Найти тему
292,9K подписчиков

Бунт здравого смысла: как «возлюбить» ближнего? А особенно — дальнего?

2,6K прочитали
Вопрос непростой, была мысль в состязание включить все господствующие монотеистические верования.

Вопрос непростой, была мысль в состязание включить все господствующие монотеистические верования. Но квалификационный раунд не прошли две религии: мусульмане предлагают «рубить головы» не уверовавшим в Аллаха, а внутри уммы пользуются наработками пророков конкурирующей фирм Мусы и Исы (Моисея и Иисуса). Буддизм слишком упирает на фантазийную философию, где:

«Любите мир так, как мать любит собственное дитя».
«Если вы любите себя по-настоящему, никогда не сможете ранить другого».

Поэтому, на ринг пока выйдут два главных конкурента за толкование систем этических ценностей человечества: иудаизм и порождённое им христианство. В них вопрос любви к окружающим является одновременно и общим, и различным. Как оказалось — принципиальным и тонким.

Если отбросить софистику тех и других, получаются простые картинки: еврейская — это «любовь к ближнему», христианская — «любовь ко всем, даже к врагам». Так решит поверхностный читатель священных текстов обеих конфессий. Вроде всё так, но не совсем верно мы понимаем сигналы.

Христианство странно читает собственную Книгу, за века сформировав догмат: «любовь к врагам» — это когда идёт речь о личных недругах в быту, но как только возникают на горизонте «враги Христовы»… ой-ой, тушите свет и уносите ноги, пощады не будет вплоть до полного уничтожения оных.

А как сие понимает еврей? Кое-кто из этого народа скажет: иудаизм предписывает любовь только по отношению к евреям, остальных не стоит замечать. Мол, пропащие люди. Неверно, Ветхий Завет (письменная часть Торы) недвусмыслен: человечество едино, всякий человек создан по образу и подобию бога. Вывод? Правильно, любить положено всё человечество. Так завещал Авраам.

Гладко было на бумаге… Как только евреи потеряли собственную Землю Обетованную и сформулировали концепцию Царства Израиля — добродушие и человеколюбие сразу исчезли. Моисей и Иисус Навин показали, насколько евреи могут истреблять неуверовавших единоплеменников и «любить врагов», ступивших на земли, которые они считают собственными. Без комментариев, как говорится.

Так появилось в иудаизме иерархическая «любовь к человечеству», определённая шкала градуса чувства. Возникла концепция: больше люби ближних, меньше — дальних. Вся полнота чувства должна быть направлена внутрь семьи. Следом стоит чуть меньше любить окружающих соплеменников, и совсем чуть-чуть оставить на другие народы.

Это касается вопроса оказания помощи тоже. Обязательно помогать всем, кто находится поблизости, что останется — передать вовне (но обычно не хватает). Думаете, таково прагматическое правило тороватого народа? Нет, это религиозный и моральный императив. Невозможна ситуация в существующем мире, когда человек любит свою семью в той же степени, как и всех других вокруг. Кто так делает — поступает глупо, не выживет.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Христианство замахнулось очень широко, призвав к невозможному. Предложение «не различать эллина и иудея», любить всех одинаково — обернулось даже у моральных и достойных «отцов церкви» пустыми декларациями. Никакой любви к «дальним народам» не наблюдается, на это были способны только малочисленные монахи-подвижники, стоики и проповедники. Официальная же церковь, как только стала общественным институтом, — начала заливать кровью земли «варваров, еретиков и неверных». Тупик…

Так может, более прав иудей? Когда предлагает не торопиться, начать строить свою любовь к окружающему миру иерархически. Начать с семьи, потом расширить до соседей и общины, ну и далее… возлюбив по-буддийски всех живых существ… Да, такую концепцию хитроумные иудеи тоже придумали, сделав чёткое различие между «обязательным уровнем» и «идеалом для праведников». Первый — это любовь к единоплеменникам, второе — … ну вы поняли.

Целью праведника является расширение рамок любви на весь мир, с сохранением иерархии. Мудрецы Торы говорят: наведи порядок в собственном доме, прежде чем лезть с советами к соседу. То есть, принцип «равной любви ко всем» категорически противопоказан и вреден. Это на бытовом уровне, что же говорить о традициях и привычках других народов… имеющих иные ментальность, язык, «национальную душу». Но за праведниками почему-то никогда не идут. Опять тупик.

