186,5K подписчиков

Мультипликация эры VHS: начало потока иностранных мультфильмов.

501 прочитал
Про само явление видео-мании, про VHS-кассеты и видеомагнитофоны, про отдельные фильмы, жанры и полужанры я написал целую серию постов.

Про само явление видео-мании, про VHS-кассеты и видеомагнитофоны, про отдельные фильмы, жанры и полужанры я написал целую серию постов. Это был, пожалуй, самый объёмный целенаправленный тематический проект прошлого года. Начинался он с того, что я начал вспоминать конкретных актёров, ставших мега-популярными в наших широтах, благодаря видакам. Потом перешёл к особенно памятным и дорогим сердцу кинотрилогиям, запомнившимся нам со времён VHS-культуры. Затем плавно перешёл уже к обзору фильмов, собранных по жанрам.

Но всё это было игровое кино с живыми людьми и реальными интерьерами. Так вот можно подумать, что анимации в те самые годы не было, что мультипликация фанами VHS-культуры никак не потреблялась. А ведь потреблялась, да ещё как. И анимационная галактика тех славных видяшных лет была настолько широка, что окинув её беглым взглядом я понимаю – одним постом не обойтись. Как раз на все новогодние недели хватит – это уж точно … если не больше.

Начать хотелось бы с простого. Может быть даже слишком простого и наивного, детского, но от того и наиболее доброго и соответствующего моменту новогодне-рождественской недели. Я имею в виду такие мультсериалы, как Том и Джерри, Луни Тюнз и диснеевская классика.

Хотя почему же детский?! Лично я отлично помню, как в видеосалонах взрослые дядьки и смачные тётки наравне с детьми в голос ржали над проделками Джерри, радовались находчивости кролика Бакза и остервенелости утёнка Даффи, умилялись простоте Микки и наивности Плуто. Да и ведь наверняка практически каждый счастливый обладатель видака имел в загашнике пару кассет с этими прекрасными мультфильмами на всякий случай.

Ну что ж, ай да.

Том и Джерри

Про само явление видео-мании, про VHS-кассеты и видеомагнитофоны, про отдельные фильмы, жанры и полужанры я написал целую серию постов.-2

Мне стукнуло … а вот не помню сколько именно, но был я ещё молод. Дома завёлся свой видак – его вроде как родители подарили мне на Новый год. Хотя, как мне?! Скорее себе. Ибо к видаку прилагалось пять кассет, две из которых мне категорически было запрещено смотреть (сами понимаете, что полезного подросток мог извлечь из Греческой смаковницы), две содержали боевики лютой дикости с недетскими замутами в сюжетной линии, и только одна кассета была с мультиками. То были именно Том и Джерри. Причём это было реальное счастье для меня. Сеансы полуторачасового бдения под проказы этих ребят в темном зале видеосалона стоили недёшево. То есть вроде как не находишься особо. А тут своя родная кассета на три часа, которую можно круглосуточно крутить без остановки. Хотя лимиты просмотра, конечно же, были сразу спущены родителями сверху. Но кто их придерживался в их будничном отсутствии? Ровно, как и запретов на просмотр тех самых двух запретных кассет (содержание которых, честно говоря, особо не заинтересовало).

Моё тогдашнее счастье от обладания той самой кассетой было ещё усилено и тем, что у меня были те серии, которых не крутили в видеосалоне. Мне досталась подборка изначальной классической серии (сезона, как сказали бы сейчас) 1940-58 гг. В салонах же в основном крутили выпуски второго захода от 1961-62 гг. и третьего от 1975-78 гг. Из-за такого временного разброса серий некоторые мои гости в упор не верили, что у меня те же самые Том и Джерри, что и в салоне – прорисовка персонажей, сами понимаете, несколько отличалась.

Сюжетно, понятное дело, серии практически никак не разнились, как и не разняться они сейчас. Общая схема фабулы проста – Джерри шалит, Том пытается разгрести, но в основном огребает. Но детали каждой отдельной серии поражали своим разнообразием. Создатели смогли выудить из простого хода «тортом в морду» всё и даже больше. За что им отдельное спасибо.

Пытаться разобраться в вопросе «а кто был раньше? Ханна и Барбера или Комов и Катночкин?» давайте не будем. Не к чему.

