С советских времен плата нелегкого и опасного труда работника рыбной отрасли была достаточно высокой. Хотя сейчас и не 1990-е, когда после удачной путины, проработав полгода, обычный #матрос мог купить квартиру во Владивостоке или Южно-Сахалинске, предложения для рыбаков относительно рынка труда Дальнего Востока достаточно привлекательные.
Вакансии для матросов и матросов-рыбообработчиков есть достаточно скромные по содержанию (меньше 100 тысяч рублей), примерно от 120 тысяч в месяц начинается средний уровень #зарплат, а 150 считается «уже неплохо». Для сравнения, на #транспортных судах з/п примерно вдвое ниже, а 100 тысяч – едва ли не потолок для рядового плавсостава.
У рыбаков есть свои нюансы, главный из которых – насколько валютоемкий объект добычи и результат (что по факту вылавливаешь из имеющихся квот). Так, на #краболовах 200 тысяч в месяц для матроса считается обычным доходом, на добыче #минтая – главного объекта промысла в Дальневосточном бассейне, рядовой член экипажа зарабатывает 120-150 тысяч рублей.
Та часть дохода от добычи, которая идет на #оплату труда экипажа, делится на паи – базовый уровень, то есть единицу, получает матрос. Чем более важную и ответственную должность занимает член команды, тем выше его #доход. На рыболовецком судне трал-мастер может получать, к примеру, вчетверо больше матроса, на краболовах дифференциация доходов для квалифицированного специалиста по сравнению с базовым уровнем гораздо менее существенна (1,3-1,8 пая).
Квоты на вылов рыбы осваиваются обычно процентов на 90 и выше, доходы членов экипажа здесь более стабильны.
С крабом ситуация несколько сложнее. Краб бывает «худой», он линяет, идет на нерест, в ловушки иногда попадаются самки, которых положено выпускать за борт (а затем обязательно отходить на несколько километров и ловить там!) Слишком много факторов, которые невозможно учесть и пресловутые 200 000 нивелируются этими случайностями. При вылове #рыбы важен только ее размер, меньше которого брать добычу запрещено.
Зарплата капитана – тайна за семью печатями и учитывается она судовладельцами совершенно отдельным порядком. Ясно, что речь идет о доходах в миллионы рублей, которые в любом почти случае гарантированы.
Это оправдано опытом. Кэп несет совершенно особую и персональную ответственность за все успехи и просчеты, как свои, так и других членов экипажа (в том числе, #уголовную). Главный на судне должен обладать набором качеств, которые одновременно уникальны и, в то же время, нередко, взаимоисключающи. Рыбаки обычно ценят капитана-профессионала, который знает, где, как и когда закидывать в воду снасти, чтобы они вернулись наполненными. С другой стороны, уважают кэпа, который не слишком строг, достаточно лоялен и на что-то может посмотреть сквозь пальцы. Рыбалка – труд коллективный, #капитан, в свою очередь, зависит от подчиненных. С бестолковым самодуром второй раз на путину уважающий себя специалист не отправится. Безусловно важно, чтобы капитану доверяли владельцы рыбодобывающего бизнеса, судна. Он должен иметь хорошие налаженные отношения, во всяком случае, уметь договориться: с представителями как государственных структур (пограничники, таможенники, портовые службы), на Родине и часто за рубежом, с поставщиками, снабжающими судно и с получателями морепродукции. От него зависит безопасность судна, экипажа, эффективная работа и конечный результат труда десятков моряков.