9,2K подписчиков

Санкт-Петербург. История сокровищ нации.

10K прочитали

В истории Европы трудно найти пример столь масштабной и циничной распродажи экспроприированных ценностей, которую проводила молодая советская Россия. Большевикам досталось внушительное наследство. Но значительную часть его они просто разбазарили. О том, как сортировали драгоценности и определяли судьбу сокровищ мирового значения, сохранились интересные свидетельства, которые находятся в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории).

Букет "Жимолость". Горный хрусталь, белый и зелёный нефриты, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов
Букет "Жимолость". Горный хрусталь, белый и зелёный нефриты, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов

Справка: Гохран -«Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации». Год основания – 1920.

Первую попытку продать драгоценности Романовых большевики предприняли в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с драгоценностями (стоимостью в 350 тысяч рублей), принадлежавшими дочери Александра III - Ольге.

В следующем году в Москве состоялся учредительный конгресс III Коммунистического Интернационала. С этого времени агенты Коминтерна регулярно вывозили из Москвы золотые ювелирные изделия и драгоценные камни. У себя в странах они должны были их продать, а полученные деньги потратить на местные компартии и подпольную работу. Сначала контроль за агентами практически не осуществлялся, поэтому украдено было гораздо больше, нежели потрачено на подготовку мировой революции.

Букет "Вьюнок". Горный хрусталь, зелёный нефрит, орлец, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1999 год. Фото: В. Кононов
Букет "Вьюнок". Горный хрусталь, зелёный нефрит, орлец, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1999 год. Фото: В. Кононов

Дабы пресечь «беспредел», в феврале 1920 года «для централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей, состоящих из золота, платины, серебра в слитках и изделий без них, бриллиантов, цветных драгоценных камней и жемчуга» был создан Гохран.

Голод, начавшийся летом 1921 года, заставил большевиков искать средства на закупку хлеба. К тому же следовало расплатиться с Польшей. Согласно Рижскому мирному договору 1921 года Польше отходили западные земли Украины и Белоруссии, помимо этого большевики обязались в годичный срок выплатить Польше 30 миллионов золотых рублей.

Пасхальное яйцо "Музыка природы". Горный хрусталь, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1998 год. Фото: В. Кононов
Пасхальное яйцо "Музыка природы". Горный хрусталь, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1998 год. Фото: В. Кононов

Тут и вспомнили о коронных драгоценностях, которые хранились в подвалах Оружейной палаты, они были вывезены сюда из столицы еще в начале Первой мировой войны, без описей, а в 1917 году к ним добавились драгоценности из «царских дворцов».

Справка: Коронные ценности было запрещено дарить, менять или продавать еще указом Петра I, изданным в 1719 году! И в течение почти 200 лет царская сокровищница только пополнялась.

Теперь указы самодержца никого не волновали. И Политбюро ЦК ВКП(б) наметило программу реализации так называемых «романовских» драгоценностей. Сначала большевики планировали лишь заложить сокровища, но в конечном итоге драгоценности решили распродавать за рубежом. Прежде чем заниматься сбытом, следовало рассортировать и оценить сокровища. А в Гохране специалистов не хватало.

Пасхальное яйцо "Летний сад". Льдистый кварц, янтарь, серебро, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1996 год. Фото: В. Кононов
Пасхальное яйцо "Летний сад". Льдистый кварц, янтарь, серебро, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1996 год. Фото: В. Кононов

Еще в 1921 году обнаружили хищения, трех оценщиков расстреляли, многих посадили. Поэтому заместитель наркома финансов Краснощеков в Петрограде договорился с экспертами и ювелирами Фаберже, Францем, Котлером, Масеевым, Меховым, Уткиным, Боком. И те приступили к работе в Гохране. Начали с драгоценностей Романовых.

Осенью 1922 года в Оружейной Палате вскрыли ящики с имуществом «бывшей Царицы» (вдовствующей императрицы Марии Федоровны). Драгоценностями занимались две комиссии: первая в Оружейной палате разбирала сундуки и описывала вещи; вторая сортировала и оценивала их в Гохране.

Настольное украшение "Фотограф". Выполнено в технике блокировки. Кварцы, агаты, окаменелое дерево, нефрит, тигровый глаз, сапфир, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов
Настольное украшение "Фотограф". Выполнено в технике блокировки. Кварцы, агаты, окаменелое дерево, нефрит, тигровый глаз, сапфир, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов

«В теплых шубах с поднятыми воротниками идем мы по промерзшим помещениям Оружейной палаты, – вспоминал позже член комиссии академик Ферсман. – Вносят ящики, их пять, среди них тяжелый железный сундук, перевязанный, с большими сургучными печатями. Все цело. Опытный слесарь легко, без ключа открывает незатейливый, очень плохой замок. Внутри - в спешке завернутые в папиросную бумагу драгоценности бывшего русского двора. Леденеющими от холода руками вынимаем мы один сверкающий самоцвет за другим. Нигде нет описей, не видно никакого порядка».