Что получилось? Чтобы «возлюбить ближнего» (семью) — еврею усилий много не требуется. Большим напряжением воли можно заставить себя следовать общенациональному и государственному идеалу. Разделившись на политические партии и религиозные течения, стараться предлагать разные стратегии для достижения вершины. Но как поменять ментальность соседних, а тем более дальних народов под своё видение правильной жизни? Никак, залитая кровью Палестина тому наглядный пример.

Как сделать всё человечество любящим друг друга? Привить общий идеал «правильной жизни», который у каждого народа обязательно будет своим собственным? Только примером личным. Тут правы иудеи — начинать стоит с любви к семье, постепенно перенося чувство на общину и дальше — на собственный народ. А дальше? Надеяться, другие (если захотят) будут учиться на таком праведном примере, перестроят по вашим чертежам свои собственные дома? Красиво звучит, но так система никогда не работала.

Христиане попробовали (равно как иудеи в махровые времена собственной экспансии). Это привело к неизбежным попыткам навязать соседу своё понимание жизни. Агрессивным мессианством, мечом и насилием. С апофеозом в виде религиозных инквизиций. Евреи тоже споткнулись, ударившись в «богоизбранность» и неприятие традиций других народов.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

А ислам, обобщив полезные наработки «любвеобильных религий», начал обращение под угрозой смерти. Хотя интуитивно сообразили последователи пророка Мухаммада правильное направление движения — необходимо стирать национальные границы, собрать все народы в один Халифат. Но низменная человеческая натура властолюбцев проект похоронила, сделав учение пророка понятным лишь небольшой кучке интеллектуалов-богословов. Остальные довольствуются тонкой инструкцией «можно / нельзя».

Вот и получили на выходе: «иудаизм, христианство, ислам, буддизм — это хорошо, только вот последователи этих религий не того, не очень хороши, несовершенны». На этом обожглись и около-религиозные учения, как интернационализм марксизма, хотя дальше всех продвинулся в построении справедливого общества. Но тоже потерпел поражение, столкнувшись с низменной человеческой натурой властолюбцев.

Неправильно понимаем?

Итак, религии призывают к «любви». Это феномен, как по мне. Особенно общий для всех завет «возлюби ближнего». Никто не обращал внимание, что каждая из конфессий когда-то была малой кучкой единомышленников, собравшихся вокруг харизматичного лидера и пророка? Изначальные иудаизм, буддизм, христианство и ислам были «эзотерическими (тайными) учениями». Клубом для избранных.

Именно для них открывался истинный смысл многих «священных изречений». Христос (реальный или мифический) никогда не обращался к народным массам всего человечества, постоянно подчеркивал другое — моё слово «для избранных», уверовавших в него лично. В других религиях схема работает на том же топливе.

Когда каждое «эзотерическое знание» вырывалось на волю, становилось общественным институтом или официальной идеологией — немедленно упрощались прежние обряды и даже священные тексты, чтобы успешнее внедряться в массы, порой (как христианство и ислам) скатываясь до нескольких простых побудительных установок. «Не укради» или молись пять раз в сутки на Мекку.

Революционные лозунги это… из перечня «Свобода, равенство и братство», «Землю — крестьянам, фабрики — рабочим»… «Возлюби ближнего» — абсолютно тоже самое. Не думай, не спрашивай, не осмысливай. Просто возлюби. При этом оставаясь рабом. Или крепостным. Или другой шестерёнкой государственно-религиозной машины.

Почему никто и никогда не призывал «уважать» ближнего или дальнего? С какой стати нужно именно любить? Почему никто не посмотрел внимательно на реальные последствия таких лозунгов и призывов? Где любовь к ближнему насаждается геноцидом целых народов, побиванием камнями, отправлением всех неугодных «ближних и дальних» на костры или под мечи проповедников? Европа, Азия, Ближний Восток, Индия, Новый свет, Африка…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Резня в среде католиков, протестантов, православных. Суннитов и шиитов. Чем провинились инки и соплеменники Виннету Большого Змея? Одни лишь ненависть и террор. Потому что заповедь «возлюби ближнего» не может работать дальше очень тесного круга единомышленников или общины, это изначальный код распространяется лишь на узкий клан «посвящённых».

