Недооцененные фильмы: «Время»

Очередной проект Найта Шьямалана, увы, не снискал симпатий зрителей. Но так ли плох фантастический триллер «Время»?

Может быть, путь к спасению - наверху?
Может быть, путь к спасению - наверху?

Семья – муж, жена, и двое детей, мальчик помладше и девочка постарше, приезжают отдохнуть на курорт, в некий уникальный санаторий. Дела у этой семьи идут неважно: мало того, что родители на грани развода, так еще и мать тяжело больна и скрывает свою болезнь. В санатории им сразу рекомендуют «секретный» пляж, где они смогут отдохнуть вдали от толпы курортников. Автобус отвозит их в это замечательное место, а через некоторое время там появляются еще две семьи отдыхающих. Вскоре герои фильма делают несколько открытий, одно другого неприятнее: по пляжу уже давно бродит известный рэпер, и он явно не в себе; в прибрежных волнах качается труп девушки; покинуть пляж тем путем, каким они сюда пришли, невозможно, и, самое страшное – их «биологическое» время невероятно ускорилось.

Чем ценен этот фильм – своим психологизмом. Это художественный эксперимент, моделирующий поведение людей в экстремальных и даже сверхъестественных условиях. Как среагирует человек, попавший в подобную ловушку? Пожилой врач, страдающий психическим заболеванием, начинает параноидально искать виноватых. Смелый медбрат, не теряя присутствия духа, пытается найти альтернативный выход. Стремительно повзрослевшая девушка штурмует скалы в отчаянной попытке вырваться на свободу.

Все бегут к очередной страшной находке.
Все бегут к очередной страшной находке.

Фильм также является своего рода притчей, напоминаем, о том, что и в реальной жизни время играет против нас, а мы ему в этом часто помогаем. На одинокой песчаной косе каждый вдруг понял, что жизнь нельзя отложить на потом, потому, что никакого «потом» не существует. Они пытаются беречь каждую минуту, каждое мгновение, в то время как раньше растрачивали попусту дни, месяцы и годы. Перед лицом неумолимой смерти разоблачаются ложные ценности, вроде бесплодных попыток продлить иллюзию молодости и красоты, которые сводят с ума одну из героинь. Ссоры, месть, ненависть становятся бессмысленны, в первую очередь лишая драгоценных секунд того, кто ненавидит и стремится к конфликту.

Как и другие фильмы Шьямалана, «Время» может похвастаться отличной операторской работой – визуально он безупречен. Кстати, к жанрам я бы добавил «ужасы» – некоторые сцены, как, например, деформации тела Кристал, пожалуй, слишком жесткие для обычного триллера.

Сильная сторона «Времени» – эффектность. Эта картина эффектна, она впечатляет – визуально, эмоционально, нагнетаемым напряжением, обманчиво-спокойной атмосферой, когда покой мирного пляжа оборачивается покоем кладбища. Шок от увиденного еще долго не отпускает после просмотра.

Но когда катарсис «развеется», становится очевидна слабая сторона картины – логика. Шьямалан бьет по эмоциям, во время просмотра хочется просто глядеть и ужасаться, впитывать, как губка, кипящие на экране страсти: страх, надежду, отчаяние. Но если «включить мозг», становится, увы, ясно – с «обоснуем» здесь все очень плохо.

В лабиринте пещер также нет спасения от неумолимого времени.
В лабиринте пещер также нет спасения от неумолимого времени.

Научно-фантастическое объяснение во «Времени» присутствует совершенно зря. Без него картина оставалась бы просто страшной сказкой, сюрреалистической притчей. Попытки же объяснить происходящее рационально не выдерживают никакой критики. Ведь, если физиологические процессы героев настолько ускорились, они погибли бы гораздо быстрее – их организмы расходовали бы воду и энергию, не успевая пополнять запасы. За считанные минуты они бы просто мумифицировались – пить и есть с такой скоростью они бы не смогли, да и нечего было. Об ускоренном росте и развитии и речи не может идти – тут не просто усиленное питание нужно, а непрерывная подача питательных веществ и воды с огромной скоростью. Если же аномалия имела бы не биологическую, а чисто «физическую» (пространственно-временную) природу – то для несчастных время внешнего мира, наоборот, остановилось бы, и им пришлось бы медленно умирать от голода и жажды, глядя на застывшее в небе солнце и неподвижный океан.

Но, в конце концов, фильмы Шьямалана никогда не претендовали на звание твердой научной фантастики. Его стихии – мистические загадки и тайны человеческой психики. И в этом плане «Время» отлично выполняет поставленную задачу, грамотно нагнетая безысходность и безжалостно препарируя души героев скальпелем ужаса.

Моя оценка - 8 из 10.

Рейтинг КиноПоиска - 6,249.

Статьи о других недооцененных фильмах по ссылке ниже.