Найти тему
Культурный пожарный

Огонь. Победа. Церковь.

Готическая церковь в Санкт-Петербурге, построена в 1780 году по указу Императрицы Екатерины Великой в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте 26 июня 1770 года.

Чесменская церковь. Санкт-Петербург (фото автора)
Чесменская церковь. Санкт-Петербург (фото автора)

Тема огня в стилистическом оформлении будущего храма задумывалась изначально и обосновывалась тем успехом в битве, который был достигнут русскими моряками.

Предприняв решительный атакующий манёвр меньшим числом кораблей русские войска "спугнули" турок, и те под прикрытием своей береговой артиллерии отступили в Чесменскую бухту. Но уже следующей ночью наши моряки с помощью брандеров с взрывчатыми и легковоспламеняющимися веществами подожгли зажатый в маленькой бухте вражеский флот. Лишь один турецкий корабль смог выбраться и сдаться в плен. Не зря те события июня 1770 года в Турции до сих пор называют Чесменской катастрофой...

"Чесменский бой" 1848. Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия
"Чесменский бой" 1848. Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Но вернёмся к мирной теме, и архитектуре в частности. Для XVIII века была характерна игра со смыслами, образами и символами в восприятии творчества, особенно таких масштабов как православный храм! И первый, очень богословный, иконографический символ Чесменской церкви - Неопалимая Купина - горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. В стилистке храма эти события отражены архитектурными решениями: парапет увенчан треугольными зубцами; они геометрически неровные подобно языкам пламени поднимающимся в небо.

Вариант изображения Неопалимой Купины и Моисея.
Вариант изображения Неопалимой Купины и Моисея.

Венчают храм пять башенок с крестами и четырьмя фиалами на каждой, эти детали во всём своём множестве создают впечатление хаотичности горящего пламени.

Образ огня, созданный архитектурными деталями на куполах храма.
Образ огня, созданный архитектурными деталями на куполах храма.

Внутренне убранство тоже подчёркивает "тематику" храма. В цветовых гаммах используются мягкие розовые тона - "огонь", в купе с бело-золотым иконостасом - "вода".

Лепнина в апсидах храма стремительно проносит взгляд посетителя вверх, скользя к куполу, давая ощутить себя в центре пламени, но пламени мирного и спокойного, безопасного.

Иконостас и внутреннее убранство.
Иконостас и внутреннее убранство.

Ещё одна деталь в убранстве храма, напоминающая о событиях ознаменовавших его постройку - изображение Георгиевского креста в самом центре купола храма.

Главная воинская награда за боевые заслуги в те времена также была учреждена Екатериной Великой (в 1769 году). А после постройки Чесменская церковь стала "георгиевским" местом - местом ежегодной встречи кавалеров ордена и празднования дня его учреждения.

Снаружи храм был выкрашен жжёной охрой, украшен белой лепниной, а стрельчатые окна закрывали чугунные пепельные решётки. Всё, буквально всё в оформлении говорило что это "огненный" храм, выполненный в истинно георгиевских цветах, цветах огня и дыма битв!

Изображение Георгиевского креста под куполом храма.
Изображение Георгиевского креста под куполом храма.

Пламя можно увидеть и в оформлении иконостаса. На храмовой иконе у ног Св. Пророка автор изобразил огонь - сожжение турецкого флота. Декоративная резьба тоже по крупицам напоминает нам о символах огня: дымящиеся кадильницы и листья колючего аканта, напоминающие саламандру - средневековый дух огня.

Иконостас Чесменской церкви (Церкви Рождества Иоанна Предтечи)
Иконостас Чесменской церкви (Церкви Рождества Иоанна Предтечи)

Дата победы над турецким флотом тоже "закодирована" а интерьере церкви в виде иконы Давида Солунского. 26 июня - День почитания православного греческого святого. По преданию Давид брал голыми руками раскалённые угли, которые не причиняли ему никакого вреда.

"Давид взял голыми руками раскаленные угли, возложил на них фимиам и кадил перед императором и всем сенатом около часа, причем руки его нисколько не бы­ли обожжены. Император был поражен и милостиво принял прошение митрополита, принесенное прп. Давидом. Он согла­сился перенести в Фессалонику резиденцию префекта Иллирика (535) и отправил святого на родину с большими почестями."
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»

Нужно вспомнить и то, что не только с символизмом мирного огня и боевой славой русского флота связана история этого храма, но были и трагические моменты когда огонь выступал в роли разрушителя, уничтожителя.

После революции храм был закрыт, затем переоборудован с столярную мастерскую, а 4 января 1930 года в нём произошел пожар, уничтоживший уникальный иконостас.

Здание церкви было восстановлено в 1970-е годы, в нём открылась экспозиция посвящённая Чесменскому сражению, а православный приход восстановил внутреннее убранство церкви.

Внимание, статья подготовлена по материалам из открытых источников.

#архитектура #чесменское сражение #история #чесменская церковь #санкт-петербург #культура #искусство