В ночь, когда вся страна празднует Новый год, слушает послание президента, а потом под бой кремлевских курантов загадывает желание и приступает к праздничному застолью, в Серафимо-Дивеевском монастыре села Дивеево Нижегородской области уже лет 15 подряд проводится литургия.
Она не праздничная и не связана с празднованием мирянами Нового года, так как не наступило Рождество Христово - главное событие года, а значит не наступил еще и Новый год.
В православии, да и во всем христианском мире, Новый год празднуется после Рождества Христова - постфактум на 8 день после Рождества: в праздник Обрезания Господня, когда Иисус Христос получил свое имя. Этот день и является Новым годом.
В католическом мире Рождество приходится на 25 декабря, а Новый год - на 1 января. У нас же, после введения в 1700 году императором Петром I Юлианского календаря, когда Новый год начал отмечаться 1 января, произошла путаница - Новый год стал праздноваться раньше Рождества на целых 7 дней. Понятное дело, Петр - сторонник европеизации, не сильно переживал по этому поводу, точнее, совсем не переживал, но он, вольно или невольно, принес раздрай в православное общество, плоды которого мы пожинаем по сей день. Не говоря уже о том, что в XX веке произошла новая куча-мала: в 1918 году большевики перевели страну на григорианский календарь, однако русская церковь отказалась его принять и сохранила юлианский стиль.
С тех пор так и повелось: миряне, среди которых большинство крещенные, но невоцерковленные православные христиане, празднуют Новый год в ночь на 1 января, в разгар Рождественского поста, а православные воцерковленные христиане - 14 января в день Обрезания Господня.
Так почему новогодней ночью в Дивеево проводится литургия? Если Новый год в России должен по идее отмечаться 14 января, когда наступает праздник Обрезания Господня?
Ответ находится на поверхности: она проводится для того, чтобы славить и благодарить Бога, чтобы собрать православных христиан в монастыре, объединить их в единой молитве и соединить с Господом в таинстве Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой. От светского Нового года никуда не денешься, и раз есть ситуация, которую нельзя избежать, то можно просто взглянуть на нее иначе.
"Спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся", - любил повторять батюшка Серафим Саровский к обращающимся к нему за помощью людям.
Так и Серафимо-Дивеевский монастырь, следуя завету батюшки Серафима, окормляющего обитель, начал "с себя" и стал служить литургии в ночь, когда еще не родился Христос и не завершился Рождественский пост. Тысячи православных христиан из Дивеева и паломников со всей России получили возможность причаститься в ночь, когда вся остальная страна празднует Новый год. Это так прекрасно! Слава Богу за все!
Вы ведь понимаете, что такое ночная литургия? На Рождество, Крещение, Воскресение Господне все храмы нашей матушки-Руси служат ночные службы. Они особенные. Есть в них нечто притягательное, непередаваемое словами, торжественное.
И такая литургия проводится в монастыре в ночь с 31 декабря на 1 января. И именно ради нее мы с девятилетней дочкой поехали в Серафимо-Дивеевский монастырь (предыстория здесь).
Ночная литургия состоялась в Преображенском соборе обители. Людей было много - яблоку негде упасть. Они формально разделились на две группы: причастники заняли левую половину храма, где должна была проходить частная исповедь, а все остальные православные облюбовали центр и правую половину собора. Мы с дочкой сразу отправились в левую половину Преображенского собора, так как обе впервые в жизни в Новый год собирались участвовать в Евхаристии и соединиться с Христом. Для нас это было целым событием. Радостным и захватывающим одновременно.
Литургия началась ровно в полночь, то есть в момент наступления в стране Нового 2022 года. Исповедь у причастников священники начали принимать немного загодя: в 23:45, так как причастников было очень много, впрочем для Дивеево это не удивительно: сколько я не приезжаю в обитель, в ней всегда причащается большинство стоящих на литургии людей. Если почти не все. Уж такое место благодатное - никого равнодушным не оставит и к Богу приведет...