Для туристического бизнеса уходящий год принес много испытаний. Представители турагентств заметили, что гости неохотно едут в столицу Татарстана, и большую роль здесь сыграла пандемия.
Исполнительный директор Ассоциации отелей Казани и Татарстана Александра Юшутина рассказала, что самым удачным месяцем для отельеров был август - загрузка была очень хорошая, а самыми провальными стали ноябрьские праздники, когда загрузка стала вдвое ниже, чем в допандемийном 2019 году. Свою роль сыграло введение QR-кодов и отмена поездов по популярным туристическим направлениям. Люди просто не смогли купить билеты.
- Туристы до сих пор звонят и спрашивают, какие у нас в регионе есть ограничения и как это может повлиять на их поездку, бронируют достаточно осторожно. Например, многих отпугивает необходимость предъявлять QR-коды в общественном транспорте. Тем не менее туристов, которые традиционно выбирают Казань для отдыха, это не останавливает и они приезжают, - рассказала Юшутина.
Стал сложнее и процесс бронирования жилья - это связано с сокращением времени, за которое люди решают забронировать и отменить бронь. По словам Юшутиной, окно бронирования в прошлом году составляло три-четыре дня, а сейчас брони приходят за один-три дня заезда, в ноябрьские праздники несколько отелей отметили, что бронь могла прийти день в день.
- Это, конечно, затрудняет процесс долгосрочного планирования, но отельеры привыкли работать в таком режиме. Конечно, хочется, чтобы мы вернулись и к раннему бронированию, чтобы туристы не боялись планировать свой отдых из-за угроз срыва по причинам, связанным с пандемией, - поделилась Юшутина.
Впрочем, президент Ассоциации туристских агентств Татарстана Рамиль Мифтахов заметил, что по сравнению с 2020 годом турпоток значительно вырос. Итоговые результаты будет видно только в начале наступающего года, когда подсчитают цифры за декабрь, - судить о том, как прошел год в плане туризма в Татарстане, можно будет только после итогового заседания коллегии Госкомитета по туризму.
Организованные поездки от туристических компаний перетекли в самостоятельные поездки, отметил он.
- Во-первых, сыграл свою роль кешбэк, который клиент получает, когда напрямую бронирует комнату или билет. Во-вторых, ковидные условия наложили ограничения на массовые путешествия по Казани и Татарстану, - перечислил он.
Популярным видом отдыха у молодежи стал глэмпинг - новый вид туризма, где путешественники могут наслаждаться природой с почти городским комфортом. Это кемпинг, где привычные палатки заменены просторными шатрами, но присутствуют все современные удобства.
По словам Мифтахова, основной источник информации сейчас - это, безусловно, интернет: туристы предварительно изучают всю информацию об интересных объектах в интернете и знают, какие достопримечательности хотят посетить.
- В Татарстане появляются новые маршруты, но такого глобального объекта, который оказал бы вау-эффект, нет. Туроператоры разрабатывают новые маршруты, открываются новые объекты. Объектом 2021 года можно назвать Собор Казанской иконы Божией Матери, - отметил Мифтахов.
Однако после введения противоковидных ограничений многие изменили свои планы и решили не посещать исторические объекты.
По данным аналитиков сервиса поездок и путешествий Туту.ру, спрос на перелеты в Казань был существенно выше, чем в 2020 году и до пандемии. При этом, по данным продаж Туту.ру, много билетов оформлялось на самолеты в Казань из Сочи, Анапы, Краснодара, Симферополя, а это значит, что, скорее всего, и сами жители Татарстана стали более активно путешествовать.
Спрос на ж/д билеты в Казань так же существенно превышает показатели 2020 года и уже восстановился к допандемийному уровню. Чаще всего в Казань на поездах приезжают из Москвы, Екатеринбурга, Перми, Санкт-Петербурга, Ижевска, Нижнего Новгорода, Тюмени, Челябинска, Волгограда, сообщила пресс-служба сервиса.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин сообщил, что его компания в целом вернулась к показателям 2019 года. 2020-й был непредсказуемым годом, когда сфера несла большие потери, но сейчас турпоток почти восстановился.
- Коронавирусная повестка в настоящее время влияет сильнее, чем финансовые вопросы и желание куда-то ехать, - соглашается Ромашкин. - Туристы видят, что в городе им будет трудно без QR-кодов. Но поток туристов рос по мере того, как росло количество вакцинированных граждан.
Он обратил внимание, что региональные власти не очень четко формулируют постановления по противоковидным ограничениям и простым людям сложно в них разобраться. В турагентстве часто встречали случаи, когда туристы не понимали, смогут ли реализовать все свои планы, если приедут в город. Для пребывания в некоторых гостиницах, курортах и других местах проживания туристов помимо QR-кодов нужно было предъявлять ПЦР-тест, что усугубляло ситуацию еще больше. Учитывая короткий срок действия результата ПЦР-теста, для путешествия понадобилось бы много денег.
