Швеция одна из самых первых стран, которая начала бить тревогу из-за ухудшения общей экологической обстановки на планете. И делала она это не только на словах, но и на деле.
Мусор сам по себе не появляется, его приносят люди. И чтобы они этого не делали, человек должен иметь понимание какой урон он может нанести природе и как правильно с этим мусором обращаться.
И так все начинается с самого детства. Экологическое воспитание – это сложный многоуровневый процесс по формированию у граждан сознательного отношения к окружающей среде, направленный на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Швеция ставит целью оставление потомкам такого общества, где уже не будет насущных экологических проблем. Основа экологической культуры Швеции – это гармония с природой. СМИ являются главным источником информации для людей. Так, на Центральном шведском телевидении выходят детские экологические программы, которые прививают детям правила поведения, направленные на бережное отношение к природе.
Уже в раннем возрасте дети привыкают забирать с собой мусор с пикника, правильно разжигать, а затем тушить костер и многое другое. Наряду с обычными стационарными дошкольными учреждениями в Швеции существуют уличные сады, в которых дети практически все время находятся на воздухе: они проводят садовые работы, сажают растения, ухаживают за ними. Очень популярны в Швеции экологические тропы в национальных парках. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт.
В Швеции, начиная с младших классов, детям прививают экологические навыки, связанные с сортировкой бытового мусора. Такой урок проходит раз в неделю. Детям наглядно показывают как происходит разделение отходов: какие из них могут подвергаться вторичной переработке, какие считаются опасными и нуждаются в уничтожении.
Страна ориентирована на открытую модель экологического воспитания. В ее основу заложен процесс, именуемый «общинной педагогикой», который заставляет государственные органы, предприятия, население принимать действенное участие в жизни учебных заведений. Открытость модели экологического воспитания выражается в интенсивном развитии и ведущей роли детских внешкольных учреждений, молодежных и общественных экологических организаций. Система экологического воспитания носит непрерывный характер: семья – детский сад – школа – университет – профессиональная деятельность. Причем экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным звеном.
От себя хочу добавить, что Россия находится только в самом начале пути, который проделала Швеция. Я вижу перемены к лучшему в вопросе экологии. Да у нас по-прежнему огромное количество проблем. Но в любом деле важно начать, максимально распространять идеи бережного отношения к природе. И все это начинается с одного человека. И этим человеком будете Вы.
Когда мы сможем дойти до уровня Швеции? Напишите в комментариях.
#швеция #дети #природа #экология