Сверхмалая авиация. ЛМ-19 из потолочной плитки (Часть 1).

В детстве я никогда не интересовался авиамоделизмом, не посещал соответствующие кружки. Радиоуправляемые игрушки тоже были большой редкостью, и до недавнего времени я, честно признаться, ни разу самолетами не управлял и, уж тем более, их не собирал. Но как-то в интернете наткнулся на интересную статью о склейке авиамоделей из потолочной плитки и решил попробовать склеить что-то сам. Начать решил, наверное, с самой простой модели, хотя об этом трудно судить, сравнивать мне не с чем.

Итак, ЛМ-19.

Для начала находим в интернете и распечатываем чертежи модели в натуральную величину. Их очень много, поэтому трудностей возникнуть не должно. Теперь крепим распечатанные чертежи на поверхности потолочной плитки. Крепим скотчем, в нескольких местах и крепко, чтобы в процессе вырезания ничего не сдвинулось. В зависимости от размеров модели, возможно, придется склеить несколько плиток стык в стык, чтобы детали поместились. Далее аккуратно вырезаем детали канцелярским ножом. Здесь важно не спешить. Чем ровнее они получатся, тем меньше проблем будет со сборкой модели. Вспомогательные линии переносим с чертежей на детали, некоторые пригодятся, например, при склеивании крыла, другие при вырезании элеронов и руля высоты.

Вырезанные детали
Вырезанные детали

В результате должен получится вот такой набор. Начинаем собирать. Все детали представлены на чертеже дважды и попарно между собой склеиваются. Это сделано для придания модели прочности. Но и не только. Например склеиваемая на фотографии одна из стенок фюзеляжа состоит из двух частей разного размера, таких, что при склейке по всему периметру стенки получается паз. В этот паз дальше будут вкладываться верхняя и нижняя часть обшивки и склеивать их будет гораздо удобнее.

После склейки обеих стенок, прорезаем отверстия для крепления моторамы и собираем ее саму.

Моторама и стенки в сборе
Моторама и стенки в сборе

Кроме пенопластовых деталей моторамы опять же для прочности вырезается по ее размерам кусок из твердого пластика или текстолита. На фотографии очень хорошо его видно. В нем высверливаются отверстия под крепеж и выводы двигателя, и затем моторама собирается.

Вид со стороны. Хорошо виден верхний паз в стенках.
Вид со стороны. Хорошо виден верхний паз в стенках.

Отверстия в боковых стенках под мотораму заливаются клеем. Кстати, я забыл о нем рассказать. В интернете предлагают склеивать модели клеем "Титан", либо с помощью термопистолета термоклеем. При склеивании вторым способом лично у меня несколько раз плитка подплавилась. Это, конечно, было некритично, но где-нибудь на крыле смотрелось бы очень некрасиво. А вот "Титан" в магазине не было, и поэтому я купил какой-то самый простой плиточный клей. Получилось всё довольно прочно, и особых проблем у меня не возникло .

Однако же, вернемся к нашей конструкции.

Вот он, кстати, и клей.
Вот он, кстати, и клей.

Приклеиваем низ. Промазываем стыки, вкладываем в пазы и крепим скотчем. Кстати, на фотографии в середине фюзеляжа очень хорошо заметны следы склеивания между собой стык-в-стык плиток.

Фюзеляж в сборе
Фюзеляж в сборе

В принципе можно сразу же клеить и верхнюю часть фюзеляжа, но есть один нюанс. Хорошо бы на этом этапе прокинуть три провода через всю его длину. Можно закрепить их спереди за мотораму или выводы мотора и протащить через весь фюзеляж. Потом клеим верхнюю часть и обматываем всё скотчем. Можно оставить на ночь, чтобы всё схватилось намертво.

Собираем крылья и хвостовое оперение модели. К огромному сожалению фотографий сборки крыла у меня нет. Но суть этого процесса не очень сложна. У нас есть четыре детали. Верх и низ правого крыла и верх и низ левого. На каждом из них нарисованы вспомогательные линии под элероны. Вырезаем их.

Вот на этой фотографии очень хорошо видны четыре детали крыльев с вырезанными элеронами. Два элерона лежат прямо перед крылом.
Вот на этой фотографии очень хорошо видны четыре детали крыльев с вырезанными элеронами. Два элерона лежат прямо перед крылом.

Дальше склеиваем стык-в-стык нижние части правого и левого крыла. То же самое делаем с верхними частями. В результате получаются две одинаковые новые детали (каждая представляет из себя склеенное между по стыку собой правое и левое крыло). Теперь нужно склеить их между собой плоскостями. Но нужно сделать это таким образом, чтобы придать крылу некоторую форму. В идеале вот такую

Форма крыла в разрезе
Форма крыла в разрезе

Но фактически получится немного иначе. Совсем не так. На чертеже указана вспомогательная линия на крыльях, куда нужно вклеить оконный штапик. Эта линия находится приблизительно на границе первой трети в передней части крыла. Получается что-то вроде сэндвича, немного несимметричного. Теперь верхнюю и нижнюю часть промазываем клеем и кладем под пресс. Я отдельными грузами утяжелил переднюю часть, и отдельно - заднюю, всё получилось очень хорошо. За счёт штапика получается горб в передней части крыла, как на чертеже.

Хвостовое оперение. Собранное, но не склеенное. И без руля высоты.
Хвостовое оперение. Собранное, но не склеенное. И без руля высоты.

Хвост собирается довольно просто. Склеиваются детали киля и стабилизатора, вырезаются по линиям пазы, детали вставляются друг в друга и проклеиваются. В идеале - перпендикулярно.

В качестве завершения первой части расскажу, пожалуй, о петлях. Они нужны для крепления элеронов к крылу и руля высоты к стабилизатору хвоста. Всего достаточно шести петель: по две на каждый элерон и пару - на стабилизатор. Подвижные части крыльев и хвоста должны быть приклеены таким образом, чтобы у них был свободный ход вверх и вниз. Кроме того не должно быть перекосов, чего можно добиться, проследив, чтобы зазоры между крылом и элеронами (а также стабилизатором и рулем высоты) были одинаковыми. Если вклеить петли правильно, ровно и аккуратно, то всё получится само собой. В статье, которую я нашел в интернете, петли вклеивались на этапе склейки двух половин деталей. В этом случае было очень трудно уследить за тем, чтобы зазоры не "поплыли", петли стояли ровно и, самое главное, было трудно не переборщить с клеем и не залить подвижные части петель. Поэтому я сделал немного иначе. Я дождался пока две детали склеятся, затем делал прорези между слоями и, обмазав петли клеем, вставлял их в прорези в элероне. Ждал пока петля схватится, потом повторял эту процедуру с другой стороны уже в крыле. Всё то же самое проделал и с рулём высоты. Это позволяет очень точно выдерживать все зазоры и параллельность линий. Вот такой небольшой нюанс напоследок.

Wild NovgorodСамоделки, ремонт техники, электроника
29 подписчиков