1,4K подписчиков

Маленький древесный альпинист

Бывая в осенне-зимнем лесу, иногда поражаешься царящему вокруг безмолвию. Проходишь по тропинке километр, другой – тихо. А ведь летом все звенело птичьими песнями… Но вот где-то раздаются тонкие свистящие голоса. Идешь в направлении звуков, присматриваешься к деревьям, и вскоре оказываешься в самом центре синичьей стайки. Тут и большие синицы, и пухлячки, и хохлатые гренадерки. А рядом с ними часто кормится поползень, можно увидеть корольков, держащихся собственной общиной, и одну-две маленьких птичек, сливающихся с древесной корой и обшаривающих тонким изогнутым клювиком мельчайшие щели в стволах деревьев. Это пищуха – герой нашего рассказа.

В городских парках зимние стаи мелких птичек бедны по видовому составу. Обычно группу из десятка-другого больших синиц сопровождают одна-две лазоревки. Прочие синицы, как и корольки, в городе бывают редко. А вот пищухи, как и в лесу, сопровождают синичьи стаи, а иногда и самостоятельно кочуют по паркам. Проще всего их увидеть в центральном парке культуры и отдыха (ЦПКО). Однако доводилось встречать этих птичек и в лесопарке, и в парке Гагарина, и даже в центре города, на площади Ленина.

Пищуха на стволе почти совсем незаметна
Пищуха на стволе почти совсем незаметна

Пищуха не особенно редка, совсем не пуглива, но на глаза невнимательному человеку не попадается. Очень уж сливается ее серо-бурая спинка с корой деревьев, а белое брюшко всегда прижато к стволу. Да и ведет себя скрытно – медленно поднимается вверх по стволу дерева, обшаривая своим тонким шиловидным клювом щели в коре, пространство под лишайниками и другие места, где могут скрываться мелкие насекомые. Поднявшись до нижних веток, а иногда и выше, птичка планирует к основанию одного из соседних деревьев, и все начинается сначала.

Может быть, потому что пища пищухи такая мелкая, а может, и по другой причине, она выделяется своей доверчивостью даже среди городских птиц, точно знающих, кого из людей надо, а кого не надо бояться. Если не делать резких движений, к кормящейся пищухе можно подойти на 3-4 метра. При этом она не улетает, а прячется от наблюдателя, перебегая на противоположную сторону ствола. Осторожно выглядывая, следит, не ушел ли человек.

Зимой, как и летом, пищухи часто держатся парами. Одна от другой может кормиться далеко, но обе всегда каким-то образом знают, где кто находится. Так что вряд ли пищуха столь близорука, как кажется на первый взгляд.

В птичьем сообществе, как и у людей, все ресурсы и «профессии» давно поделены между видами. Стволы деревьев, как место для поисков корма «достались» дятлам, поползню и пищухе. Пищуха оказалась самой маленькой птичкой в своей экологической группе. Ее вес не превышает 15 граммов, то есть он вдвое меньше воробья. Поэтому охотничьи угодья пищухи – незаметные укрытия в коре, где прячутся мельчайшие насекомые. В отличие от дятлов и поползней, пищуха не способна долбить кору, но ее тонкий клюв, как пинцет, проникает в любые щели. Летом рацион этой птички разнообразится за счет насекомых, просто присевших на кору отдохнуть. Она поедает божьих коровок, жуков-короедов, уховерток, пауков, гусениц и куколок бабочек. Зимой же приходится питаться в основном отложенными под чешуйки коры яйцами насекомых, а вес одного яйца – десятая доля миллиграмма. Съесть же за короткий зимний день нужно много, и чем холоднее, тем больше потребность в пище.

Крайне редко эту птичку удается увидеть на земле
Крайне редко эту птичку удается увидеть на земле

На стволах проходит вся жизнь пищухи, здесь она кормится, здесь и гнездится. Для гнезда выбирает совершенно особые места, не нужные никому из птиц-соседей – морозобойные трещины и щели между стволом и отставшей корой. Гнездо пищухи обнаружить очень сложно. За всю свою карьеру орнитолога это удавалось мне всего полдесятка раз. И только два из найденных гнезд оказались жилыми, из остальных птенцы уже успели вылететь.

Одна из таких находок произошла в клепиковском районе, недалеко от деревни Лаптево. Гнездо находилось в старом ельнике с небольшой примесью березы, в щели между стволом засохшей ели и отставшей корой на высоте 70 см. В нем было 4 маленьких белых яйца, из которых через несколько дней вылупились птенцы. За этой семьей пищух мы со студентами наблюдали целую неделю, пока не пришло время уезжать в Рязань. Взрослые птицы собирали корм на расстоянии не более 20 м от гнезда. Сев на ствол дерева на полуметровой высоте, птица поднималась по нему вверх, постоянно склевывая что-то с коры. Поднявшись до 8-12 м, она перелетала к основанию соседнего дерева. Осматривали пищухи и сухие ветки в нижней части кроны, отдаляясь при этом от ствола на 30-150 см. Поймав добычу, птица или съедала ее сама, или несла птенцам. Им доставались в основном пауки, гусеницы и личинки короедов. А более мелких насекомых родители съедали сами, чтоб не летать к гнезду с каждым комаром.

Подлетев к гнезду, взрослая птица садилась на ствол в 5-30 см ниже него, поднималась, пролезала в щель между корой и стволом и опускалась на гнездо сверху.

Другое гнездо пищухи удалось найти в рязанском лесопарке. Находилось оно у самого Торгового Городка, рядом с дорогой, в щели ствола липы. В гнезде было 5 уже больших птенцов, которые через несколько дней благополучно вылетели и вместе с родителями еще долго кочевали по лесопарку.

Еще одна интересная находка произошла прошлой весной в Шацком районе. За отставшей корой высокого дубового пня было прошлогоднее гнездо пищухи, а под его корнями, в ямке – зарянки. Такие случаи, когда несколько птичьих семей поселяются рядом, хоть и известны, но довольно редки.

У пищухи есть все данные, чтобы прочно обосноваться рядом с нами в городских парках. Человека она не боится, гнезда малодоступны для хищников и вездесущих в городе ворон, столь умело замаскированы, что найти их можно только случайно. В питании пищуха не зависит от нас, и в самые суровые зимние дни на кормушке ее не увидишь – не найдется на них пригодной для этой птицы еды. Это как раз тот случай, когда подходит поговорка «если не можешь помочь, главное – не мешать». И тогда в наших парках будут жить не только воробьи и вороны, но самые разнообразные птицы.