Странно. Новый Год, каникулы, а мне вспомнилась история из поздней осени 1996 года.
Лихие 90-е. В стране все вверх дном.
Летом отгремела выборная компания “Голосуй, а то проиграешь” с гастрольными турами вечно пьяного Ельцина по всей стране.
По ТВ Явлинские, Немцовы, Чубайсы и прочие Хакамады вещают о том, что шоковая экономика не достаточно шоковая, недостаточно рыночная.
Я в декретном отпуске. Старшему ребенку 4 года, младшему 2.
Подрабатываю в риэлтерской компании на сдаче жилья в аренду. Подрабатываю не потому, что некуда силы и время девать, а потому что дети элементарно хотят есть. Детского пособия на двоих детей в размере 86 (или 89 не помню точно) рублей, хватало только на то, чтобы купить одно яблоко.
Жутко устаю. Потому что все время, между занятиями с детьми и деланьем домашней работы, любую свободную минуту посвящаю обзвону базы данных. Показывать квартиры бегаю, когда дети днем спят. Или поздно вечером иду показывать, когда оставляю мужа с детьми. И оставлять детей одних, и самой ходить поздно вечером по темным подъездам - страшно.
Ноябрь. Тот самый момент, когда начинает ложиться снег, но еще не лег. Грязно, сыро, промозгло, темно. Мужу задержали зарплату. У меня уже нет сделок с конца августа. Все срывается, то квартира не подходит, то хозяевам кандидат в арендаторы не нравится. Времени и энергии на все телефонные переговоры уходит море, толку ноль.
У меня на руках остаток от денег, полученных в августе, их хватит на булку хлеба и литр молока, и детские - на одно яблоко.
И вот, о чудо! Удается соединить желающего сдать квартиру и желающего ее снять! Договариваемся о времени встречи. Бегу пешком, чтобы не опоздать, чтобы ни копейки не потратить на автобус. Прихожу, мокну, мерзну, жду. Сначала пришла хозяйка квартиры. Через некоторое время пришел клиент. Посмотрел, все обговорили, сели писать договор аренды. Бланки с собой, заранее подготовленные. Пишу, а сама внутри вся подпрыгиваю, ведь дети одни дома. А писать долго, пока все запишешь, пока опись сделаешь того, что хозяйка в квартире оставляет.
Наконец-то все записано, подписи поставлены. Арендатор рассчитывается с хозяйкой, а со мной нет.
-Вам, бездельникам, не за что платить, подумаешь, по телефону поговорила, да и договор ваш мне не нужен, подумаешь, время на меня потратила, я об этом не просил!
Он выпихивает меня из квартиры, захлопывает перед моим носом дверь. Хорошо, я хоть сумку свою из рук не выпускала и одетая была. Иначе, наверное, так бы и выпнул за дверь, босиком и без вещей.
Бегу домой, плачу. Хорошо, что мокрый снег бьет в лицо и не понятно, что у меня по лицу текут слезы. Прибежала под дверь, прислушалась, вроде тихо. Нужно успокоиться, перестать плакать, чтобы детей не напугать.
Тут открывается дверь в подъезд, и заходят соседи. Они только что с рыбалки. И отдают мне рыбину, просто потому, что поймали сегодня много и ее некуда складывать. И за эту рыбину я им и по сей день безмерно благодарна.