Все остальные… пардон, несовершенное и невежественное стадо. Именно так вели себя все религии, декларирующие «любовь к ближнему». А народец наблюдателен, видел всё. На словах одно, а парторги в сутанах или других облачениях ведут себя совершенно по-другому. Если иудеи вовремя опамятовались, введя строжайшую иерархию достижения идеала, то христианство очень глубоко искупало весь мир в крови и «любви». Но тоже проиграло.

Христиане начали страстно «любить» вещи, которые никогда в жизни даже не видели. Королей, князей, президентов, пап и патриархов, святых и звёзд поп-культуры, национальные государственные мифические персонажи. Чем дальше личность или явление, тем любовь крепче. Нонсенс в законах действия сил гравитационного притяжения...

А «ближнего», если не соглашается с общепризнанными нормами, — нужно обязательно унизить, поставить на место, возненавидеть, оговорить и донести куда следует. Чтобы не выбивался из коллектива, вольнодумец этакий. Хотя порой достаточно более низменных вещей: дом построил выше, коров у него больше, дети успешнее, сам лучше устроился и жена красивше. Когда нет постоянного примера «возлюбивших» рядом — рождаются уродливые химеры разума.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Цивилизация и последствия.

Императив «возлюби» в обществе насквозь ложен, так не работает система. Как можно совокупность симпатических чувств, переживаемых по отношению к непосредственному окружению родных и близких (на элементарном инстинкте сострадания), перенести на более обширный круг людей — даже «ближних» в широком, метафорическом смысле слова? Никак.

Это очень слабая мысленная аналогия ощущений, испытываемых по отношению к действительно близким людям. Все попытки выстроить на этом глобальную моральную систему, основанную на личном инстинкте сострадания, — проваливалась. Наплодив гигантский пласт обманутых лозунгами слепцов, готовых поклоняться кому угодно, лишь бы не выпадать из «стада».

Это неконкретное «возлюби» стало причиной океанов крови язычников, религиозных войн, инквизиции, нацизма и уродливых национализмов. Одни заперлись в анклавах, считая себя «богоизбранными», другие вырезают всех несогласных с учением их пророков. Третьи предлагают веру в фантастическую, безосновательную любовь к любой биологической сущности. Ложь, обман и принуждение. Под лозунгами любви.

Есть выход? Конечно, но его старательно заколотили давным-давно, завалив для верности камнями. Даже в современный период просвещённого либерализма никто не будет воспитывать у каждого человека чувство индивидуальности, личной независимости и критической гордости. Цивилизациям с лозунгами «возлюби» нужны или воины… или легковерные рабы.

Именно такая постановка вопроса сломала древний уклад родоплеменного общества, полностью самодостаточного. Там все были земледельцами и воинами, зрителями и артистами, священниками и прихожанами. Без всяких идеологических паразитов. Но выведя религиозность сознания в добродетель, снабдив ее мифическими «лидерами» — началось подавление авторитета семьи и рода.

Человека извлекли из семейной ячейки, пополнив общее стадо, став уничтожать сильных духом, сомневающихся соплеменников, а потом и «дальних», не сообразивших что такое «возлюби». Начался обратный эволюционный отбор, когда общая серость продуцирует не самых талантливых, умных и смелых вождей и мыслителей… а коллективную ненависть.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Легко любить дальних,

но тяжело полюбить ближних — знакома ведь эта народная мудрость? Всё верно: первых ты видишь каждый день во всей полноте достоинств и недостатков. От «ближних» ждём постоянно большего, на них рассчитываем. А «дальние» находятся в идеализированном состоянии. От них мало что зависит, на помощь особо не рассчитываешь. Тем более, они не напрягают, всегда открытки шлют на праздники, по телефону радостно щебечут, застолья с ними весёлые.

Но тут подвох, о «дальних» вы не имеете всей полноты информации, какие у них недостатки, изъяны, привычки. Лишь картинка лубочная, сформированная эмоциями, идеализмом, господствующим информационным полем. Соседи по коммуналке готовы убить друг друга, но как они обожают президента или депутата от своего округа! Ничего толком не зная.

