38K подписчиков

Может быть мы зря ненавидим супергероев?

551 прочитал

Я знаю, что мой канал читают мужчины за сорок и они предпочитают научную фантастику, причем главным образом ту, которую прочитали в отрочестве и юности. Страгацкие, Беляев, Ефремов, Шекли, Азимов, Брэдбери. Торжество разума и гуманизм с философской подкладкой. А все эти новомодные штуки, а в особенности — фильмы про супергероев, которые они когда-то пытались смотреть, у них вызывают эмоции в диапазоне от иронии до ненависти.

И отчасти это оправдано. Чем именно — об этом я хотел бы написать ближе к финале. Но сначала я хотел бы задать вам один вопрос…

Супергерои. Ну, сами понимаете!..
Супергерои. Ну, сами понимаете!..

...Может быть мы просто постарели?

Мы привыкли находить в фантастике интеллектуальные вопросы и моральные вопросы, которые задавало себе человечество в середине, а то и в первой половине XX века. Вспомните — Беляев свои главные романа написал в 20-е и 30-е годы. Азимов и Брэдбери — это 60-е и 70-е. Как и Стругацкие, написавшие основные свои вещи в 60-е. За последовавшие десятилетия мир серьезно изменился: потерпели крах империи (одна из них — прямо у нас на глазах) и идеологические системы, появились принципиально новые явления, например, Интернет, который стал, может быть самым важным явлением конца XX — начала XXI века, что я вилось неожиданностью, поскольку наши любимые фантасты ждали самых важных прорывов от космонавтики, а не от информационных технологий.

Может быть те вопросы, которые мы считали принципиально важными просто устарели? Может быть любимая нами эстетика консервативного прогрессизма с этими мужественными звездолётчиками и самоотверженными учёными просто уходит с нашей эпохой и нам надо просто принять это?

В нашем сообществе «Фантастика сегодня» я задал вопрос своим товарищам — а видят ли они что-то хорошее в супергеройских фильмах? Ответ заставил меня задуматься. Вот о чём.

Супергерои. Всё еще они.
Супергерои. Всё еще они.

Миру нужны герои

Мир изменился. И герои должны соответствовать этому миру. Что дало им возможность стать главной темой в современной кинофантастике? Возможно, ответ лежит на поверхности: они обладают сверхчеловеческими возможностями. Возможно, что-то в окружающем мире незаметно подталкивает нас к мысли о том, что человек должен стать чем-то большем, чем просто человек?

Многочисленные разговоры об экстрасенсорных возможностях, трансгуманизм с его идеей технологического улучшения человека, проекты интерфейсов, объединяющих человеческий мозг и компьютер, а параллельно с этим — развитием искусственного интеллекта и появление квантовых компьютеров. Может быть сумма этих явлений в итоге даёт идею сверхчеловека, а эта идея в свою очередь выплёскивается на экраны образами супергероев?

И тогда все эти, часто нелепые, фильмы — просто ответ на подсознательное ожидание нового героя, просто более логичным, более рациональным способом мы пока что это ожидание высказать не можем, потому что оно слишком смутное, поэтому и облекается в сказочные почти образы?

Впрочем, тут же возникает и другая мысль: может быть ожидание супергероя — это подсознательное предчувствие некой суперопасности, с которой обычный человек не справится? Но эту мысль мне думать не хочется.

Супергерои. Да, тут будут только они.
Супергерои. Да, тут будут только они.

Миру нужна красота

Вполне может быть, что упомянутая нами эстетика научного прогресса и его героев уже уходит. Не по какой-то конкретной причине, а потому, что стили со временем устаревают и появляются новые. Так ушел классицизм, уступив место романтизму, который в свою очередь сменился реализмом а потом пришел постмодерн и всё разобрал на запчасти. Может быть просто настала пора появится чему-то новому и это новое пока что не оформилось окончательно и поэтому нам видится на киноэкране пока что выглядит как мешанина из разных эстетик а со временем из этого хаоса, как из пены морской, родится Венера — новая гармоничная картина мира?

Да какая разница уже!..
Да какая разница уже!..

Миру нужна любовь

И я опять задам вопрос: может быть глобальное человечество — это не то же самое, что человечество, разделённое на страны и идеологические системы? И на место нравственного идеала, согласно которому главное — это любить до последнего вздоха свой флаг, будь он национальным или партийным, приходит что-то другое? Современный человек живёт уже не в одной какой-то реальности, он постоянно перемещается между несколькими мирами: вот он гражданин станы, но при этом может ездить по всему миру; вот он участник нескольких общественных или волонтёрских движений; вот он получает второе образование и из мира естественных наук уходит в мир богословия или искусствоведения; вот он участвует в сетевых сообществах и везде под разными именами. И если полста лет назад достаточно было сказать: Иван Иванович, беспартийный инженер мехзавода №35, и мы сразу понимали что это за человек и какая у него судьба, какие взгляды и предпочтения, то сегодня для того, чтобы описать человека, потребуется длинный перечень его занятий, увлечений, активностей. А в таком сложном мире и отношения людей — очень сложные, текучие, трудно определимые. Поэтому меняется и описание этих отношений, в том числе и самого важного из человеческих отношений — любви?

И это в последний раз супергерои.
И это в последний раз супергерои.

Так. А при чём здесь супергерои?

А при всём! Искусство же, как ни крути — это реакция художника на общественный запрос, уж простите мой канцелярит. Художник, тем более работающий в самом дорогом из искусств — в кино, не имеет право снимать «для себя», ему просто денег никто не даст. Поэтому, может быть супергерои, которые собирают таки зрительские аудитории, как раз отвечают тому самому запросу, который изменился, пока мы перечитывали раз за разом «Пикник на обочине» и «Туманность Андромеды»? Может быть нам надо перестать ругать «суперов» за их многочисленные недостатки и попытаться понять — а чего так жаждет зритель, раз за разом отдающий свои деньги ради новых приключений подростка, укушенного пауком?

Да, ругать суперов есть за что. За нарушения физики и здравого смысла, за то, что они в большинстве случаев получают свои сверхвозможности как подарок, а не как награду за усилия. За то, что они пропагандируют магизм и самые глупые суеверия.

Но, может быть это не такая великая плата за то, что они приносят миру новую надежду, новую красоту и новую любовь?