Луни Тюнз

Про само явление видео-мании, про VHS-кассеты и видеомагнитофоны, про отдельные фильмы, жанры и полужанры я написал целую серию постов.-3

Конкретно в видеосалонах у нас Тюнзы крутили как-то не особо часто. И среди огромного набора тамошних персонажей да нас дошли только старина Багз и Даффи. Сюжет здесь тоже не страдал от разнообразия – есть центральный персонаж, и есть его антагонист, первый явным образом издевается над вторым. Мне они оба этих персонажа, если честно, не нравились вовсе. Багз был какой-то слишком уж какой-то манерный, правильный и чрезмерно жестокий в отношении к своему антагонисту. Шепелявый и сумасшедший Даффи был несколько посимпатичнее, но его истерики очень быстро надоедали и больше одного мульта было практически нереально выдержать.

А потом вдруг случилось чудо – друзья моих родителей приехали из Германии (на тот момент уже единой и неделимой) и привезли целую трёхчасовую VHSку диковинной фирмы AGFA с похождениями Койота и Роуд Раннера. И это было нечто! Все три часа я ржал как сумасшедший. Безусловно и здесь приколы и гэги были построены исключительно на лютой жести в отношении Койота. Но оно как-то реально было смешно.

А потом уже ближе к середине 90-ых повалило валом этого самого Луни Тунза. И оказалось, что мир тамошних персонажей куда более разнообразен и многомерен. Здесь уже я стал настоящим фанатом некоторых из них. Вот, например, Тасманский Дьявол – ну он же милый малый, просто необузданный такой. А на сколько ж хорош Твити?! Он же это всё это делал в отношении бедного Сильвестра из чистого чувства любви к ближнему, не иначе.

В общем интересный это был мирок, не без огонька.

Дисней

Про само явление видео-мании, про VHS-кассеты и видеомагнитофоны, про отдельные фильмы, жанры и полужанры я написал целую серию постов.-4

Нет, не о полнометрагах здесь речь. А о той самой анималистичной классике. Тех самых базовых персонажах – Микки, Минни, Плуто, Дональд и Гуфи. Они ж, как не крути, создавали свой особый мир не опираясь ни на какие классические сказочные тексты. И этим были по-своему прекрасны.

Есть мнение, что СССР развалило неистовое желание советского гражданина носить джинсы, слушать Дипёрпел, кушать гамбургер и смотреть Микки Мауса … мысль интересная, но не очень жизнеспособная. Ибо Микки в чистом виде хорошо заходил только на самых маленьких. Уж больно он был наивен и запредельно добр. Особенно если он был в паре с Минни. Вот когда с Плуто, то уже интереснее – пёсик вносил своей животной непосредственностью живости в идеалистичный мир Микки.

Ярким отличаем были Дональд и Гуфи – этих парней любила куда более широкая аудитория. Они уже попадали не в инфантильно-идеалистичные перипетии, а во вполне себе взрослые переделки. Хороши были и похождения всей троицы разом – как сейчас помниться шикарная серия, когда Микки, Гуфи и Дональд преодолевают Сахару.

Но всё же в этих, пропитанных духом свободы, мультах было что-то не так. Особой популярностью они не пользовались, хотя, конечно же, смотрел их практически каждый. Зато отлично заходили их приключения, перевалившие за границу той самой анималистичной классики. Вот, например, великолепно вечное противоборство Дональда племянникам и бурундукам; прекрасны схватки Гуфи с соседом Питом; Микки великолепен в полном метре. Но это уже немножко из другой серии, которую мы обязательно посмотрим в следующий раз. А сейчас выключаем телевизор, видеомагнитофон, умываемся, чистим зубы и спать – завтра рано вставать в школу.

И напоследок:

Самое прекрасное, что практически все вышеупомянутые мультфильмы имели свое подкрепление в виде компьютерных игр. Разные популярные в начале-середине 90-ых платформы (начиная от ZX Spectrum и заканчивая SEGA Mega Drive 2) в той или иной степени полноты и интересности гейм-плея имели в своём арсенале игры про проделки Джерри вопреки терзаниям Тома, связанные с (не всегда узнаваемыми, но всё же) персонажами Луни Тюнза … ну а Диснеевская классика в разрезе отдельных анималистичных персонажей имели свою собственную игру и практически каждая полнометрага сопровождалась своей игрой практически на всех платформах. И это было великолепно – это позволяло не только с голодным упоением наблюдать за приключениями любимых персонажей, но ещё и самостоятельно творить их историю. Правда, эта история шла по не менее продуманному и предопределённому сценарию, как и любой мультфильм, но не в этом же дело. Соучастие жизни любимым персонажам дарило нам чувство сопричастности сказки. Как же порой сейчас именно этого не хватает … а порой этого прям какой-то избыток. Но это уже начало совсем другой истории, совсем не рождественской.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.