Приглашенные на следующий день Котлер и Франц («ювелиры серьезные», как отметит Троцкий) заявили, что «если бы нашелся покупатель, который бы смог покупать эти ценности, как вещи, то оценка в 458700000 золотых рублей».

Трость "Шут на одуванчике". Горный хрусталь, серебро, эмаль, сапфиры, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов
Трость "Шут на одуванчике". Горный хрусталь, серебро, эмаль, сапфиры, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов

Это помимо коронационных сокровищ, те лежали в отдельных двух ящиках и оценивались «… в 7 с лишним миллионов рублей». Причем осматривались драгоценности очень быстро, в течение полутора часов и без детального определения качества камней, что могло удорожить коллекции кратно!

На вопрос большевиков, сколько примерно будут стоить самоцветы, если их продавать как отдельный товар (опасались скандала в Европе, который мог возникнуть в связи с распродажей коронных драгоценностей) эксперты назвали сумму в 162 миллиона 625 тысяч золотых червонцев.

Справка: Совнарком декретом от 11 октября 1922 г. постановил предоставить Госбанку право выпуска банковских билетов в золотом исчислении достоинством в 1, 2, 3, 5 и 10 червонцев. А декретом Совнаркома от 26 октября 1922 г. Народному комиссариату финансов было поручено «приступить к чеканке золотой монеты, именуемой червонцем».
В декрете указаны: содержание чистого золота в монете (1 золотник 78,24 доли, или 7,74234 г), его проба (900 частей чистого золота.)
Букет "Чёрная красавица". Горный хрусталь, зелёный нефрит, обсидиан, серебро. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1998 год. Фото: В. Кононов
Букет "Чёрная красавица". Горный хрусталь, зелёный нефрит, обсидиан, серебро. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1998 год. Фото: В. Кононов

Советский червонец имел массу и пробу, как царская 10-рублевая монета. Это было необходимо, чтобы советский червонец мог быть принят для заграничных платежей. Червонец чеканился только в 1923 г. (не считая пробных монет). На его аверсе (лицевой стороне) изображен герб РСФСР и лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», на реверсе — крестьянин-сеятель на фоне завода и надпись «один червонец».
Выпуск в обращение червонцев стабилизировал рубль, который через некоторое время был переведён на золотой курс как 1/10 червонца. Примерно в это же время были выпущены в обращение серебряные рубли.

Члены комиссии пришли в радостное изумление. Изумляться было чему. Поистине прекрасные драгоценности принадлежали дому Романовых... К примеру, колье бриллиантовое с сапфиром стоило 3 миллиона рублей, бриллиантовые подвески 5 миллионов. Суммы впечатляют. Особенно если учесть, сколько эти сокровища стоят сейчас. Так, пасхальное яйцо «Ландыши», которое в 1898 году Николай II подарил супруге, стоило 6700 рублей. А в 2003 году на аукционе «Сотби» его собирались выставить за 12 миллионов долларов.

Пасхальное яйцо "Ландыши". Работа мастерской Карла Фаберже. Фотография из открытых источников в интернете.
Пасхальное яйцо "Ландыши". Работа мастерской Карла Фаберже. Фотография из открытых источников в интернете.

В ящиках из дворца Марии Федоровны, помимо драгоценностей вдовствующей императрицы, хранились редкостные произведения ювелирного искусства. Лишь отдельные вещи позже попали в советские музеи, а остальные по дешевке распродали.

К середине мая 1923 года в Гохране сортировка и оценка драгоценностей короны, императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны была завершена. Вещи «бывшего Романовского дома» разделили на три категории, учитывая в первую очередь ценность камней и их подбор, художественность работы и историческое значение изделия.

Букет "Рябина". Горный хрусталь, зелёный нефрит, агат, янтарь, эмаль, серебро золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов
Букет "Рябина". Горный хрусталь, зелёный нефрит, агат, янтарь, эмаль, серебро золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов

В первую категорию – неприкосновенный фонд – вошли 366 предметов, оцененные в 654 935 000 рублей, из них украшенные отборными бриллиантами и жемчугом коронационные регалии стоили 375 миллионов. Как докладывал Льву Троцкому заместитель особоуполномоченного СНК (Совет Народных Комиссаров) по учету и сосредоточению ценностей республики Георгий Базилевич, «при залоге этих вещей за границей гарантировано получение 300.000.000 рублей».

