его наследие включает около двухсот работ — монументальные алтарные композиции, небольшие картины, портреты современников. 

«Благословляющий Христос» принадлежит к раннему периоду, когда художник находился под сильнейшим влиянием Андреа Мантеньи. При этом картина отличается совершенно оригинальной концепцией свето-воздушной среды (очень капризной «дамы» всех художников). Холодные голубые полосы неба, перемежающиеся в горизонтальное плоскости с зыбкими белыми облаками, придают сцене драматизм и психологическую напряженность. Сияние вокруг изможденного лица Христа, усиливает пафос человеческого страдания, а благословляющий жест исполнен Божественного всепрощения и любви. 

Джованни Беллини — единственный венецианский художник XV века, в картинах которого совсем нет панорамы города. Христос, принявший крестные страдания, предстает на фоне мирного сельского ландшафта, что рождает ощущение внутренней свободы Сына Божьего, Преодолевшего всё собственным усилием, без чьей-либо помощи и поддержки в абсолютно одиночестве.

#живопись #искусство #культура #венеция #религия #венеция #италия #интересный факт #история #художники