Юрий Быков – молодой, но уже довольно известный отечественный режиссер, снимающий остросоциальное кино. Пожалуй, один из немногих, современных мастеров, чьими работами можно гордиться.
За творчеством этого режиссера я с интересом наблюдаю еще со времен его короткометражки «Начальник», где на дачу к офицеру спецслужб вломились грабители. Угрожая капитану и его семье, молодчики потребовали денег. Но парни явно просчитались. Офицер не думал с ними шутить. Но вместо того, чтобы передать в руки правосудия, разобрался с ними по-своему. Всякий раз, когда я пересматриваю эту короткометражку, у меня учащается сердцебиение. Ситуация показана максимально остро и реалистично. И все время не дает покоя вопрос: а как бы я сам поступил на месте этого капитана.
С тех пор в каждом своем фильме режиссер задает героям неприятные вопросы и переадресует их зрителям. Дебютный полнометражный фильм «Жить» я до сих пор считаю самым показательным в этом отношении и самым лучшим в портфолио Юрия Быкова. Режиссер снял жесткую философскую драму. И мастерски упаковал ее в жанр роуд-муви, столкнув лбами два разных характера и два полярных взгляда на жизнь.
С одной стороны – обычный, ничем не примечательный мужичок, собравшийся на охоту (Владислав Толдыков). Семьянин, у которого «дома дети, жена драники жарит, завтра к теще на дачу крышу крыть». С другой – молодой парень, настоящий боец (Денис Шведов). Полная противоположность первому. И вот двух таких разных людей жизнь сводит на опушке леса. Один вышел поохотиться на перепела. Второй убегает от троих вооруженных преследователей, невольно увлекая за собой первого. Обоим предстоит уйти от погони.
Начинается борьба за выживание. Динамизм повествования не дает заскучать. Но интересна не столько сама погоня, сколько диалоги героев. Пытаясь уйти от преследователей, герои начинают спорить и размышлять. Рассуждают о Боге, религии, семье, власти. Каждый – отстаивает свои ценности. «Родился с зубами – живи хищником», – такова нехитрая философия молодого бойца. Не идти же ему поваром в столовке париться или на завод гайки крутить, резонно рассуждает он.
Существование Высшей силы он отрицает. Мол, придумали овцы, чтобы волков стыдить. Интересно, что сам он при этом страдает эпилепсией, которая по древним поверьям считается недугом «блаженных, мудрецов и пророков». Главное, что должны решить оба героя – какова цена жизни. Какой ценой ты готов жить? На этот вопрос каждый из героев ответит по-своему.
Фильм завораживает своей атмосферой, шикарными осенними пейзажами. Кино наполнено скрытыми смыслами, философией, оно не такое простое, каким кажется. И вот, что любопытно. По ходу повествования происходит нравственное перерождение персонажей. Охотник, много рассуждающий о морали и духовных ценностях, в решающую минуту судорожно хватается за жизнь. Забыв и про религию и про все остальное. Мол, он здесь вообще не причем, и это не его разборка. Он жить хочет.
Боец же, не задумываясь, спасает ближнего своего – по сути, совершенно чужого для него человека. И ведет себя очень достойно, по-мужски. Хотя категорически отрицал любую мораль. А ведь у него тоже есть семья – жена и две дочки. И даже преследователи придерживаются определенного кодекса чести. При этом давно потеряли морально-нравственный облик. В чем и признается главный из них: «Не люди мы – черти», – говорит он с мрачной обреченностью.
Все это приводит к драматической, бьющей наотмашь развязке. Кто видел фильм, тот понимает, о чем я. Кто не видел – рекомендую обязательно посмотреть. Я не осуждаю пожилого охотника. Кто знает, как бы я сам поступил в такой экстремальной ситуации. Как говорил герой Дениса Шведова, «все мы – люди». Но как поведем себя за чертой? У меня нет ответа на этот вопрос.
Друзья, ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.
#кино #фильмы #юрий быков #денис шведов #боевики