56,4K подписчиков

Падежи учить как таблицу умножения? Показываю более интересные способы без зубрёжки

14K прочитали

Падежи - тема в русском языке сложная. А ещё сложнее безударные падежные окончания. Но здесь будут только способы лёгкого запоминания падежей и определения их в тексте. Про падежные окончания расскажу позже.

В русском языке 6 падежей. Важно запомнить вопросы к ним:

Именительный - кто? что?

Родительный - кого? чего?

Дательный - кому? чему?

Винительный - кого? что,?

Творительный - кем? чем?

Предложный - о ком? о чем?

Многие советуют использовать старый добрый приём для запоминания падежей - акростих:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку

Здесь каждой первой букве соответствует название падежа (И - именительный, Р - родительный и т.д.)

Но взглянем на этот приём со стороны ребёнка. Чем он нам поможет? Он поможет нам запомнить падежные вопросы? Он научит нас определять падежи в тексте? Нет и нет. Этот акростих поможет только запомнить название падежей по порядку.

Сказка о братьях-падежах

Падежи - тема в русском языке сложная. А ещё сложнее безударные падежные окончания. Но здесь будут только способы лёгкого запоминания падежей и определения их в тексте.

Жили-были шесть братьев - шесть падежей.

У Именительного брата всё есть для счастья. Он так и говорит: "Есть кто? Есть что? А вот Родительный - жадный братец. Он говорит: "У меня нет никого? нет ничего?" Дательный - добрый братец. Он всегда всем делится. Он спрашивает всех на пути: "Дать кому? дать чему? Винительный - самый глазастый. Он говорит: "Я вижу кого? что?" Творительный - весёлый и довольный, он так и говорит всегда: "Я доволен кем? Доволен чем?" Предложный - задумчивый братец. Он говорит так: "Я думаю о ком? о чём?"

Эта сказка позволит нам выучить не только вопросы, но и вспомогательные слова. Они помогают задавать вопросы правильно и определять падежи:

Именительный - есть кто? что?

Родительный - нет кого? чего?

Дательный - дать кому? чему?

Винительный - вижу кого? что,?

Творительный - доволен кем? чем?

Предложный - думаю о ком? о чем?

Метод ассоциаций

Ещё один метод для запоминания падежей и падежных вопросов. Выписываем акростих в столбик. И представляем себе яркие картинки, в которых будут присутствовать вспомогательные слова:

И.п. Иван: Иван захотел есть (кто? что? захотел)

Р.п. Родил: а еды дома нет (кого? чего? нет)

Д.п. Девчонку: девчонке тоже еду надо дать (кому? чему? надо дать)

В. п. Велел: вдруг вижу еду в холодильнике велю принести (кого? что? вижу или кого? что? велю принести)

Т. п Тащить: велю тащить еду, Иван кушает, он доволен (кем? чем? доволен)

П. п Пелёнку: надо завернуть еду в пелёнку и подумать (о ком? о чём? о девчонке или в ком? в чём? еда - в пелёнке).

Этот способ поможет выучить падежи и вопросы к ним без зубрёжки, но важно представить всё это себе как можно ярче, желательно несколько раз.

Падежи и вопросы запомнили. Как теперь определять их в тексте?

Первым этапом склоняем разные слова, изменяем их по падежам в столбик:

И.п. день

Р.п. дня

Д.п. дню

В.п. день

Т.п. днём

П.п. о дне

Потом учимся определять падеж существительных в предложениях и в тексте. Например: "Кони в яблоках скакали по дороге мимо деревень".

Задаём вопрос к каждому существительному. По вопросу определяем падеж. Для этого надо уметь находить словосочетания в предложении, задавать вопрос от главного слова. Если забыли, то эту тему необходимо повторить.

Кто? Кони - это именительный падеж.

Кони в чём? в яблоках - это предложный падеж.

Скакали по чему? - это дательный падеж.

Скакали мимо чего? - это родительный падеж.

Как отличить именительный падеж от винительного, если оба они отвечают на вопрос: что?

Очень просто. В предложении слово именительного падежа всегда будет главным членом (подлежащим, которое подчеркивается одной линией), а винительного падежа - второстепенным членом предложения, точно НЕ подлежащим.

Ещё один коварный вопрос: как отличить родительный падеж от винительного, если оба они отвечают на вопрос: кого?

Подсказка про лису

Подставляем вместо данного слова (падеж которого мы не знаем или не можем определить: винительный или родительный) слово "лиса":

Нет кого? чего? лисы (родительный падеж)

Вижу кого? что? лису (винительный падеж)

Если "лисы", значит и наше слово будет родительного падежа, а если "лису", то наше слово винительного падежа.

В определении падежей по тексту нужно много тренироваться, тогда и будет результат.

Успехов вам в усвоении этой сложной темы!