83 г. до н.э. Римская Республика
Осенью этого года стороны гражданского конфликта жестоко разоряли Италию, Галлию и Испанию, перестав щадить сторонников противника (см. «В преддверии гражданской войны», «Наступление сулланцев»).
Луций Корнелий Сулла теснил отряды сторонников Гая Норбана и Мария Младшего в Италии, Метелл Пий вел успешное наступление на марианцев и их сторонников в Галлии. А вот в Испании сулланцы теряли одну позицию за другой.
После перехода на сторону Суллы легионов консула Луция Корнелия Сципиона, марианец Квинт Серторий покинул Италию, раздраженный бездарностью консулов, трусостью и распущенностью их легатов.
Разуверившись, в том, что удастся защитить от сулланцев Италию, Серторий направился в Испанию, решив сделать ее своим оплотом борьбы против Луция Корнелия Суллы и его сторонников.
Пробившись с отрядом через территорию Галлии в Испанию, Квинт Серторий быстро привлек местные народы на свою сторону.
Первым делом он изгнал наместников и чиновников из Рима, которые притесняли местных постоянным вымогательством. От имени Римского народа снизил подати для народов Иберии. Навел порядок в городах. Римских поселенцев призвал под свои знамена и вскоре вышколил в отборные легионы. Построил многочисленные военные машины. Местные сулланцы были в ужасе и в страхе.
Настроения среди римлян были иными.
Большинство граждан Рима страшились прихода Суллы, так как чувствовало себя соучастниками в преступлениях, совершенных или совершаемых консулами, управлявшими Римом в годы диктата марианцев, когда Сулла воевал на востоке с царем Митридатом.
Потому они горой стояли за консулов Гая Карбона и Луция Сципиона, то и дело, пополняя их армии людьми, воинским снаряжением, выделяя консулам и их легатам деньги для продолжения гражданской войны.
К тому же новые граждане Рима страшились мести со стороны старых граждан в случае победы Луция Корнелия Суллы. Эти настроения подогревала жестокость, которую начали проявлять Сулла и его полководцы к населению городов Италии, поддерживавших марианцев. Грабежи, убийства противников Суллы стали массовым явлением.
А потому на выборах консулов следующего года, римляне дружно избрали консулами Гая Папирия Карбона и сына покойного Гая Мария 26-летнего Гая Мария Младшего, поручив им вести войну с Луцием Корнелием Суллой.
Крупных сражений в этом году зимой на территории Италии более не было, так как лютая стужа, пришедшая в Италию осенью, заставила обе стороны прекратить военные действия.