- Сейчас большинство туристов едут вакцинированные, они могут пользоваться всей городской инфраструктурой и понимают, что их никто не прогонит, - сказал Ромашкин.
Средняя продолжительность поездки в Татарстан довольно короткая - обычно на это закладывается два-три дня. Помимо Казани популярен Свияжск. По наблюдениям Ромашкина, туда любят ездить люди, которым важно привезти красивые фотографии из путешествия. По отзывам туристов, Свияжск - более «инстаграмная» локация, чем, скажем, Болгары.
Еще одним важным фактором Ромашкин считает погодные условия. В морозную зиму поток туристов закономерно снижается.
- Туристы сейчас очень мобильные: если они видят, что погода будет холодная, с метелью и снегом, то оперативно меняют планы. Если погода хорошая и небольшой мороз, то туристов будет больше. У нас даже есть такая поговорка, что туризм - это метеозависимое направление. Сейчас прогноз неплохой, поэтому, я думаю, туристы останутся довольны поездкой, - выразил надежду Ромашкин.
Генеральный директор компании «Большая страна» Юлия Репникова отметила тенденции, появившиеся в пандемию: больше людей стало выбирать туры от туроператоров вместо самостоятельного отдыха, так как это безопаснее и более предсказуемо. Есть запрос на небольшие группы в туре, а также на индивидуальные путешествия. И люди в целом больше стали бронировать комфортное размещение в турах.
- QR-коды введены во многих регионах России уже давно - их требуют не только в турах, но и в ресторанах, отелях, поэтому на работе туристической компании это особенно не отразилось. Так как это повсеместное требование, то люди, нацеленные путешествовать куда-либо, спокойно воспринимают необходимость иметь QR-код и приезжают с ним в тур, - отметила она.
Туристическая компания организовывает несколько туров в Казань - это программы «Новый год в Казани» и «Рождество в Казани». По словам Репниковой, в них уже закончились свободные места, все забронировано. Никаких проблем с бронированием отдыха в Казани на новогодние праздники не возникало - туры пользовались хорошим спросом.
Хуже обстоят дела у сувенирного бизнеса. В магазине «Сувениры Казань» на Баумана отметили, что покупателей почти нет.
- Летом было хорошо, а вот когда ввели QR-коды, у нас пошел резкий спад. И сейчас так же продолжается, - пожаловалась журналисту KazanFirst продавец-консультант Каусария. - Но сейчас мы ждем Новый год и надеемся, что будет больше туристов. Говорят, что гостиницы забронированы на 80%, мы готовы встречать гостей.
Сотрудница рассказала, что до пандемии первые 10 дней января были самыми прибыльными. В феврале снова наступает затишье, и снова поток туристов восстанавливается в марте.
- Я не говорю про 2019 год, мы 2020 год нагнать не можем, - посетовала Каусария.
В сувенирном «Магазин Подарки» по соседству нам сказали, что продажи в целом восстановились.
- Процентов, скажем, на 70, но восстановились все равно. Продажи идут, работа идет, мы не жалуемся, - сказала сотрудница по имени Раиля.
Она также отметила, что больше всего сувениров покупают в каникулярное время - летом и в новогодние праздники. В декабре же традиционные плохие продажи, но большие надежды продавцы возлагают на выручку за январские выходные.
Иностранцев среди покупателей мало - в основном это люди, которые находятся в командировке.
- Иностранцы есть, но их очень мало. Многие приезжают по работе - они менее общительные. Приезжают спортсмены - они выручают нас своими покупками. Но самих туристов мы не видим, - поделилась Раиля.
Новый год - важная дата в туристическом календаре. Но все же Сергей Ромашкин признает, что зима не лучшее время для туризма в России.
- Я сейчас смотрел статистику. В целом по России будет путешествовать не более 3% наших граждан. Всего 3% на все праздничные даты. Казани и Татарстану достанется совсем немного. Все-таки у нас страна, где принято отдыхать летом, - говорит он.
Александра Юшутина сообщила, что картина по количеству броней зависит от отеля, но в целом можно отметить, что гарантированных броней намного меньше - решение по новогодней ночи вынесли слишком поздно.
- Но даже после объявления продления работы ресторанов в новогоднюю ночь и праздники большинство отелей не заметили ажиотажа бронирования. У кого-то есть рост, а у кого-то даже отмены. Если в прошлом году накануне нового года загрузка была почти 80%, то в этом году гарантированные брони составляют в среднем всего 50% на период с 31 декабря по 2 января. Немного лучше ситуация с 3 по 10 января, но опять же - гарантированных броней все равно меньше, чем в 2019-2020 годах, - резюмировала Юшутина.