В детстве я никогда не интересовался авиамоделизмом, не посещал соответствующие кружки. Радиоуправляемые игрушки тоже были большой редкостью, и до недавнего времени я, честно признаться, ни разу самолетами не управлял и, уж тем более, их не собирал. Но как-то в интернете наткнулся на интересную статью о склейке авиамоделей из потолочной плитки и решил попробовать склеить что-то сам. Начать решил, наверное, с самой простой модели, хотя об этом трудно судить, сравнивать мне не с чем.
Итак, ЛМ-19.
Для начала находим в интернете и распечатываем чертежи модели в натуральную величину. Их очень много, поэтому трудностей возникнуть не должно. Теперь крепим распечатанные чертежи на поверхности потолочной плитки. Крепим скотчем, в нескольких местах и крепко, чтобы в процессе вырезания ничего не сдвинулось. В зависимости от размеров модели, возможно, придется склеить несколько плиток стык в стык, чтобы детали поместились. Далее аккуратно вырезаем детали канцелярским ножом. Здесь важно не спешить. Чем ровнее они получатся, тем меньше проблем будет со сборкой модели. Вспомогательные линии переносим с чертежей на детали, некоторые пригодятся, например, при склеивании крыла, другие при вырезании элеронов и руля высоты.
В результате должен получится вот такой набор. Начинаем собирать. Все детали представлены на чертеже дважды и попарно между собой склеиваются. Это сделано для придания модели прочности. Но и не только. Например склеиваемая на фотографии одна из стенок фюзеляжа состоит из двух частей разного размера, таких, что при склейке по всему периметру стенки получается паз. В этот паз дальше будут вкладываться верхняя и нижняя часть обшивки и склеивать их будет гораздо удобнее.
После склейки обеих стенок, прорезаем отверстия для крепления моторамы и собираем ее саму.
Кроме пенопластовых деталей моторамы опять же для прочности вырезается по ее размерам кусок из твердого пластика или текстолита. На фотографии очень хорошо его видно. В нем высверливаются отверстия под крепеж и выводы двигателя, и затем моторама собирается.
Отверстия в боковых стенках под мотораму заливаются клеем. Кстати, я забыл о нем рассказать. В интернете предлагают склеивать модели клеем "Титан", либо с помощью термопистолета термоклеем. При склеивании вторым способом лично у меня несколько раз плитка подплавилась. Это, конечно, было некритично, но где-нибудь на крыле смотрелось бы очень некрасиво. А вот "Титан" в магазине не было, и поэтому я купил какой-то самый простой плиточный клей. Получилось всё довольно прочно, и особых проблем у меня не возникло .
Однако же, вернемся к нашей конструкции.
Приклеиваем низ. Промазываем стыки, вкладываем в пазы и крепим скотчем. Кстати, на фотографии в середине фюзеляжа очень хорошо заметны следы склеивания между собой стык-в-стык плиток.
В принципе можно сразу же клеить и верхнюю часть фюзеляжа, но есть один нюанс. Хорошо бы на этом этапе прокинуть три провода через всю его длину. Можно закрепить их спереди за мотораму или выводы мотора и протащить через весь фюзеляж. Потом клеим верхнюю часть и обматываем всё скотчем. Можно оставить на ночь, чтобы всё схватилось намертво.
Собираем крылья и хвостовое оперение модели. К огромному сожалению фотографий сборки крыла у меня нет. Но суть этого процесса не очень сложна. У нас есть четыре детали. Верх и низ правого крыла и верх и низ левого. На каждом из них нарисованы вспомогательные линии под элероны. Вырезаем их.
Дальше склеиваем стык-в-стык нижние части правого и левого крыла. То же самое делаем с верхними частями. В результате получаются две одинаковые новые детали (каждая представляет из себя склеенное между по стыку собой правое и левое крыло). Теперь нужно склеить их между собой плоскостями. Но нужно сделать это таким образом, чтобы придать крылу некоторую форму. В идеале вот такую
Но фактически получится немного иначе. Совсем не так. На чертеже указана вспомогательная линия на крыльях, куда нужно вклеить оконный штапик. Эта линия находится приблизительно на границе первой трети в передней части крыла. Получается что-то вроде сэндвича, немного несимметричного. Теперь верхнюю и нижнюю часть промазываем клеем и кладем под пресс. Я отдельными грузами утяжелил переднюю часть, и отдельно - заднюю, всё получилось очень хорошо. За счёт штапика получается горб в передней части крыла, как на чертеже.
Хвост собирается довольно просто. Склеиваются детали киля и стабилизатора, вырезаются по линиям пазы, детали вставляются друг в друга и проклеиваются. В идеале - перпендикулярно.
В качестве завершения первой части расскажу, пожалуй, о петлях. Они нужны для крепления элеронов к крылу и руля высоты к стабилизатору хвоста. Всего достаточно шести петель: по две на каждый элерон и пару - на стабилизатор. Подвижные части крыльев и хвоста должны быть приклеены таким образом, чтобы у них был свободный ход вверх и вниз. Кроме того не должно быть перекосов, чего можно добиться, проследив, чтобы зазоры между крылом и элеронами (а также стабилизатором и рулем высоты) были одинаковыми. Если вклеить петли правильно, ровно и аккуратно, то всё получится само собой. В статье, которую я нашел в интернете, петли вклеивались на этапе склейки двух половин деталей. В этом случае было очень трудно уследить за тем, чтобы зазоры не "поплыли", петли стояли ровно и, самое главное, было трудно не переборщить с клеем и не залить подвижные части петель. Поэтому я сделал немного иначе. Я дождался пока две детали склеятся, затем делал прорези между слоями и, обмазав петли клеем, вставлял их в прорези в элероне. Ждал пока петля схватится, потом повторял эту процедуру с другой стороны уже в крыле. Всё то же самое проделал и с рулём высоты. Это позволяет очень точно выдерживать все зазоры и параллельность линий. Вот такой небольшой нюанс напоследок.