Найти тему
Смотри в себя

Почему мы празднуем Рождество 7-го января? Объясняет Алексей Осипов

Каждый раз накануне Нового года в православной среде начинаются разговоры про старый стиль. Что это неудобно — праздновать Рождество после Нового года. Что Новый год во время поста — это так тяжело, когда все гости за столом едят всё подряд, а ты... Что весь мир давно перешёл на новый стиль, а мы продолжаем праздновать по-старому... На эти вопросы ответил богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Я помню, как в старые времена, когда был поднят вопрос о Всеправославном соборе, был составлен большой перечень вопросов, которые необходимо было обсудить. И вопрос, который касался календаря, там тоже был.

После этого были неоднократные официальные обращения Римского престола и Всемирного совета церквей о том, чтобы все христиане праздновали такие важнейшие праздники, как Рождество Христово и Воскресение Христово (Пасха), в один день. Это были хорошие предложения. И сами по себе они не несли в себе ничего отрицательного.

Эта тема обсуждалась самым тщательным образом… В СССР в своё время была создана специальная комиссия, которую возглавлял старейший член Синода — митрополит Никодим (Ротов). И этот вопрос рассматривался очень серьёзно. Многие эксперты выступали с докладами.

Вывод получился следующим: изменения даты праздника не имеет никакого значения для духовной жизни людей и вероучения. Однако, обязательно следует учесть, понятие «традиции» для нашего народа.

Ведь русские православные люди уже однажды столкнулись с очень тяжёлым событием, когда по причине невнимательности к взглядам и убеждениям людей была проведена реформа патриарха Никона в семнадцатом веке.

Как вы знаете, церковная реформа привела тогда к тяжелейшему расколу русского общества, с последствиями которого мы сталкиваемся по сей день. Поэтому устраивать тогда что-то подобное было бы верхом безумия.

Члены комиссии тогда пришли к выводу, что ни в коем случае нельзя вносить это изменение в России. Возможен очередной раскол, который не повлечёт за собой ничего хорошего. Хотя во многих православных церквях изменения были приняты достаточно спокойно.

Я помню, как наша синодальная комиссия отказала в этой просьбе Ватикану и Всемирному совету церквей. Хотя, повторюсь, здесь не было ничего противоречащего православному христианству.

Мне вспоминается, как в древней церкви существовал только один праздник — Богоявление. Потом этот праздник разделили на два отдельных — Рождество Христово и Крещение Господне... с промежутком в двенадцать дней. Не было ни раскола, ни возмущений... Хотя вообще подобные изменения очень рискованны.

И хотя этот вопрос вновь поставлен на повестку дня будущего Всеправославного собора, я сомневаюсь, что согласие будет достигнуто.

Я понимаю, что очень многих людей беспокоит, почему Рождество отмечается до Нового года. Я понимаю, что изменение стиля многим людям облегчило бы жизнь. Ведь они не могут отпраздновать Новый год «как следует». Думаю, вы понимаете, что в данном случае означают слова «как следует».

Об этом блестяще писал преподобный Иоанн Лествичник, который назвал своё 14-е слово в книге «Лествица» так: «О любезном для всех и лукавом владыке чреве».

Вся суть именно в этом. За новогодним столом людям хочется хорошо покушать. Но, согласитесь, Новый год ведь можно встретить и более сдержанно. Почему обязательно надо встречать мясом? Почему обязательно надо встречать водкой?

Ну, пожалуйста, никто не запрещает вам выпить шампанское. Покушайте фрукты, орешки… Можете даже рыбу поесть.

Ну, хорошо, съешьте то, чем вас угощают те, кто вас пригласил к себе в гости. Съешьте, но только объедаться не надо. Воздержитесь хоть немножко.

Зато Новый год хотя бы христиане не превратят в разгул.

Здесь мы видим некую промыслительность церковной жизни, на самом деле. Но нельзя же только ради того, чтобы разговеться, менять всё на свете, в том числе и наш календарь.

На самом деле, суть не в стилях, а в отношении человека к церковным правилам, церковным установлениям, церковной жизни... А что касается «любезного для всех и лукавом владыки чреве», тот тут можно и потерпеть немножко. Это не так страшно. Правда ведь?

В этом тоже, кстати, выявляется готовность христианина смиряться. Надо же хоть чуть-чуть смириться.

Ещё статья: Как православному встретить Новый год? Объясняют священники.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие молитва

алексей ильич осипов молитвабогу господьбог промыслбожий