Найти тему

Вот как он следил за всеми: забытая разведка Наполеона

Более двухсот лет идут различные прения среди историков, которые размышляют над успешным ведением войны Наполеона на европейской части материка. Наиболее важным вопросом в этом споре является тот момент, когда сведения приходили к императору в столицу от приграничных территорий в самые кратчайшие сроки. И поэтому Наполеон был всегда в курсе происходящих событий. Это помогало ему справиться с любой угрозой при малочисленном войске. Он получал необходимую информацию о состоянии текущих дел и сразу же оценивал реальность угрозы для своего государства.

Раньше скорость доставки информации напрямую зависела от технических возможностей транспорта или от физических сил животного. При хорошем ветре корабль мог передвигаться со скоростью в десять узлов в час, а лошадь на земле пробегать расстояние в тридцать километров. Были еще и древние способы передачи сведений, которые основывались на оптических и дымовых телеграфах. Но, у них был один существенный минус. Это нехватка условных знаков, которые не могли донести точность сообщения. Данным способом можно сообщить о нападении на приграничный пункт или вторжение через границу, но указать подробные детали при этом не представлялось возможным.

-2

В конце 18 века эффективный способ передачи информации придумали братья Шапп из франции. Клод был мозговой половиной тандема. Он воплощал все свои задумки и идеи в действительность, а его брат Игнатий занимался их организацией. Он имел администраторский талант, который ему сильно помогал продвигать изобретения своего родного брата. Одна такая разработка братьев вошла в повседневный обиход под термином «семафор». Само слово тоже придумали они. Игнатий смог организовать систему семафоров, которые точно работали по всей французской территории. Позже сеть данных телеграфов покрыла почти всю Европу. В то время Игнатий стал первым руководителем телеграфного ведомства.

Первый раз Клод сконструировал свою модель в 1780 году, но первую линию телеграфов запустили только через десять лет. Братьям никак не удавалось все это время уговорить чиновников, чтобы они дали возможность использовать эту задумку. Первопроходцем стала модель, где передающим моментом был большой диск, который чем-то напоминал должность часового. Человек при этом менял положения стрелок. При составлении определенных комбинаций они давали набор нужных символов. Вышки с циферблатами находились друг от друга на незначительном расстоянии. Путь сообщения не должным был быть длинным, а только от станции до станции. При получении информации дежурный по станции передавал ее дальше на следующий пункт. Это была своего рода эстафета, когда операторы передают друг другу одно и тоже сообщение, пока оно не дойдет до нужного адреса.

-3

Первый эксперимент по передаче информации сложился совсем неудачно. Граждане, которые находились на станциях не обладали достаточным умом, но зато они являлись настоящими патриотами. Они решили, что установленные системы в последовательном порядке нужны для передачи секретных сведений противникам революционного бунта и смогли за очень короткий промежуток времени почти все их уничтожить. Братьям пришлось потрудиться, чтобы произвести новую модель и объяснить ее назначение национальному собранию страны, чтобы семафоры больше не портили. В этот раз циферблат заменили на поворотную мачту с перекладиной, которая меняла свой наклон. На ее концах размещались шесты, которые могли двигаться.

Один из братьев лично принял участие в в передаче сведений. Это был Клод Шапп, который подобрал больше семи десятков самых читаемых комбинаций, которые передавались по цепочке через специальные мачты. Они стали некой базой для создания кодификатора, который имел в своем арсенале всю азбуку и самые популярные фразы. Когда в первый раз сведения передавали при помощи семафоров, которые были временными. Первая информация прошла свой путь в тысячу километров всего за один час. Это был немыслимый тогда рекорд скорости доставки депеши! И это при том, что новость передавали совсем необученные люди. Чуть позже почта стала доходить за семь минут. Расстояние тогда было от приграничных районов Франции до столицы государства - Парижа. У немцев было самый дальний путь доставки такой почты, по этому маршруту она проходила свой путь за десять минут.

-4

Вскоре после показа эксперимента передачи сообщения во Франции началось массовое строительство сети в виде башен-передатчиков. Тогда Клод стал главным конструктором и инженером этой новой сферы, а его брат Игнатий был назначен ее директором.

Семафор хоть и пользовался успехом, но все равно имел несколько недостатков. Во-первых, он обходился казне во внушительную сумму денег, а во-вторых, при плохой погоде не мог передавать сообщения. Например, при тумане или ночью. Работа на каждом семафоре должна была организована в круглосуточном режиме, поэтому нужно было хотя бы две смены работников по два человека. Один передавал сообщение, а второй смотрел в подзорную трубу и считывал его.

Хоть такой способ передачи информации и был дорогой, но его все равно признали за его скорость доставки. В то время операторы на станциях получали за свою работу довольно приличные по тем временам деньги. И ответственность с них была по максимуму. За неправильное принятие сообщение, которое исказило сведения человека могли посадить в тюрьму. Сообщения по семафору передавались не только государственного и правительственного характера. Можно было отправить личное сообщение, но за большие деньги. Данное коммерческое участие в значительной степени уменьшало финансовую нагрузку на бюджет страны.

Уже через несколько лет систему семафоров начали усовершенствовать. Для начала увеличили число кодов почти до двухсот символов и поменяли на мачтах взамен перекладин крылья. Данное изобретение разошлось практически по всей Европе. В связи с этим начались различные притязания, связанные с изобретением. Очень много нашлось хитрецов, которые стали высказывать права на пользование семафорами. В итоге начались судебные разбирательства. Один Клод не смог справиться с такой несправедливостью и покончил свою жизнь самоубийством.