Найти тему
Котик Дикий

История станции Московского метро, которую построили за несколько месяцев люди без специальных навыков.

История станции Московского метро, которую построили за несколько месяцев люди без специальных навыков.

Правда ли, что станцию построили всего за 11 месяцев люди, которые никогда раньше ничем подобным не занимались? По какой причине чиновники решили изменить проектное название? Какие элементы декора станции мы уже никогда не сможем увидеть? А также - куда пропал второй вестибюль "Парка культуры", и как выглядел существующий, пока не построили Крымскую эстакаду? Об этом и не только расскажу сегодня.

За 11 месяцев без навыков и опыта

Станция "Парк культуры" должна была стать конечной на первом отрезке Московского метро, который открылся в мае 1935 года. Несмотря на то, что работы завершили всего за 11 месяцев, строительство шло трудно. Во-первых, были сложные геологические условия. Хоть станцию и возводили открытым способом, грунтовые воды залегали практически сразу под поверхностью и угрожали размыть другие горные породы, строительные укрепления и фундаменты близлежащих зданий. Застройка вдоль прокладываемого тоннеля была плотной. Например, стены провиантских складов на пересечении Остоженки и Садового кольца находились всего лишь в 1,5 метрах от котлов. 

Во-вторых, самих рабочих трудно было назвать квалифицированными специалистами. Многие из них до этого момента даже лопаты в руках не держали. В основном трудились на красильных, ткацких, пуговичных и кондитерских фабриках. Пришлось как можно быстрее людей переучивать, чтобы они освоили новую профессию. Потом тем же добровольцам потребовалось овладеть дополнительными навыками, чтобы закончить отделку станции. Конечно, учиться, да ещё и в такой короткий срок, было трудно. Тем не менее на выходе получились специалисты действительно широкого профиля.

-2

Большой проблемой для строителей стало пересечение Остоженки и Садового кольца, то есть Крымская площадь. Московские власти запретили останавливать здесь движение транспорта. Поэтому рабочим пришлось сооружать деревянный мост на сваях. А уже под ним рыть котлован для будущей станции. Делали временную переправу для транспорта по ночам, чтобы никому не мешать. Главной задачей для строителей была гидроизоляция из-за грунтовых вод. Ей уделили больше всего внимания. Результат получился хорошим - в тоннелях и на самой станции проверяющие комиссии не нашли подтёков.

Откуда название, если парк далеко

В конце октября 1934 года строительные работы завершили. А уже 31 января 1935 была готова отделка станции. Такая вот невероятная скорость. Если почитать рассказы самих рабочих того времени, то привлекает внимание их воодушевление и энтузиазм. Не могу на 100% утверждать, что в действительности так и было. Тем не менее, хочется верить, что #история правдива.

Изначально планировалось, что станцию назовут в честь Крымской площади, которая находилась на поверхности. Однако в процессе работ чиновники поменяли решение. И в 1935 году пассажиры попали на "Парк культуры". Это несколько странно, учитывая, что до центрального входа самого ПКиО им.Горького идти почти километр от наземного вестибюля метро. Специалисты высказывают следующую версию. Возможно, сделали так для удобства москвичей и туристов.

-3

ПКиО им. Горького считался в те времена образцом советского паркового искусства. Здесь были не только красивые аллеи, но и скульптуры, а также аттракционы. Кроме того, на тот момент эта станция #метро действительно была к нему ближайшей. Видимо, чтобы сориентировать пассажиров по маршруту до лучшего московского парка, ей и присвоили такое название. Хотя идти от неё, конечно, прилично.

Царство тёплых оттенков

Проект станции придумали архитекторы Г.Т. Крутиков и В.С. Попов. Внешний облик платформы типичный для Первой очереди Московского метро. В центре - два ряда массивных квадратных колонн. Их, кстати, отделали крымским мрамором коричневого цвета. То есть изначально архитекторы планировали подчеркнуть связь с названием ( "Крымская площадь"). Верхнюю часть колонн украсили лепниной. Её оттенок напоминает золотой.

На путевых стенах также можно увидеть колонны. Только плоские. Эти украшения называются пилястрами. Они сделаны из тёмно-розового мрамора. Изначально стены облицевали белоснежной керамической плиткой. Её форма повторяла шестигранник. Но со временем материал заменили. Теперь это маленькие квадратики более тёмного цвета.

Потолок побелили, а также декорировали большими кессонами (квадратными углублениями). Есть версия, что сначала их выкрасили в оранжевый, чтобы сделать станцию более интересной. Однако подтверждений этому найти пока не удалось. Завершили оформление "Парка культуры" интересным освещением. По бокам, в кессонах, разместили лампы в круглых плафонах. А по центральной оси расположили огромные люстры. Они чем-то напоминали освещение во дворцах.

К сожалению, в 1960-х оригинальные люстры исчезли. Их заменили на квадратные светильники. Ну, спасибо, что хотя бы не на обычные люминесцентные лампочки, как на других станциях. От бокового освещения отказались вовсе. Из положительных изменений можно упомянуть про замену покрытия платформы. Изначально его сделали из асфальта, но в 1960-х здесь положили тёмный гранит.

Куда пропал один из наземных вестибюлей

-4

К выходам в город с платформы ведут четыре пешеходных мостика. Некоторые архитекторы считают их недостатком станции. Они, во-первых, портят внешний вид, загромождая обзор. Во-вторых, создают очень узкие проходы вдоль лестниц. С последним аргументом действительно можно согласиться. Передвигаться по узкой части платформы некомфортно. Сегодня у "Парка культуры" формально всего один собственный наземный вестибюль.

Круглое сооружение выходит на улицу Остоженка и смотрится маленьким и чужеродным на фоне городского пейзажа. Однако, пока в 1960-х не появилась эстакада через Крымскую площадь, всё выглядело красиво и уместно. Рядом ещё располагался маленький парк. Так что вестибюль производил приятное впечатление. Второй выход в город у "Парка культуры" сегодня общий с одноимённой станцией Кольцевой линии. Его построили в 1950 году.

Изначально тут располагался второй вестибюль станции ныне Сокольнической линии. Он выглядел совсем по-другому. Чем-то даже напоминал здание библиотеки имени Ленина, только в миниатюре. Внешние архитектурные особенности не буду описывать, посмотрите на фотографии выше. Внутри всё было несколько интереснее, чем сегодня. Широкая лестница вела в кассовый зал, а на полукруглых сводах сделали маленькие кессоны и выкрасили их в голубой цвет. Чтобы создать иллюзию неба.

Также здесь были колонны, большие люстры, серый и белый мрамор и метлахская плитка в качестве напольного покрытия. В конце 1940-х вестибюль снесли, чтобы построить новое сооружение для Кольцевой линии. Это была уже совсем другая #архитектура .

Кто-то может сказать, что станция невзрачная и не такая красивая, как дворцы на Кольцевой линии. Однако для 1935 года, когда любое сооружение под землёй воспринималось, как что-то невероятное, такая архитектура считалась восхитительной. В те времена ещё не было моды на показную роскошь. Поэтому станции первой очереди получились такими: с одной стороны, скромными; с другой - очаровательными. Это относится ко всем платформам, в том числе и к "Парку культуры".