Чувство «любви» нужно доказывать делами, не словами. Иначе оно умирает. Легко любить «дальнего», ничего не делая. Он ведь не увидит, даже не заподозрит. Просто озвучивай (если требуется) свои признания, всего-то делов. Вот почему самые страшные конфликты — между «ближними». Конфликт интересов, взаимное непонимание даже в мелочах (а из них состоит жизнь) — основа для трудностей в «любви к ближнему».

Именно поэтому христианство проиграло собственную партию, запутав неимоверно мозги пастве, породив моральные извращения и самообманы. Возлюблю дальнего, удавлю ближнего. Хотя всего-то нужно быть внимательным к... близкому.

Выводы

пора делать. Сначала была мысль: не безоговорочно, а лишь по очкам с минимальным перевесом, присудить победу морального превосходства — иудаизму. Но остановила декларируемая «богоизбранность», презрение к «гоям» и прочим «дальним». Спорная, порой кощунственная «иерархия любви», не распространяющаяся дальше собственной общины. Но хоть честно, без претензий на общечеловеческую моралистику.

Христианский призыв «любить всех, даже врагов» — полная белиберда и ложь, никогда не работавшая на практике. Пустое сотрясание воздуха, уничтожившее самые древние, здоровые институты семейного и родового существования и соседской взаимовыручки, наплодившее циничных космополитов, уверенных в магии покаяния и всепрощения.

Есть в религиях полезные инструкции, позволяющие «возлюбить ближнего и дальнего»? Конечно. На это способны очень специфические, те самые «избранные» стоики и подвижники, стремящиеся к несбыточному идеалу. Посвящённые и познавшие, готовые словом и делом защищать гонимых и обижаемых. Они старались (безуспешно) продвинуть такую глобальную религиозную ценность на всё общество.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Их при жизни не понимали, преследовали и убивали даже единоверцы. Но почти всегда после смерти начинали идеализировать, горестно вздыхая: «как много он не успел сделать, насколько остался не понятым!». Давайте канонизируем, включим в национальные Мифы, назначим «великим классиком и мыслителем» и т.д. Но следовать идеалам этих праведных людей всё-таки поостережёмся. Народец-с не поймёт столь глубокого замысла.

Пусть лучше занимаются извращённым мазохизмом, любят своего врага больше, чем любят себя самого. Жрут друг друга в семьях и на лестничной площадке, но обожают «дальнего» царя-батюшку и прочих лидеров общественного мнения. Даже тех, кто делает их жизнь рискованной, нищей, беспросветной и убогой.

Победит цивилизация эти тысячелетние деструктивные разрывы сознания? Наверное. Когда-нибудь. Если всерьёз начнёт относиться к здоровому индивидуализму, который не противоречит коллективизму… Когда в оценке власти всех уровней, анализе общественных явлений исчезнут пустые лозунги, с очень хитрыми толкованиями заинтересованных властолюбцев. Когда индивидуалист будет иметь достаточно личного времени на осмысление происходящего, не слыша щелчков кнута пастухов и «белого шума» пропаганды.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Когда общество станет немногословным, недоверчивым, образованным и критически мыслящим. Когда выбирать лидерами государств будут первых, не давая им становиться главными. Когда никакой общественный институт не будет способен шевелением брови отправлять миллионы лить кровь, или менять собственный пол с сексуальными пристрастиями.

Утопия? Пока да. Когда есть «посвящённые» толкователи слов учителей-пророков-лидеров… ничего не изменится, манипулирование продолжится. А миллионы слепцов будут с пеной у рта стоять на страже демагогии Яхве, Христа, Будды, «Продовольственной Программы», национальных интересов в тысяче вёрст от собственного порога и прочей мифологии. Даже прозябая в нищете и несправедливости.

Вопрос: так как относиться к этой патологической любви к «ближним и дальним»? Называть вещи своими именами, только и всего. К первым относиться доброжелательно и уважением, а поступки (не слова!) вторых подвергать критическому, взвешенному анализу. Так исчезнут из головы всякие «спасители», «отцы родные» и добрые «цари-батюшки». Это не трудно, требуется лишь интеллектуальное небольшое усилие… Возлюбите близких, остальное вам придумали не очень чистоплотные властолюбцы.

Вопрос непростой, была мысль в состязание включить все господствующие монотеистические верования.-9

#история религий #христианство #иудаизм #заповеди #мораль #возлюби ближнего #психология #общество