Изделия второй категории, имевшие историческую и художественную ценность, оценили в 7 382 200 рублей; третьей категории («не имеющие особого значения») - в 285 524 рубля.

По окончании работы заместитель председателя Совнаркома и Совета Труда и Обороны Алексей Рыков поинтересовался у Фаберже и Ферсмана, можно ли реализовать коронационные ценности на заграничном рынке. Те ответили: возможно, хотя торопиться не следует. Но большевики торопились.

Букет "Клён". Горный хрусталь, янтарь, серебро, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1999 год. Фото: В. Кононов
Букет "Клён". Горный хрусталь, янтарь, серебро, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1999 год. Фото: В. Кононов

В 1922 году в Лондоне и Амстердаме изумруды из Гохрана продали под видом добытых на Урале. Через год в Амстердам привезли гохрановский жемчуг и бриллианты. И в дальнейшем большевики продолжали спокойно распродавать бриллианты и жемчуга из Гохрана, но уже в Париже.

Что же касается долга полякам, то и его погашать решили драгоценностями. Базилевич направил Троцкому докладную записку с грифом «Совершенно секретно», где представлял краткую спецификацию оценок ценностей бывшего «Романовского дома и ценностей, переданных Польше по Рижскому договору».

Апогеем работы экспертов Гохрана стало появление в 1925–1926 годах четырех выпусков иллюстрированного каталога «Алмазный фонд СССР». Издание было переведено на английский, французский и немецкий языки, с целью привлечения покупателей и распространялось в Европе.

Ароматница "Лев". Раух-топаз, золото, бриллианты, сапфир. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов
Ароматница "Лев". Раух-топаз, золото, бриллианты, сапфир. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов

В итоге один только «ценитель искусства» Норманн Вейс выкупил изделий из Алмазного фонда оптом, на вес – 9,644 килограмма! Шедевры русского ювелирного искусства обошлись ему всего в пятьдесят тысяч фунтов стерлингов!

В 1927 году оборотистый купец провел в Лондоне аукцион «Драгоценности государства Российского». С него «уплыли» брачная императорская корона, диадема из колосьев, драгоценности императрицы Екатерины II.

Пока в Лондоне продавали коронные драгоценности, заведующий Оружейной палатой Дмитрий Иванов (он также участвовал в каталогизации драгоценностей Романовых в 1922 году) умолял чиновников вернуть из Гохрана предметы музейного значения. Тщетно. В начале 1930 года стало известно о предстоящих изъятиях из музеев вещей для продажи за границей, а Иванов не выдержал - покончил жизнь самоубийством.

Шкатулка "Обезьяна на барабане". раух-топаз, эмаль, гильошированное серебро, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов
Шкатулка "Обезьяна на барабане". раух-топаз, эмаль, гильошированное серебро, золото, бриллианты. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов

В феврале 1933 года Оружейная палата была передана в подчинение комендатуре Кремля, отсюда «на основании словесного распоряжения» коменданта Петерсона были выданы три пасхальных яйца Фаберже.

В 1932 году царские сокровища можно было купить в американских универмагах Арманда Хаммера. Позже он открыл антикварный магазин, в котором продавались пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, иконы в ювелирных окладах Николая II и Александры Федоровны, портсигар Фаберже, сделанный по заказу Марии Федоровны, ее записную книжку с монограммой и короной. Из 773 предметов Алмазного фонда в 1920–1930-е годы было продано 569! Невероятно и очень грустно!

В августе 1917 года по распоряжению Временного правительства был отправлен в изгнание Николай Второй. Местом ссылки для свергнутого царя и его семьи был назначен сибирский город Тобольск. С собой Романовы взяли практически все фамильные драгоценности, которые, по ряду свидетельств, были упакованы в несколько сундуков.

Лоток "Белая кувшинка". Горный хрусталь, зелёный нефрит, жемчуг, серебро, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов
Лоток "Белая кувшинка". Горный хрусталь, зелёный нефрит, жемчуг, серебро, золото. Фотография публикуется впервые. Школа камнерезного искусства. Санкт-Петербург. 1997 год. Фото: В. Кононов

После гибели царской семьи в Екатеринбурге в июле 1918 года оказалось, что от огромной коллекции фамильных украшений почти ничего не осталось. Лишь бриллианты, зашитые в одежды великих княжон и царицы и несколько десятков небольших золотых вещей. Куда же исчезла большая часть царских сокровищ. Выяснилось, что большая часть фамильной коллекции не найдена до сих пор. Их поиски актуальны и сегодня!))

Спасибо, что нашли время прочесть этот материал.

#гохран #оружейная палата #фаберже #царские сокровища