6,6K подписчиков

Новогодний концерт в Вене с коричневым оттенком

2,3K прочитали

Уже давно пора покаяться, а мы ещё как следует не согрешили.

Традиционный концерт Венских филармоников в начале наступающего года стал знаковым явлением классической музыки, привлекая огромное внимание меломанов всего мира.

В связи с ажиотажным спросом, билеты на это, ни больше ни меньше, сакральное действо даже не продают, а разыгрывают в лотерею почти за год до проведения.

Миллионы зрителей смотрят трансляцию по телевидению, может быть и не подозревая, что у истоков этого яркого представления стояли нацисты.

Уже давно пора покаяться, а мы ещё как следует не согрешили.

Первый концерт был проведён в конце 1939 года в рамках кампании по сбору денежных средств на топливо для бедных и безработных немцев (Winterhilfswerk des Deutschen Volkes). По мнению английского музыкального критика Нормана Лебрехта:

... концерт возник как подарок нацистским преступникам, прикрытие геноцида.

Ещё до включения Австрии в состав Германии в 1938 году деятельность Венского филармонического оркестра была достаточно политизирована национал-патриотизмом и антисемитизмом. К приходу Гитлера из коллектива были изгнаны все еврейские музыканты, часть из них отправилась в концлагеря, семеро погибли.

Ежегодными концерты сделал гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах, большой любитель музыки и организатор депортации шестидесяти тысяч евреев.

Оркестр отметил его заслуги специальным почётным кольцом в честь своего столетия в 1942 году. Когда в 1966-ом после двадцати лет тюремного заключения фон Ширах вышел на свободу, трубач оркестра бывший член СС Гельмут Вобиш вручил ему дубликат кольца взамен утерянного оригинала.

Почётные кольца оркестра носили ещё пять нацистских преступников, в том числе рейхскомиссар Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт, отправивший в концлагеря Бухенвальд и Маутхаузен более ста тысяч евреев, утвердивших порядка 800 смертных приговоров. Ему дубликат не понадобился - повешен по приговору Нюрнбергского военного трибунала.

Несмотря на запреты, в оркестре до 1938 года действовала тайная ячейка национал-социалистической немецкой рабочей партии. Двадцать процентов музыкантов были нацистами. К 1942 году из ста двадцати трёх действующих оркестрантов шестьдесят стали членами НСДАП.

Всю войну новогодними концертами дирижировал Клеменс Генрих Краус, которого называли "самым влиятельным человеком в немецкой опере" и "лидером культуры" Третьего рейха.

Изображение с сайта holocaustmusic.ort.org
Изображение с сайта holocaustmusic.ort.org

При немцах его карьера "пошла в гору". Он охотно заменял опальных дирижёров в Берлине и Мюнхене, дружил с лидером австрийских нацистов Альфредом Фрауэнфельдом, вёл личную переписку с Гитлером по культурным вопросам, предлагая фюреру стать художественным руководителем союза между Венской и Мюнхенской государственными операми.

После войны Краус был подвергнут денацификации и поражён в правах. Однако, в 1948 году вновь встал за пульт дирижёра новогоднего концерта. Запреты были сняты после обнародования информации об его помощи сестрам Кук в спасении двадцати девяти еврейских семей от преследований.

Дирижёра называют "выдающимся интерпретатором" музыки ещё одного фаворита нацистской Германии - Рихарда Штрауса. Он был автором либретто его последней оперы "Каприччио", а также дирижировал премьеры других сочинений композитора.

Для новогодних концертов диссонантная музыка Рихарда Штрауса не подходила из-за своей сложности. Тут было необходимо некое промежуточное звено между "высокой" симфонической культурой и "низким" народным развлекательным фольклором. Была нужна именно "лёгкая" музыка, способная отвлечь публику от тяжёлых реалий военного времени. Выбор пал на австрийский композиторский клан Штраусов, сочинивших огромное количество вальсов, полек, кадрилей и маршей.

Оставалось решить небольшую проблему с еврейским происхождением "избранных" композиторов. Министр пропаганды Йозеф Геббельс писал:

Какой-то всезнайка выяснил, что Штраус на 1/8 еврей. Это не должно быть предано огласке. Во-первых, пока нет доказательств, а во-вторых, я не хочу, чтобы немецкое культурное наследие постепенно подрывалось ... Я делаю всё, что в моих силах, чтобы противодействовать этому. Такова воля фюрера.

Брачная книга № 60 Собора святого Стефана, содержащая неудобную для нацистов информацию, в 1941 году была доставлена в Берлин в Имперское управление по генеалогическим исследованиям (Reichssippenamt). Там с неё сняли постраничную копию, удалив запись о бракосочетании "крещённого еврея Иоганна Михаэля Штрауса", на подделку поставили штампик "копия верна" и отправили обратно в Вену.

Изображение с сайта www.johann-strauss.at
Изображение с сайта www.johann-strauss.at

Таким образом, "компромат" на семью Штраусов был удалён из поля зрения любопытствующих, а их музыка без каких-либо опасений объявлена "правильной немецкой".

Финальным гвоздём программы является исполнение трёх произведений "на бис", а завершает концерт "Марш Радецкого" Иоганна Штрауса-отца.

Марш был написан в 1848 году в честь войск фельдмаршала Йозефа Радецкого, возвращающихся в Вену после жестокого подавления революции в Ломбардии и Венеции.

В новогодних концертах пьеса впервые прозвучала в 1946 году в аранжировке немецко-австрийского композитора и дирижёра Леопольда Венингера, члена НДСАП с 1932 года, активного пропагандиста нацистской музыкальной культуры.

Изображение с сайта operetta-research-center.org
Изображение с сайта operetta-research-center.org

Многие годы при исполнении марша дирижёры управляли не только оркестром, но и публикой в зале, заставляя их радостно-покорно хлопать в ладоши в определённые моменты произведения.

Считается, что Венингер отступил от авторского замысла, придав музыке больше воинственности и резкости, избавился от украшений и изменил мелодию в средней части. Только сделал он это ещё в 1914 году или ранее.

На всякий случай с 2020 года совет Венского филармонического оркестра решил изменить аранжировку марша для того чтобы "доставить радость публике и никому не напоминать о какой-либо нацистской войне, пропаганде или идеях".

Оригинальную версию марша уже исполнял Николаус Арнонкур в новогоднем концерте 2001 года. И прекрасно обошёлся без хлопков из зала.

Отправляю эту статью в раздел Музыка и Политика постоянного КАТАЛОГА ссылок на публикации канала. Там ей самое место. Ещё по теме:

Классическая музыка несёт в себе семена расизма - новый полемический тренд, поднятый волной BLM со дна человеческой глупости

Балет Чайковского признан расистским из-за Чая и Кофе

Почему в Израиле запрет музыки не считают нарушением свободы и демократии? - Вагнер в опале

Перед тем как рассказать традиционную несмешную байку, хочу напомнить, что у меня до сих пор нет претендента на обладание приза в конкурсе "Угадай мелодию":

Подскажу, пожалуй. Автор загаданного произведения жив и здоров!

Несмешная байка:

Однажды падчерица Иоганна Штрауса-сына Алиса Мейснер попросила Иоганнеса Брамса подписать ей веер. Композитор изобразил на нём первые такты вальса "На прекрасном голубом Дунае" и добавил:
"К сожалению, не Иоганнес Брамс".