Лучше всего психологию объяснять через…сказки. Это потрясающий инструмент, который понятен и взрослым и детям. И каждый находит в сказке свои смыслы. Сегодня хочу рассказать о процессе горевания, используя метафоры и анализируя образы мультфильма «Песнь моря».
«Песнь моря» - взрослый детский мультфильм. В нем много смыслов, поэтому я не устаю рекомендовать его для просмотра в любом возрасте. Сюжет построен на основе старой легенды о волшебных жителях моря. Шелки-мифические существа из ирландского и шотландского фольклора, похожие на тюленей.
Старая легенда гласит, что однажды рыбак увидел в море купающихся прекрасных девушек. Неподалеку на песке лежали тюленьи шкуры. Рыбак стащил одну из шкур и спрятался. Спустя время девушки стали забирать шкуры , превращались в тюленей и уплывали. Осталась одна, самая прекрасная. (Да, да, она тюлень. Понимаю, какими что вы представили, но в рамках северных сказок шелки очень красивые и мудрые, волшебные существа)
Когда рыбак вышел к ней, она стала плакать и просить отдать шкуру, но рыбак признался ей в любви и предложил стать его женой. Девушка согласилась. Она стала женой рыбака, родила ему детей. Но всегда тосковала о море. И однажды она нашла в доме свою шкуру, схватила ее и побежала к морю. Потом она обратилась в тюленя и пропала навсегда.
В центре сюжета мультфильма – история семьи смотрителя маяка. Его красавица –жена и мама малыша Бена -волшебница шелки.
«Песнь моря» наполнена психологическими образами. Прекрасная шелки, ожидает второго ребенка, много времени проводит с сыном Беном и поет ему старинные песни. Так она знакомит его со своей историей. Когда приходит время Мама-шелки «уходит» в море – умирает, оставляя новорожденную дочку, Сиршу.
Маленький Бен не может перенести утрату, застревает в своем горе. (Кюблер Росс назвала эту стадию стадией Гнева) Бен винит Сиршу в смерти матери. Отец никак не может отправиться от потери любимой жены, он как будто не в себе от страданий (Стадия Депрессии)
Бабушка Сирши и Бена приезжает к маяку, чтобы убедить сына переехать в город, но тот не хочет оставлять место, где он был счастлив с любимой женой. Тогда бабушка увозит детей в город против их желания. Образ бабушки кажется грубым и бесчувственным, она ведет себя так, потому что ей легче стать черствой и жесткой, чем переживать вместе с сыном и внуками. Она запрещает чувствовать себе и другим.
Образ колдуньи Махи – это параллельный образ, она даже внешне напоминает бабушку Бена и Сирши! Много столетий назад Великан Мак Лир, сын Махи, потерял возлюбленную, и от страшного горя плакал дни и ночи, чуть не затопив всю землю. Колдунья не смогла вынести страданий сына, поэтому лишила его чувств, обратив в огромный камень.
Маха поверила в то, что любые эмоции причиняют боль и стала превращать всех живых существ вокруг в камень, чтобы спасти их от страданий. А ведь мать, которая пытается защитить свое дитя, даже разрушая мир вокруг себя – это вполне реальный персонаж, правда?
Но при этом такая мать не дает ребенку эмоционально развиваться и приобретать опыт, то есть замораживает его развитие. Запрет на выражение чувств от родителя делает человека эмоционально глухим, каменным.
После ухода матери -шелки, у детей остается только морская раковина. В психоанализе это символ женственности, а так же символ подсознательного. Мама умела сделать так, что раковина пела. У ее сына Бена заставить этот предмет звучать не получалось. Но когда раковина попала в руки к Сирше, (девочке!) то снова запела волшебную мелодию. И здесь раковина – образ особенной эмоциональной связи между матерью и дочерью, которой нет у сыновей.
По сюжету, в один из дней, шестилетняя Сирша находит в старом сундуке тюленью шкуру. В этот момент она раскрывает свою сущность и превращается в волшебницу шелки.
Психоаналитик и сказкотерапевт К.П.Эстес, анализируя старинную легенду о шелки, называет тюленью шкуру символом состояния наполненности чувств, радости бытия, связи с душой и понимание «чего хочешь на самом деле». Когда Сирша надевает шкурку-пальтишко, она становится собой. Оказавшись в воде, она встречает других шелки и чувствует себя среди них счастливой.
Отец Сирши боится потерять дочь, как когда-то потерял жену, и выбрасывает сундук с волшебной шкуркой в море. Это отказ принимать, что его дочь – другая. Страх снова испытать утрату.
Без своего пальтишка Сирша начинает грустить и почти умирает. Ведь когда шелки теряет свою волшебную шкурку – она не может превращаться в сказочное существо и теряет связь со своей сущностью. Океан или море, в данном случае, символизирует связь с душой, с бессознательным, с чем-то родным и настоящим. По мнению Эстес, именно это происходит с женщиной, когда она перестает обращать внимание на свои собственные потребности и теряет связь с собственной душой. Поэтому Эстес использует такое понятие как «нырнуть в глубину» - то есть соприкоснуться со своей душой, вспомнить о себе.
А еще девочка Сирша способна вызывать у других чувства, поэтому Маха хочет обратить и ее в камень.
Бен спасает Сиршу, когда вместе с отцом возвращает ей ее пальтишко. Сирша в тюленьей шкурке ныряет в глубину и возрождается.
Конечно, у мультфильма счастливое окончание. Смотритель маяка получает возможность увидеть жену и принять ее уход. Дети находят радость и успокоение в воспоминаниях о ней. Все трое приходят к Принятию (пятая стадия горевания) своей утраты.
А финал сказки подводит итог: проживать горе в одиночку очень сложно и важно, чтобы рядом был кто-то, кто поможет душе не окаменеть.
Подпишись на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Читайте другие статьи о психологии горевания: