Как объяснила наша экскурсовод, ни один посетитель музея не сможет миновать трёх величайших шедевров Лувра, трёх великих женщин: гармоничную Венеру Милосскую, величественную Нику Самофракийскую и таинственную Мону Лизу - Джоконду. Вам обязательно нужно с ними познакомиться - сказала она и повела нас по залам.
Первая - Венера Милосская - Афродита с острова Милос, знаменитая древнегреческая скульптура, созданная между 130 и 100 годами до нашей эры. Была приобретена в 1821 году, выставлена в специально подготовленной для неё галерее на первом этаже Лувра, и её можно обойти со всех сторон и рассмотреть. Выглядит отлично со всех сторон, крепкая дама, тренированная. Высота скульптуры - 2,02 м. Пропорции в пересчёте на рост богини 164 см составляют: объем груди - 86 см, объем талии - 69 см, объем бедер - 93 см. Тихо примеряем на себя.
Скульптура была найдена в 1820 году на острове Милос в Эгейском море крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в поле. Тогда она была ещё с руками. Крестьяне рассказывали, что правой рукой она придерживала одежду, спадающую с бедер широкими складками, а в согнутой левой руке держала яблоко. В те времена был спрос на античные статуи, за найденные скульптуры и их части приезжие иностранцы хорошо платили. По поводу находки возник конфликт между французами и турками, французы хотели выкупить и увезти статую к себе в страну, а турки, владельцы острова, желали оставить её у себя. Дошло до драки, французы победили, но статую разбили, и некоторые части были утрачены. Позже при реставрации выяснилось, что статуя изначально была сборной, состояла из кусков, и её можно было собирать и разбирать. Это было связано с белым мрамором высокого качества, из которого она была изготовлена, и который не образовывал больших монолитов. Его куски не превышали метра, и именно из таких кусков и собрана статуя Венеры Милосской. По поводу авторства были варианты, но в настоящее время скульптура считается произведением неизвестного автора.
Вторая - Ника Самофракийская - древнегреческая мраморная скульптура крылатой богини победы Ники¸ высота которой составляет 3,28 м. Автор неизвестен. Скульптура найдена на острове Самотраки в апреле 1863 года. Нашел её французский консул Шарль Шампуазо, и в том же году скульптура была отправлена во Францию. Руки и голова статуи были утеряны, статуя заново создавалась из отдельных фрагментов, и только через двадцать лет она впервые была выставлена в Лувре.
Статую воздвигли в честь победы в морском сражении. Её пьедестал изображает нос боевого корабля. Скульптура производит впечатление мощи и силы, даже в таком сильно усечённом виде. Вблизи поражает величественность фигуры, её устремление вперёд, детали складок одежды, удивительным образом передаётся даже ощущение ветра с моря. И представляется, как бы она была великолепна, если бы сохранилась вся. Установлена скульптура на повороте лестницы, видно её издалека, и постепенно приближаешься, и поднимаешься наверх по широкой лестнице, и она всё ближе, и чем ближе, тем сильнее ощущаешь, какая же она грандиозная. Если честно, то мне бы хотелось, чтобы она всё-таки была бы похожа на женскую сильную фигуру, а не на кусок камня без головы и рук. Пусть бы и воссозданная.
Третья - Мона Лиза, она же Джоконда. К ней мы проходим сложный путь через очень интересные залы итальянской живописи от 13 к 17 веку, рассматривая боттичеллевскую Мадонну с младенцем, знаменитый Мужской портрет Беллини, флорентийскую школу живописи Возрождения с пятью мастерами. По мере приближения к цели народу всё прибывает, и вот уже в тесной толпе нас выносит в зал к отгороженному от общего зала тёмному портрету среднего размера на отдельной стене. Потемнел портрет от времени, как и другие работы Леонардо да Винчи. Размер картины: 76,8х53 см. Картина расположена за стеклом, поэтому снимки получаются смазанные и мутные. Фотографировать можно везде.
Картина создавалась во Флоренции в течение двух лет, с 1503 по 1505 годы. В некоторых источниках - в течение четырёх лет. Это портрет Моны Лизы Герардини, вышедшей замуж в 1495 году за флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо, отсюда и название картины - Джоконда. Полное название картины - Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Джокондо - фамилия мужа, а мона - это не имя, а обращение: по-итальянски mia donna - моя госпожа или сокращённо mona. Художник питал большую привязанность к этой своей работе. Он взял портрет с собой, когда по приглашению Франциска Первого в 1516 году он приехал жить во Францию недалеко от замка Амбуаз и поселился в замке Клу, где и умер три года спустя. Предполагают, что он был влюблён в эту женщину.
На лице Моны Лизы полностью отсутствуют брови, от чего лоб кажется выше. Это следы моды того времени, периода кватроченто, так называют раннее Возрождение. Тогда женщины выбривали себе брови и волосы на верхушке лба, что считалось красивым. Иногда даже выдирали ресницы. Лицо должно было быть чистым, без растительности и с высоким лбом. На многих средневековых портретах можно видеть такие безбровые лица без ресниц с голыми глазами, чем-то напоминающие инопланетян. В 15 веке брови удаляли, пытаясь увеличить размер лба, и даже втирали в брови масло грецкого ореха, чтобы они переставали расти. В 17 веке опомнились и брови стали рисовать или даже вырезать из шкурок животных. В 20 веке, помните: «колоссальное значение сейчас приобретают брови». А в 21 веке брови стали носить такого размера и такой яркости, что за ними и лица не видно. Каждому времени своя красота.
Есть и другая версия по поводу бровей Моны Лизы. Предполагалось, что брови исчезли из-за попыток поддержать картину в хорошем состоянии при французском дворе. Картину мыли, чистили, реставрировали не очень удачно, вот брови и стёрлись. В любом случае ценность картины при этом не утрачивается, и картина является шедевром великого мастера эпохи Возрождения.
Все представленные фото делала сама, поэтому качество вот такое. В Лувре была три раза, захотелось рассказать, много интересного узнаёшь в поездках, и всё это так и оседает, и потом постепенно забывается.
Всем спасибо!