Йоркисты, значит, потерпели жестокое поражение при Уэйкфилде, герцог Йорк и граф Солсбери погибли.
Но два отряда сторонников Белой розы…
Тут, в третьей части истории, добрался-таки и до этого. Вроде как пора уже рассказать про розочки как таковые.
Ланкастеры – Алая роза, Йорки – Белая.
Эти розы не развевались на знамёнах и не светились на фамильных гербах. Просто у герцога Йорка был такой значок, бедж с белой розой, доставшийся ему от деда Эдмунда Лэнгли. А у ланкастриан…
По одним сведениям значок с алой розой носил ещё Джон Гонт. По другим это всё неправда, ланкастерцы наштамповали таких, с алой розой, значков чисто в пику йоркистам.
А с чего всё началось – об этом здесь.
Чем продолжилось – это тут.
Да, значки, прикрепляемые на одежду, были в это время весьма популярны.
Кабан, значок Ричарда III
Они могли быть металлическими, могли быть тряпочными, а бывали и с драгоценными камнями. Это дорого, конечно, с драгоценными камнями.
Но уж тряпочные-то значки командиры запросто могли раздавать своим солдатам.
Впрочем, сами участники событий к этому особо серьёзно не относились и даже не подозревали, что идёт Война роз.
Просто иногда удобнее противостоящие стороны обозначить так.
Два отряда сторонников Белой розы выполняли свои отдельные задания, в битве при Уэйкфилде не участвовали и уцелели. Одним из них командовал Эдвард, теперь уже герцог Йоркский, другим – граф Уорик.
Каждый из отрядов в феврале 1461-го столкнулся с ланкастерцами.
Граф был старше, опытнее и на данный момент круче, чем юный герцог. Но вот ирония. Эдвард, впервые самостоятельно командуя армией, победил своих оппонентов при Мортимерс-Кросс, а Уорик сражение – Вторую битву при Сент-Олбансе – проиграл. Ланкастерцы не только победили графа, но и отбили пленного короля Генри, которого Уорик зачем-то таскал с собой.
Ну да ладно. Отряд Уорика не был разгромлен подчистую, и они с Эдвардом вскоре объединили свои силы.
А что ланкастриане? А что Алая роза?
Их командиры не удосужились позаботиться о том, чтобы своих воинов вовремя покормить. Армии Алой и Белой розы кроме аристократов состояли также и из наёмных солдат, а их кормить надо. Кушать-то хочется. Начали как бы реквизировать провизию у местного населения. А там увлеклись, понеслось, грабежи по полной программе.
На своей собственной территории! В сердце Англии! Между Сент-Олбансом и Лондоном!
Ни королева, ни герцог Сомерсет остановить беспредел не сумели. Или не придали значения.
Город Лондон захлопнул ворота у них перед носом.
Как бы вот они, король и королева со своими сподвижниками, стоят под дверями. Но лондонцы посчитали их шайкой мародёров и к себе не пустили.
Город Лондон имел особые права, вплоть до такого вот.
Город Лондон
Примеры были и раньше. Триста лет назад, в 1141-м, лондонцы не приняли Матильду Императрицу, дочь Генри Первого, в качестве правящей королевы. И что, вынуждена была смириться и убраться, несмотря на все её династические права и на весь её собственный немаленький гонор.
Кстати, эта Матильда, носившая гордое прозвище Императрица, тоже обретается в Париже, в Люксембургском саду.
Вот она
Армия Алой розы постояла-постояла у закрытых ворот Лондона и отступила. Отправилась на север, копить силы.
Этим не замедлили воспользоваться Эдвард и Уорик.
Ещё раз. Восемнадцатилетний Эдвард, теперь глава йоркистов, и сам был не лыком шит, но поддержка авторитетного графа Уорика была для него неоценима.
Да кто он такой, этот Уорик?
Ха! Делатель королей!
Звали его Ричард Невилл. Титул графа Уорик на самом деле принадлежал не ему самому, а жене. Так же примерно, как и его отец, тоже Ричард Невилл, который не был графом Солсбери, а только мужем графини Солсбери.
И отца и сына называли графами, хотя на самом деле они таковыми не являлись.
Но Уорик и Уорик, граф Уорик, это имя традиционно осталось за Ричардом Невиллом, Делателем королей.
Замок Уорик – вот он
В 1461-м ему было 32 года. Он был уже опытным и успешным полководцем. Правда, вот во Второй битве при Сент-Олбансе обмишурился. Ну, бывает. Зато во многих других победил. А кроме этого, и в политических играх не был новичком. Не зря всё-таки его прозвали впоследствии Делателем королей.
Отец Ричарда Невилла, которого для нашего неудобства и всеобщей путаницы звали тоже Ричард Невилл, де-факто граф Солсбери, был пленён и казнён, то есть практически убит в той же битве при Уэйкфилде, что и отец Эдварда.
И ещё.
Супруга герцога Йоркского, того, который заварил всю эту кашу, мать Эдварда и его братьев, в девичестве носила фамилию…
Невилл.
И была Делателю королей родной тётушкой.
Сесили Невилл, жена герцога Йоркского и мать королей
Ещё чуть-чуть в сторону. Пока суд да дело, пока не до младших братьев, Эдвард отправил их не куда-нибудь, а в Миддлхэм, родовой замок Невиллов.
Замок Миддлхэм
И обитали там эти братики, Джордж и Ричард, вместе с дочерями Ричарда Невилла, Изабеллой и Анной, и кончилось это тем…
Но это было не сейчас, ещё нескоро.
А пока что.
Эдвард Йоркский при поддержке кузена Ричарда вступил в Лондон и 4 марта был провозглашён…
Никаким не регентом, не наследником престола.
Королём Англии Эдвардом Четвёртым, ни больше, ни меньше.
И все с этим согласились.
Меньше года назад английские лорды да и горожане Лондона тоже демонстративно не поняли намёка на то, что королём должен стать Ричард Йорк.
А теперь вот все дружно признали королём Эдварда Йорка.
Конечно, пропаганда. Конечно, были вытащены за ушко да на солнышко и поданы под соответствующим соусом все аргументы за такое решение.
1. Генрих Генрихович, называющий себя королём Генри Шестым – потомок Джона Гонта, третьего выжившего сына короля Эдварда III.
Эдуард Ричардович – потомок Лайонела Антверпена, второго сына того же короля. Второго сына! Старшего по сравнению с третьим.
2. Дедушка Генриха Генриховича, Генрих Иванович пришёл к власти не вполне законным путём, свергнул, арестовал и уморил голодом доброго (или не очень доброго, не важно) короля Ричарда II.
3. Генрих Генрихович, который типа Генри Шестой, околачивается сейчас непонятно где, в составе банды отъявленных мародёров. А кроме того, он вообще больной на голову. А Эдуард Ричардович – вот он здесь, красивый, сильный, 193 см ростом, молодой, но уже опытный полководец.
Каждый бы хотел себе такого короля.
Король Эдвард IV
Всё классно.
Но Эдвард с Ричардом Невиллом, надо отдать им должное, эйфории недолго предавались. Армия Алой розы особо никуда не делась, бродила по Йоркширу, родовым владениям теперь уже короля Эдварда.
Вперёд на север!
Битва при Таутоне, случившаяся 29 марта 1461 года, считается самой кровопролитной из всех битв, состоявшихся на территории Британских островов. Правда или нет – судить трудно, но можно понять, рубилово было ещё то.
Белая роза праздновала великую победу.
Только вот…
Конечно, йоркисты всласть порубили бегущих ланкастерцев, упоительное безумие победителей.
Но.
Мог же в этой неразберихе случайно погибнуть господин, почему-то называющий себя Генри Шестым. Или – тоже неплохо – его анжуйская супружница. Или хотя бы герцог Сомерсет.
Так вот нет.
Вся компания благополучно сбежала за речку Твид, в Шотландию, к родственничкам Стюартам.
Но всё равно.
При общем согласии, чуть ли даже не ликовании началось правление Эдварда Четвёртого, милостью Божией короля Англии и Франции.
Да, и Франции.
А вы как думали? Короли Англии и впоследствии Великобритании считали себя королями Франции аж до 1800 года включительно. Там, за Каналом, понятное дело, копошатся какие-то Валуа и Бурбоны, отпетые самозванцы, но это ничего, в сущности, не меняет.
Кстати, многажды избиваемый и в истории вообще, и даже в этих вот статьях, Генри Шестой был официально коронован в качестве короля Франции в Парижском Нотр-Даме.
Нотр-Дам-де-Пари
И может быть…
Может быть, это было бы к лучшему?
Автор ещё надеется собраться с силами и написать что-нибудь о проекте “Жанна”. Не сейчас, конечно.
Ну да ладно.
1461 год. Правление Эдварда IV началось.
Фото автора